![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Уровень технической подготовленности
Техническую подготовленность юных волейболистов оценивают по двум показателям: первый — арсенал технических приемов и способов их выполнения, включенных в программу для соответствующего возраста, и второй — результаты выполнения контрольных испытаний по технической подготовке. Приемы игры в нападении и защите 11 лет: перемещения; стойки (1) —основная, низкая; передвижение приставными шагами (2); остановка шагом (3); сочетание перемещения и остановки (4); передачи — сверху двумя руками: в стену (5) на месте и в движении приставными шагами вправо, влево; над собой на месте, в парах на месте и в движении (6); отбивание мяча кулаком в прыжке у сетки (7); подачи — нижняя прямая в пределы площадки, в правую и левую половину (8); нападающий удар — прямой удар с разбега по мячу в держателе или на резиновых амортизаторах (9); прием мяча — сверху двумя руками: брошенного через сетку (расстояние 4—6 м), от нижней прямой подачи (10); снизу двумя руками в стену многократно, от нижней подачи (11); блокирование — одиночное (задержание мячей из поролона ластами, надетыми на кисти рук (12). 12 лет: перемещения; сочетание способов перемещений и остановок (1); перекаты, падения на месте и после перемещения (2); передачи — сверху двумя руками: встречная передача, расстояние 4—5 м (3), через сетку в заданную зону (4), стоя спиной по направлению в тройках (5), в прыжке вперед-вверх (6); отбивание мяча через сетку, стоя спиной к ней из глубины площадки (7); подачи—нижняя прямая в заданную зону (8); верхняя прямая в пределы площадки (9); нападающий удар — прямой удар по ходу (10) из зон 4 и 2 с передачи из зоны 3 (девочки — с подбрасывания мяча партнером); прием мяча — сверху двумя руками: мяча, брошенного через сетку с расстояния 8—10 м (11), нижней подачи с последующим падением и перекатом в сторону на бедро и спину (12); снизу двумя руками с задней линии послать мяч к сетке в зоны 3 и 2; подачи в зонах 6, 1, 5 и первая передача в зоны 3 и 2 (13); блокирование —одиночное (14) прямого удара по ходу из зон 4 и 2 (стоя на подставке, удар выполняется по подброшенному партнером мячу). 13 лет: перемещения — прыжки, падения — на месте и после перемещения (1); сочетания перемещений, остановок, падений и прыжков (2); передачи — сверху двумя руками: в стену стоя, сидя, лежа, во время перемещений, сочетания этих действий (3); стоя спиной у сетки (4); в прыжке — через сетку (5); с последующим падением назад и перекатом на спину (6); из зоны нападения через сетку на заднюю линию (7); подачи—нижняя в заданную зону (8); верхняя прямая в правую и левую, дальнюю и ближнюю к сетке половину площадки (9); верхняя боковая подача мяча в держателе (10); нападающие удары — прямой удар по ходу из зон 4, 3, 2 с высоких и средних по высоте, коротких и сред- -них по расстоянию передач (11), из зон 4 и 2 с передач из глубины площадки (12), слабейшей рукой из зон 2 и 4 (13) с переводом вправо с поворотом туловища вправо (14) из зоны 2 (по мячу в держателе); прием мяча — сверху двумя руками: передача с расстояния 8—10 м через сетку, нижней подачи (15), с последующим падением и перекатом — от передачи, удара одной рукой стоя, передачи в прыжке через сетку (16); снизу двумя руками: верхней прямой подачи (17), нападающего удара (стоя на подставке), передачи в прыжке через сетку, от сетки (18); снизу одной рукой с последующим падением и перекатом в сторону на бедро и спину, мяч набрасывает партнер (19); блокирование — одиночное ударов из зон 4 и 2 в зоны 5 и 1 соответственно с высоких и низких передач, из зоны 3 в зону 5 (20). 