![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Этапы многолетней подготовки юных волейболистов
Продолжительность многолетней подготовки резервов имеет определенные границы: это предельный возраст (9—11 лет), позволяющий успешно решать задачи специализированной подготовки, и возраст (18—20 лет), когда волейболистов включают в составы команд высших разрядов. Существуют три этапа многолетней подготовки спортивных резервов, которые отвечают специфике игровых видов спорта. Первый этап — этап отбора, начальной спортивной подготовки. Его характеризует универсальность в постановке задач, выборе средств и методов применительно ко всем учащимся, т. е. исключается специализация по игровым функциям. Возраст 9—14 лет. Задачи этапа: 1. Выявление способных детей и отбор для занятий в спортивном коллективе. 2. Привитие стойкого интереса к занятиям спортом, к волейболу. 3. Развитие быстроты, ловкости, гибкости, скоростно-силовых качеств, укрепление опорно-двигательного аппарата. 4. Развитие специальных качеств и способностей, обусловливающих успешное овладение навыками игры. 5. Обучение основам техники и тактики игры. 6. Приучение к игровой и соревновательной деятельности. Содержание подготовки: 1. Отбор детей для занятий волейболом в спортивных коллективах на основе нормативных показателей. 2. Подготовка и сдача нормативных требований комплекса ГТО (соответственно возрасту). 3. Упражнения для развития быстроты, ловкости, ско-ростно-силовых качеств, укрепления опорно-двигательного аппарата, совершенствования жизненно важных двигательных навыков, подвижные игры, эстафеты, гандбол и баскетбол по упрощенным правилам («мини»). 4. Подготовительные упражнения для развития специальных качеств и способностей, облегчающих овладение техникой игры и тактическими действиями. 5. Подводящие упражнения, упражнения по технике и тактике, способствующие овладению рациональной техникой игры и тактическими действиями. 6. Подготовительные к волейболу игры, мини-волейбол, учебные игры с заданиями, контрольные игры. 7. Теоретические занятия, предусмотренные программой. 8. Соревнования по физической подготовке, технике игры, мини-волейболу (10—12 лет), волейболу (13—14 лет). 9. Оценка уровня подготовленности юных спортсменов (физического развития, физической, технической, тактической, интегральной подготовленности). Второй этап — этап специальной подготовки, дифференциации спортсменов по игровым функциям, универсальной подготовки с элементами специализации. Возраст 15—17 лет. Задачи этапа: 1. Повышение уровня общей физической подготовленности, функциональных возможностей. 2. Развитие специальных качеств и способностей, необходимых для совершенствования навыков игры. 3. Прочное овладение основами техники и тактики, навыками игры. 4. Определение игровой функции каждого спортсмена и с учетом этого индивидуализация подготовки. Содержание подготовки: 1. Подготовка и сдача нормативных требований комплекса ГТО (соответственно возрасту). 2. Упражнения для развития основных двигательных качеств, совершенствования навыков естественных движений, расширения двигательного опыта. 3. Занятия другими видами спорта (гандбол, легкая атлетика, акробатика и т. п.). \ 4. Упражнения для развития специальных физических способностей, необходимых при овладении и совершенствовании технических приемов и тактических действий; упражнения с отягощениями, на специальных тренажерах. 5. Подводящие упражнения, упражнения по технике и тактике, способствующие овладению основным технико-тактическим арсеналом волейбола, в том числе с применением технических средств. 6. Интегральная подготовка, цель которой — научить спортсменов в соревновательной деятельности реализовывать игровые навыки и повышать их надежность. Сюда входят упражнения, в которых в единстве решаются вопросы физической и технической, технической и тактической подготовки, игровые упражнения, учебные игры с заданиями, контрольные и соревновательные игры с установкой на игру и последующим ее разбором. 7. Теоретические занятия, предусмотренные программой. 8. Определение игровой функции каждого спортсмена (связующего, нападающего), индивидуализирование занятий с учетом этих функций, специальные задания в учебных и контрольных играх, установки и разбор соревнований. 9. Оценка уровня подготовленности волейболистов (физического развития, физической, технической, тактической, интегральной, теоретической подготовленности). Третий этап — этап спортивного совершенствования, специализации на основе универсальной подготовки. Возраст 18—20 лет. Задачи этапа: 1. Повышение функциональных возможностей, общей и специальной физической подготовленности до уровня требований, предъявляемых к игрокам в командах высших разрядов. 2. Достижение высокого уровня технической и тактической подготовленности на основе индивидуализации тренировки. 3. Достижение высокого мастерства в выполнении игровой функции в команде на базе высокой универсальной подготовленности. 4. Достижение стабильности игры (надежности игровых навыков в сложной соревновательной обстановке). Содержание подготовки: 1. Подготовка и-сдача нормативных требований комплекса ГТО (соответственно возрасту). 2. Упражнения для развития основных двигательных качеств до уровня, обеспечивающего успешное решение задач специальной подготовки. 3. Упражнения для укрепления опорно-двигательного аппарата и мышц, несущих основную нагрузку в игре. 4. Упражнения для развития специальных качеств и способностей до уровня, создающего предпосылки для совершенствования технико-тактического мастерства. 5. Индивидуализация технико-тактической подготовки с учетом игровых функций спортсменов. 6. Интегральная подготовка в условиях более сложных по сравнению с соревновательной деятельностью. 7. Соревновательная подготовка (контрольные игры и участие в соревнованиях). 8. Теоретические занятия по специальной программе. 9. Оценка уровня мастерства волейболистов (физического развития, физической, технической, тактической, интегральной и теоретической подготовленности). По содержанию подготовка на этом этапе схожа с подготовкой спортсменов в командах высших разрядов.
|