![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Специфика волейбола и оценка мастерства юных волейболистов
В построении модельных характеристик главную роль играют структура соревновательной деятельности и факторы, определяющие ее эффективность. В основе волейбола — игровая деятельность, которую можно рассматривать как регулируемую сознанием внутреннюю (психическую) и внешнюю (двигательную) активность спортсмена, направленную на достижение поставленной цели — победы над соперником, Игровая деятельность приобретает характер соревновательной с момента вступления в противоборство двух соперничающих команд. Для игровой соревновательной деятельности характерны постоянно меняющиеся условия — все действия отдельных игроков, звеньев игроков и команды в целом находятся под жестким контролем противника, старающегося разрушить защиту, атаку, навязать свой план игры, одержать победу. Этим объясняется сложность и быстрота решения двигательных задач в непрерывно меняющихся условиях. Волейболист должен учитывать расположение игроков на площадке (своих и команды противника) и положение мяча, предугадывать действия партнеров и разгадывать замысел противника, быстро реагировать на изменения обстановки и принимать решение о наиболее целесообразном действии, своевременно и эффективно выполнять его. При скоростной игре степень сложности и срочность решения задач, которая зависит от быстроты действий игроков, значительно повышается. Коллективный характер действий игроков команды диктует требования к их организации. Игровая организация определяется способами объединения игроков в единый коллектив: — основные роли игроков и их функциональные обязанности; — способы взаимодействия между игроками команды в процессе выполнения игровых ролей на соревнованиях; — руководство и управление в команде в процессе игры (отношения «руководство — подчинение» и «управление — исполнение»); — основные информационные каналы, которые существуют между игроками в процессе игры (с учетом отношений «руководство — подчинение» и «управление — исполнение»); — взаимоотношения в команде во время игры. Таким образом, результат соревнований определяют действия команды в целом в процессе противоборства, точнее — взаимодействия игроков. Следовательно, индивидуальное владение техникой, тактикой и наличие достаточной физической подготовленности являются условиями, лишь необходимыми для успешной игры команды, но далеко не достаточными. Необходимы также отлаженные взаимодействия и отношения между отдельными игроками внутри звеньев, между звеньями и в команде в целом. Особенность соревновательной игровой деятельности состоит в большом количестве технических приемов и тактических действий, а также в необходимости выполнять их многократно в процессе соревнования (в одной встрече, в серии встреч). В одном соревновании спортсменам приходится принимать участие в нескольких встречах, причем каждая встреча довольно продолжительна. И на всем протяжении игры, находясь в непрерывном противоборстве с противником, каждый игрок должен действовать, не снижая эффективности действий, оптимально выполняя свою игровую роль. В годичном цикле спортсмены команд высших разрядов прово- дят до 80—90 игр, при этом приходится встречаться с разным по техническим, тактическим, физическим характеристикам, по манере игры и т. д. противником. Не менее важно в подготовке волейболистов и то, что для игрока противопоказаны жесткие стандартные навыки — ведь игровые ситуации никогда в точности не повторяются. Физические способности обеспечивают эффективность и надежность технико-тактических действий в соревновательной обстановке. Прежде всего это скоростно-силовые качества, различные проявления быстроты, ловкости, специальной выносливости. От уровня развития специальных физических качеств зависит качество овладения техникой и тактикой в учебно-тренировочном процессе и надежность действий в соревнованиях. Функциональные возможности и морфологические признаки оказывают влияние на эффективность соревновательной игровой деятельности. Психические качества и свойства личности, морально-волевые качества существенным образом «задействованы» в структуре соревновательной деятельности. Таким образом, мы можем определить круг основных факторов, влияющих на эффективность соревновательной игровой деятельности: — арсенал технических приемов; — арсенал тактических действий; — умение применять в игре и соревнованиях изученные технические приемы и тактические действия; — эффективлость игровых действий (выигрыш, ошибки); —мастерство выполнения игровой функции; — активность в игре («агрессивность», творчество) с учетом избранного тактического плана и соблюдения игровой дисциплины; — уровень развития специальных качеств и способностей; — морфологические признаки (в первую очередь длина тела); — возраст и спортивный стаж; — морально-волевые качества, интеллектуальная подготовка; — средства и методы тренировки с учетом возраста, пола и подготовленности спортсменов; — оптимальное соотношение времени на виды подготовки в многолетнем и годичных циклах; — динамика тренировочных и соревновательных нагрузок в многолетнем и годичных циклах; — способности к восстановлению после больших физических нагрузок и психических напряжений, восстановительные мероприятия в процессе тренировки и соревнований; — состояние здоровья. В волейболе каждый игрок должен «работать на команду в целом», работать на достижение цели, поставленной перед ней. Без такой настройки каждого игрока немыслима достаточно сильная команда. Результаты соревнований являются пока единственным критерием оценки уровня мастерства волейболистов и качества работы тренеров команд. Отождествление результатов соревнований — занятого командой места с уровнем спортивного мастерства приводит к целому ряду отрицательных явлений в системе подготовки спортсменов, и особенно резервов. Оно скрывает качественную сторону подготовки и фактически ничего не говорит о действительном уровне подготовленности игроков. В работе с юными волейболистами это приводит к тому, что оценка деятельности тренера в настоящем никак не связана с главным результатом его работы — воспитанием спортсменов, по уровню подготовленности соответствующих тем требованиям, которые предъявляются к игрокам команд высших разрядов. Поэтому весь смысл своей работы тренер юных спортсменов видит только в том, чтобы наилучшим образом подготовиться и выступить в ближайших соревнованиях. К тому же далеко не все юные спортсмены имеют возможность участвовать в соревнованиях, а в каждом соревновании только три призовых места. Нетрудно сделать вывод: сложившаяся традиционная система оценки не служит стимулом для активной, творческой работы большинства тренеров. В основу оценки должны быть положены модельные характеристики, рассчитанные на весь многолетний период подготовки. Без таких характеристик, четко выраженных в количественных величинах, процесс подготовки спортсменов малоуправляем, тогда основные функции управления — планирование и контроль — не эффективны.
|