14 лет: перемещения — передвижение на максимальной скорости и чередование способов (1), сочетание с остановками, падениями, имитацией приемов игры в нападении и защите (2); передачи — сверху двумя руками: стоя лицом и спиной (в соседних зонах) у сетки и из глубины площадки для удара (3), с последующим падением и перекатом на спину, мяч послать в заданную зону (4), в прыжке: вперед-вверх параллельно сетке и через сетку на точность (5), вверх-назад из зоны 3 в зону 2 (6); подачи—верхняя прямая на точность (7); верхняя боковая в пределы площадки (8); нападающие удары — прямой по ходу: из зон 4 и 2 с высоких и средних по высоте и длинных по расстоянию передач, с 1—2 м от сетки, с передачи за голову, слабейшей рукой (10); с переводом вправо с поворотом туловища вправо из зоны 2 с передачи за голову из зоны 3 (11); с переводом влево с поворотом туловища влево из зоны 3 с передачи из зоны 2 (12); нападающий удар (13) при противодействии блокирующих (блокирование стоя на подставке пассивное); имитация нападающего удара в разбеге и передача через сетку в прыжке (14); прием мяча — сверху двумя руками, снизу двумя и одной рукой в опорном положении и с последующим падением: от подачи (15), передачи в прыжке (16), нападающего удара с подставки (17), мяча, отраженного сеткой (18); блокирование — одиночное прямых ударов, ударов с переводом (направление известно) в зонах 4, 2, 3 (19); групповое блокирование ударов из зон 4 и 2 по диагонали с высоких и средних передач (20). 15 лет: перемещения—сочетания перемещений, прыжков, падений с техническими приемами в нападении и защите (1); передачи — сверху двумя руками: различные по высоте и расстоянию (сочетания) на месте и после перемещений и остановки (2), с последующим падением (3), спиной после перемещения (4) у сетки и из глубины площадки (4—6 м), в прыжке (5) после имитации нападающего удара в зонах 2—3, 3—2 (4); подачи — верхняя прямая подача на силу, точность (6); верхняя боковая подача в правую и левую половину площадки (7); нападающие удары — прямой по ходу из зон 4, 3, 2 с различных по высоте и расстоянию передач, стоя лицом и спиной к нападающему: у сетки (8) и из глубины площадки (9); с расстояния 2—3 м от сетки (10); слабейшей рукой (11); с переводом влево с поворотом туловища влево из зоны 4 (12); с переводом вправо без поворота туловища из зон 4, 3, 2 (13); боковой из зон 4 и 3 с высокой и средней передачи (14); имитация нападающего удара в замахе и передача через сетку в прыжке (15); прием мяча—сверху (16) и снизу (17) двумя руками в опорном положении и с последующим падением (вправо, влево): от подачи, нападающего удара, обманной передачи; снизу одной рукой (правой, левой) в опорном положении и с падением влево и вправо: от обманной передачи (удара), от сетки (18), от блока при ударе противника и партнера (19); снизу одной рукой с последующим падением вперед и перекатом на бедра и живот (девушки), падением вперед на руки и перекатом на грудь (юноши) (20); блокирование — одиночное прямых ударов и с переводом, выполняемых в двух (известных) направлениях из зон 4, 3, 2, из двух соседних зон в известном направлении из каждой зоны (21), с удаленных от сетки передач (22), бокового удара (23); групповое блокирование (вдвоем) ударов из зон 4, 3, 2 в различных направлениях, известных блокирующим (24). 16 лет: перемещения — различные способы в сочетании с техническими приемами нападения (1) и защиты — по заданию (2); передачи — для связующих: сверху двумя руками лицом и спиной по направлению — в пределах зоны нападения при различном характере «первых» передач (3), с задней линии к сетке (4), с отвлекающими действиями руками, туловищем, головой (5); сверху двумя руками с падением (6) и снизу двумя руками (7) — на точность для удара; сверху двумя руками в прыжке после имитации нападающего удара (8); для нападающих—требования на основании материала для предыдущих возрастов; подачи—верхние прямая (9) и боковая (10) в зоны 1—2, 4—5; планирующая подача в пределы площадки (11); нападающие удары — для нападающих: прямой по ходу с низких коротких и средних передач (12), с задней линии с передачи параллельно линии нападения и из площади нападения (13), с передачи за голову в прыжке (14), с передачи сверху с последующим падением (15), снизу двумя руками ('16), удары слабейшей рукой (17); с переводом с поворотом туловища в ту же сторону в зонах 4, 3, 2 с высоких и средних передач (18); с переводом вправо и влево без поворота туловища с высоких