![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Проверка прошлого венчурной компании
• Для того, чтобы убедится, что Вы вступили в контакт с уважаемой (reputable) венчурной компанией необходимо переговорить с Вашим банкиром и банкиром компании и выяснить:
Наличие средств для инвестирования
Репутацию
• Некоторое представление о венчурной компании дадут сведения о ее аудиторе, консультантах, юристах
• Необходимо получить от венчурного капиталиста список компаний, в которые он инвестировал и задать вопросы этим компаниям • Среди вопросов, которые необходимо выяснить:
Как долго занимает процесс получения денег? Является ли венчурная фирма разумной? Являются ли менеджеры венчурной компании честными, можно ли им доверять? Как ведутся переговоры, о чем идет речь? Трудно ли с компанией иметь дело, действует ли она как партнер? Что менеджеры венчурной компании хотят от инвестируемой компании, что допускается и что нет? Что можно получить от венчурной компании кроме денег, что она делают бесплатно, а за что требуется платить? На сколько активно венчурная компания вовлечена в бизнес, можно ли от них услышать советы о том, как вести бизнес? Помогает ли венчурная компания или мешает, польза от нее или вред? Как ведет себя венчурная компания в период кризисных ситуаций? В другой раз стали бы они работать с данной венчурной компанией? Лекция 9.1. Время, требуемое для привлечения венчурного капитала
• Вопрос о времени, требуемом для привлечения венчурного капитала (от момента первых контактов до времени юридического завершения сделки (legal closing) и перевода денег (fund disbursement) является ключевым, т.к. от него зависит время начала или ход реализации плана компании
• Это время может варьироваться от 4-5 недель до 6 месяцев и зависит от множества факторов. Средним сроком является 6-8 недель
• Венчурный капиталист должен:
Рассмотреть заявку в письменной форме, понять отрасль, бизнес в отрасли, планы компании и уровень менеджмента и принять решение о целесообразности продолжения работы
Провести переговоры с предпринимателем или компанией и согласовать предварительные условия инвестиции (term sheet), которые в дальнейшем лягут в основу юридических документов (shareholder agreement, share purchase agreement, amendments to charter)
Провести проверку компании (due diligence) и подготовить проекты юридических документов
Подготовить материалы для принятия решения инвестиционным комитетом (commitment)
Наиболее длительное время требуется для проведения анализа отрасли, бизнеса и компании. Сократить это время можно обратившись к источнику венчурного капитала, который уже знаком с отраслью, а также оказывая венчурному капиталисту всевозможную помощь
В условиях незрелости бизнеса в России длительное время может потребовать юридическая проверка (legal due diligence) и исправление выявленных в ее ходе нарушений Лекция 9.2. Мифы о венчурном капитале
• Существует несколько мифов, связанных с венчурным капиталом:
Миф 1 – венчурные капиталисты заинтересованы в получении контроля над компанией и диктате, как управлять компанией
Миф 2 – необходимо, чтобы кто-то представил компанию венчурному капиталисту
Миф 3 – венчурные капиталисты заинтересованы только в новых технологических открытиях
Миф 4 – венчурные капиталисты удовлетворятся скромным доходом на инвестиции
Миф 5 – венчурные капиталисты инвестирую быстро
Миф 6 – венчурные капиталисты заинтересованы в поддержке новых идей и изобретений в области высоких технологий, а менеджмент компании имеет второстепенное значение
Миф 7 – венчурному капиталисту достаточно краткой базовой информации для того, чтобы инвестировать
• 9.2.1. Миф 1 – венчурные капиталисты заинтересованы в получении контроля над компанией и диктате, как управлять компанией – наиболее далек от правды
• Ни один венчурный капиталист намеренно не заинтересован в получении контроля над малым бизнесом
• Более 50% в компании требуются венчурному капиталисту только в том случае, если меньше не получается исходя из объема средств, требуемых компании
• Венчурный капиталист не заинтересован в оперативном управлении бизнеса. Во-первых, как правило, нет ответствующего опыта и ресурсов, а во-вторых, оценка менеджмента составляет значительную часть (до 25-30%) от общей стоимости компании
• Венчурному капиталисту важно, чтобы без его участия не принимались лишь важнейшие решения
• 9.2.2. Миф 2 – необходимо, чтобы кто-то представил компанию венчурному капиталисту – представление через социальные контакты не требуется, это время ушло
• Хорошая заявка, содержащая описание бизнес-предложения, является самой лучшей формой представления
• Большая часть фондов венчурного капитала управляется представителями среднего класса, а не членами элиты и они заинтересованы в хороших инвестициях
• С другой стороны, хорошие деловые контакты и известность в деловом мире никому не вредила
• 9.2.3. Миф 3 – венчурные капиталисты заинтересованы только в новых технологических открытиях – большинство источников венчурного капитала не заинтересованы в революционных идеях, меняющих жизнь людей
• Для развития и реализации такого рода идей до момента получения существенных прибылей требуется от 10 до 20 лет, что находится за временным горизонтов венчурного капитала, редко превышающего 4-5 лет
• Венчурные капиталисты больше заинтересованы в инновационных или эволюционных технологиях – новом типе компьютера, чипа, новой маркетинговой технологии, том, что требует относительно скромных изменений
• Действительно, венчурные капиталисты ориентируются на высокие технологии, но ищут-то они не их, а компании, обещающие высокие темпы роста
• Если имеется компания с хорошими перспективами роста на рынке значительного размера, она всегда привлечет внимание венчурного капитала
• 9.2.4. Миф 4 – венчурные капиталисты удовлетворятся скромным доходом на инвестиции – прямо противоположно – ни один венчурный капиталист не ожидает разумного дохода, наоборот, доход должен быть неразумно и неожиданно высоким