передач в зонах 4, 3, 2 (19); боковой удар с высоких и средних передач из глубины площадки (20); нападающие удары при противодействии блокирующих (22); для связующих — требования на основании материала для предыдущих возрастов; нападающий удар с первой передачи: прямой и боковой левой рукой в зоне 2, правой — в зоне 3 и 4 (23); прием мяча — стабильное качество приема подачи снизу двумя руками (24); прием сверху и снизу двумя руками (25), снизу одной (правой, левой) рукой—в опорном положении и с последующим падением от нападающих ударов, на страховке (26); блокирование — одиночное (28) ударов из зон 4, 3, 2 с различных по высоте и расстоянию от сетки передач (направления и способ удара блокирующему известны); групповое (вдвоем) ударов с высоких, средних и низких передач (29), ударов с задней линии (30). 17 лет: перемещения — сочетание различных способов перемещений с техническими приемами (1) нападения и защиты (2) в условиях повышенной сложности (по заданию); передачи — для связующих: вторая передача лицом и спиной по направлению — у сетки (3) на месте и после перемещения вдоль сетки и перпендикулярно к ней, из глубины (4) площадки (на месте и после перемещения от сетки) различные по высоте и расстоянию с отвлекающими действиями (5); передача в прыжке вперед (6) и назад (7) после имитации нападающего удара; первая передача- для нападающего удара: сверху и снизу двумя руками в пределах зоны нападения и из глубины площадки (8); передача одной рукой сверху, стоя на месте и в прыжке (9); основное требование—стабильнее качество второй передачи; для нападающих требования строятся на основе изученного ранее материала; подачи — многократное выполнение подач верхней прямой (10) и боковой (11) — на силу и точность, планирующей (12) — по заданию; нападающие удары — для нападающих: прямой по ходу с низких и длинных передач (13), с различных сочетаний передач по высоте и расстоянию (14); боковой удар слабейшей рукой (15); с переводом с поворотом (16) и без поворота (17) туловища из зон 4, 3, 2 с высоких и средних передач; прямой, с переводом и боковой удары с первой передачи сверху, снизу (18); удары при противодействии блокирующих (19); имитация нападающего удара и передача одной рукой в прыжке на заднюю линию (20); с переводом вправо с поворотом туловища влево (21); нападающий удар после остановки во время разбега и прыжка с места (22); для связующих: удары с первой передачи; имитация удара и передача в прыжке партнеру (откидка), через сетку (24); имитация передачи мяча в прыжке и нападающий удар (25); прием — стабильное выполнение приема подачи — верхней прямой, боковой, планирующей (26); последовательное выполнение приема мяча сверху и снизу двумя руками (27), снизу одной рукой в опорном положении и с падением (28) от различных приемов нападения (нападающие удары на силу, обманные удары и передачи); блокирование — одиночное (29) ударов в одном направлении различными способами, в двух и трех направлениях (известных блокирующему). Групповое (вдвоем, втроем) ударов основными способами из зон 4, 3, 2 (30). 18 лет: перемещения — различные способы передви- жения в сочетании с выполнением технических приемов нападения (1) и защиты (2) —по заданию; передачи — для связующих: вторые передачи у сетки лицом, боком, спиной по направлению после перемещения из глубины площадки (3), из глубины площадки после перемещения от сетки (4); первая передача на удар — в опорном положении (5) и с последующим падением (6); передача в прыжке лицом к сетке после имитации нападающего удара (7); передачи одной рукой вперед (8) и назад (9) в прыжке; для нападающих требуется уверенное выполнение передачи в пределах площадки; подачи — стабильное выполнение основного для данного спортсмена способа подачи (10) при высокой точности; последовательное выполнение различных подач — верхних и нижних (11); нападающие удары — для нападающих: прямой по ходу (12) и с переводом (13) с различных по высоте и расстоянию передач в опорном положении и в прыжке; прямой и боковой слабейшей рукой (14); удары с изменением направления разбега (15), с отвлекающими действиями при разбеге (16); удар с переводом влево с поворотом туловища вправо (17); удар одной рукой после замаха (имитация) другой (18); для связующих: нападающие удары левой рукой в зоне 2 и 3 (19), имитация удара в прыжке (20) двумя руками, одной рукой (21); прием мяча — высокая надежность выполнения приема подачи (22); уверенное выполнение приема мяча различными способами в опорном положении (23) и с последующим падением (24) от различных нападающих ударов (25), на страховке блокирующих (26) и нападающих (27), обманных ударов в глублну площадки (28); блокирование — одиночное (29) и групповое (30) ударов различными способами и с различных передач по высоте и расстоянию (блокирующим известны зона и направление ударов). 19—20 лет: перемещения — точные и. быстрые различными способами (1), сочетание способов между собой (2) и с приемами игры в нападении и защите (3); передачи — для связующих: вторые передачи из различных положений игрока по отношению к направлению передачи при различных сочетаниях по высоте и расстоянию—у сетки (4) и из глубины площадки (5); первая передача на удар с различного расстояния от сетки сверху (6) и снизу (7) двумя руками в опорном положении и с последующим падением (8); передачи в прыжке боком (9), лицом (10) и спиной (11) к сетке; передача одной рукой в прыжке вперед и назад после замаха на удар другой рукой (12); для нападающих требования—надежное выполнение высокой передачи в удобном направлении для удара; подачи — отличное выполнение основных способов подачи для данного спортсмена (13), надежное выполнение других способов (14); нападающие удары — для нападающих: отличное владение навыками выполнения основных способов нападающих ударов сильнейшей рукой (15), прямого (16) и бокового (17) удара слабейшей; для связующих требования строятся на основе аналогичных требований для предыдущих возрастов; прием — стабильное выполнение приема подачи (18), защитных действий (19); блокирование — сочетание одиночного и группового блокирования (20) при выполнении большого объема нападающих ударов (действия нападающих известны блокирующим). Контрольные нормативы по технической подготовке Контрольные нормативы дают возможность получить количественные показатели, по которым можно судить о степени владения основными приемами игры (см. табл. 2). Содержание нормативов: 1. Точность второй передачи. Создают условия, при которых можно получить количественные результаты: устанавливают ограничители расстояния и высоты передачи (рейки, цветные ленты, обручи, наносят линии). При передачах из зоны 3 в зоны 4 и 2 расстояние передачи 3—3, 5 м, высота ограничителя 3 м, расстояние от сетки не более 1, 5 м. Если устанавливают мишени (обруч, «маяк»), их высота над сеткой 30—40 см, расстояние от боковой линии 1 м и от сетки 20—30 см. При передаче из зоны 2 в зону 4 расстояние передачи 5—6 м, при передачах в прыжке из зоны 2 в зону 3 — 1—2 м, в зону 4 — 4—5 м. Каждый учащийся выполняет 5 попыток: учитывается количество передач, отвечающих требованиям испытания, а также качество исполнения передачи (передачи с нарушением правил игры не засчитывают). 2. Точность передачи мяча через сетку (в прыжке). На противоположной площадке очерчивают зону, куда надо послать мяч: в зоне 4 размером 2 X 1 м, в зоне 1 и в зоне 6 — размером 3 X 3 м. Каждый учащийся выполняет 5 попыток, учитывают количественную сторону и качество выполнения. 3. Передачи сверху у стены стоя и сидя (попеременно). Учащийся располагается на расстоянии 2, 5 м от стены, на высоте 3 м на стене 'нанесена контрольная линия. Учащийся подбрасывает мяч над собой, верхней передачей (или снизу) посылает мяч в стену, после отскока от стены выполняет передачу над собой и садится, выполняет передачу, встает, выполняет передачу в стену (сверху или снизу) стоя и т. д. Игрок должен стремиться сохранять расстояние до стены и высоту передачи. Две передачи стоя и одна сидя составляют серию. Учитывают максимальное число серий, которое может выполнить учащийся. Для каждого возраста устанавливают минимальный уровень. 