• Разумный доход может быть получен от инвестиций в акции сотен торгуемых компаний при рисках, существенно более низких, чем при инвестициях в малый бизнес
• Каждая венчурная инвестиция предполагает высокий уровень риска, которому должна соответствовать высокая доходность
• Венчурный капиталист, выбрав компанию с хорошими перспективами роста, надеется заработать не меньше, чем другие владельцы компании, каждый их которых инвестировал в эту компанию тот ресурс, которым он располагает – мозги, опыт, руки, деньги
• Даже если компания верит, что ее бизнес находится в особой ситуации и потенциал продукта и высокий спрос принесут высокий доход при низких рисках, стоит спросить, все ли риски и возможности неудачи удалось учесть и почему же в таком случае компания не обращается в банк за кредитом, а пытается привлечь венчурный капитал
• Реализация бизнес-плана не означает автоматический успех для компании и имеются случаи, когда это не срабатывает по независящим от компании причинам (изменение ситуации в отрасли или на мировых рынках)
• 9.2.5. Миф 5 – венчурные капиталисты инвестирую быстро – напротив, как правило, привлечение венчурного капитала занимает относительно длительное время – в среднем не менее 6-8 недель
• Даже если имеется хорошо подготовленное бизнес-предложение в более короткие сроки получить средства вряд ли удастся (если нет обязательных для выполнения требований по срокам, например, в случае приватизации)
• К венчурному капиталисту поступает от 50 до 100 заявок в месяц и как минимум 10 привлекают его внимание
• Все 10 будут прочитаны и пара потребует более тщательного рассмотрения, анализа, переговоров и исследований
• Из 2-3 заявок одна будет проинвестирована, т.е. отдача составит не более одного процента, но времени на рассмотрения понадобится на все 100
• После отбора единственной заявки потребуется дополнительное время на более тщательный анализ, проработку и исследования
• Поэтому, если требуется сократить время на получение инвестиций лучше сосредоточится на тщательной подготовки бизнес-предложения
• 9.2..6. Миф 6 – венчурные капиталисты заинтересованы в поддержке новых идей и изобретений в области высоких технологий, а менеджмент компании имеет второстепенное значение – напротив, венчурный капиталист ориентируется не на идею, а на поддержку команды менеджеров
• Если имеется хорошая идея, но недостаточный опыт в менеджменте или знание отрасли, надо искать не венчурного капиталиста, а команду менеджеров и экспертов
• Венчурный капиталист никогда не поверит в идею без команды, которая может доказать свои возможности по реализации идеи и имеет опыт
• Не обязательно необходимо иметь всю команду (в т.ч. специалистов в области финансов или маркетинга, которых может порекомендовать и венчурный капиталист), но отраслевые эксперты, сплоченные в команду – обязательны
• 9.2.7. Миф 7 – венчурному капиталисту достаточно краткой базовой информации для того, чтобы инвестировать – детальное и хорошо структурированное бизнес-предложение является единственным средством для привлечения внимания венчурного инвестора
• Вместе с тем, такое бизнес-предложение хотя и необходимо для начала переговоров, но не заменяет детальный бизнес-план
• Каждый венчурный капиталист перед тем как приступить к рассмотрению заявки хочет быть уверен, что предприниматель продумал бизнес план в полном объеме
• Тщательно подготовленные бизнес-предложения и бизнес-план выполняют две функции:
Информируют венчурного капиталиста о наличии идеи
Подтверждают, что предприниматель продумал свой бизнес, знает отрасль и осознал все потенциальные проблемы Тема 3. Структурирование сделок с использованием венчурного финансирования. Лекция 10. Типовая сделка с использованием венчурного финансирования. Презентация компании (Summary Presentation)
• Презентация – основной документ для привлечения инвестиций. Основная задача – продать ваш проект и идею венчурному капиталисту, подцепить его на крючок
• Презентация призвана возбудить интерес венчурного капиталиста к проекту и компании и убедить его, что именно данная инвестиционная возможность (opportunity) является наиболее привлекательной, побудить его вступить в контакт с компанией
• Поэтому презентация должна рассматриваться и строится как рекламный материал, ориентированным на продажу (selling orientation), с выверенным (polished) текстом и четко сформулированными бизнес-идеей и посланием (message), которое будет конкурировать за получение венчурного капитала с тысячами других
• При этом, надо стремится избежать формирования у венчурного капиталиста впечатления, что вы – продавец, во-первых, а результативными деятель (achiever) – лишь, во-вторых
• Частая ошибка – использование формата Проспекта (Prospectus) – но там иная задача – по требованию SEC – сухой текст, показывающий, где и почему деньги могут быть потеряны
10.1. Что может заинтересовать венчурного капиталиста:
• Наличие компетентного менеджмента с опытом, который мог бы реализовать новый новое решение в понятной и традиционной отрасли
• Возможности получения значительной и даже большей, чем планируется прибыли
• Уникальность предлагаемого решения или ситуации на рынке, если используется традиционное решение
• Возможность для компании стать публичной или по иному обеспечить выход для инвестора
Все эти базовые идеи должны найти найти отражение в презентации
10.2. Эффективный формат презентации: • Компания • Контактное лицо • Тип бизнеса • Краткое описание компании (Company Summary) • Менеджмент • Продукт/услуга и конкуренция • Требуемые инвестиции (Funds Requested) • Обеспечение (Collateral) • Использование инвестиций (Use of Proceeds) • Финансовые показатели • Финансовый план • Выход (Exit)
• Если предполагается сложная структура финансирования, следует описать и ее
|