4. Передачи сверху у стены, стоя лицом или спиной (поочередно). Учащийся располагается на расстоянии 3 м от стены, на высоте 4 м на стене нанесена контрольная линия — надо стремиться выдержать расстояние до стены и высоту передачи. Учащийся подбрасывает мяч над собой и передачей посылает в стену, выполняет передачу над собой и поворачивается на 180° (спиной к стене), выполняет передачу стоя спиной, поворачивается кругом, выполняет передачу, стоя лицом к стене, и т. д. Передачи стоя лицом к стене, над собой и стоя спиной составляют серию. Учитывают максимальное количество серий. Для каждого года обучения устанавливают минимальное число серий. 5. Точность подач. Основные требования: при качественном техническом выполнении заданного способа подачи послать мяч в определенном направлении — в указанный участок площадки: правая (левая) половина площадки, зона 4—5 (1—2), площадь у боковых линий в зонах 5—4 (1—2) размером 6Х2 м, в зоне 6 у лицевой линии размером 3 X 3 м. Каждый учащийся выполняет 5 попыток (в группах спортивного совершенствования — 10). 6. Точность нападающих ударов. Требования этих испытаний: технически правильно выполняя тот или иной способ нападающего удара, учащиеся должны достато- чно сильно послать мяч с определенной точностью. При ударах из зоны 4 в зоны 5—6 площадь попадания ограничивается лицевой, боковой линиями и линией нападения, от лицевой линии до линии нападения (в зоне 6) линия проводится на расстоянии 5 м от боковой. При ударах с переводом площадь ограничена боковой линией и линией, параллельной ей на расстоянии 2 м от нее: если удар выполняют из зоны 4 — в зонах 1—2, при ударах из зоны 2 — в зонах 4—5. Каждый учащийся должен выполнить 5 попыток. 7. Точность первой передачи (прием мяча). Испытание ставит цель — определить степень владения навыками приема подачи. Подачу выполняют нацеленную в зону, где расположен испытуемый. Только при этом условии попытки идут в зачет. При наличии специального снаряда — мячемета мяч посылают с его помощью. Принимая мяч в зоне 6 (5), учащийся должен направить его через ленту, натянутую на расстоянии 1, 5 м от сетки на высоте 3 м, в зону 3 или 2. Если мяч выйдет за пределы указанной зоны или заденет сетку, попытку не засчитывают. Вместо ленты можно установить рейку, а можно и обод диаметром 2 м на высоте 1, 5 м, который и будет служить мишенью. Каждому учащемуся дается 5 попыток, а с 15—17 лет—8. Подачи в группах начальной подготовки нижние, с 12—14 лет—верхние, с 15—17 лет — планирующие. Учитывают количество попаданий и качество выполнения. 8. Защитные действия (защита зоны). Учащийся находится в зоне 6, в круге диаметром 2 м. Мяч ударом с собственного подбрасывания посылают через сетку из зон 4 и 2, стоя на подставке — поочередно из каждой зоны. Количество ударов для учебно-тренировочных групп — 20, для групп спортивного совершенствования — 30. Учащийся должен применить все изученные приемы защиты. Для каждого года обучения указано количество приемов из числа заданных попыток. 9. Блокирование. При одиночном блокировании учащийся располагается в зоне 3 и в момент передачи на удар.выходит в соответствующую зону для постановки блока. Известно направление удара и высота передачи. При групповом блокировании учащиеся располагаются каждый в своей зоне: при ударе из зоны 4 — в зонах 3 и 2, при ударе из зоны 2 — в зонах 3 и 4. Каждому занимающемуся дается 5 попыток. Примечание. Передачи: в числителе указано, из какой зоны в какую, в знаменателе—требуемый показатель для игроков 17— 20 лет, передачи низкие. Передачи в прыжке для игроков 16—20 лет — после имитации нападающего удара. Подачи: н. п. — нижняя прямая, в. п. — верхняя прямая, в. б. — верхняя боковая, п. л. — планирующая. Нападающие удары: прямой по ходу — 16—18 лет — с низкой передачи, с переводом: 13—15 лет — с поворотом туловища в сторону перевода, 16—17 лет — без поворота туловища, 18—20 лет — поворот туловища в одну сторону, перевод в другую. Блокирование: нападающие удары: с 15 лет — прямые и с переводом, направление ударов известно.
|