Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Уровень физической подготовленности и морфологические показатели
Морфологические показатели оценивают по показателям длины тела (рост стоя), физическую подготовленность — по результатам контрольных нормативов (табл. 4, 5). Обязательным является выполнение норм ГТО для соответствующего возраста. Требования их согласованы с модельными характеристиками волейболистов высших разрядов и рассчитаны на отбор перспективных юных волейболистов. Обследуют физическое развитие по общепринятой методике биометрических измерений. Нормативы по физической подготовке следующие: бег 30 м — испытание проводят по общепринятой методике, старт высокий (стойка волейболиста); бег 30 м (6Х5 м) —на расстоянии 5 м чертят две линии — стартовую и контрольную; по зрительному сигналу учащийся бежит, преодолевая расстояние по 5 м шесть раз; при изменении направления движения обе ноги испытуемого должны пересечь линию; бег 92 м в пределах границ волейбольной площадки — на волейбольной площадке располагают 7 набивных (1 кг) мячей, мяч № 7—на расстоянии 1 м от лицевой линии; учащийся располагается за серединой лицевой линии; по сигналу он начинает бег, касаясь мячей по очереди (№ 1, 2, 3, 4, 5 и 6); игрок должен каждый раз касаться мяча за лицевой линией (№ 7); начинают бег из низкой стойки. Сдача норм проводится в соответствии с Положением о комплексе ГТО — в соревнованиях или во время учебно-тренировочных занятий, специально этому посвященных. Время засекают по секундомеру. Используют двухстрелочный хронометр или два обычных секундомера. Фиксируют время пробегания первой половины дистанции (мячи № 1, 2 и 3) и всей дистанции; прыжок вверх с места и с разбега, отталкиваясь двумя ногами, — для этой цели используют приспособление конструкции В. М. Абалакова «Косой экран» или другие, позволяющие измерить высоту подъема общего центра тяжести при подскоке вверх: отталкиваться и приземляться учащиеся должны в пределах квадрата 50Х50 см; выполняют три попытки, учитывается лучший результат; при проведении испытания необходимо соблюдать единые требования (точка отсчета при положении стоя на всей ступне, при прыжке с места — со взмахом руками); прыжок в длину с места — замер делают от контрольной линии до ближайшего к ней следа испытуемого при приземлении; из трех попыток учитывают лучший результат; метание набивного мяча весом 1 кг из-за головы двумя руками — испытуемый стоит у линии, одна нога впереди, держит мяч двумя руками внизу перед собой, поднимая мяч вверх, выполняет замах назад за голову и тут же сразу бросок вперед (в группах спортивного совершенствования вес мяча 2 кг); метание в прыжке — исходное положение то же, что и в предыдущем упражнении, но ноги вместе; подпрыгнув, испытуемый делает замах и бросок в прыжке—метание сидя, при этом плечи должны быть на уровне линии отсчета (а не ступней); даются три попытки в каждом виде метания, учитывают лучший результат. Уровень интегральной и соревновательной подготовленности При оценке интегральной подготовленности учитывают эффективность действий при переключении от одного технического приема к другому, объем технических приемов и тактических действий, применяемых в игре и соревнованиях (на основе программного материала для данного контингента), и их качество (по числу так называемых своих ошибок), эффективность применения технических приемов и тактических действий в игре и на соревнованиях. Для получения необходимой информации используют контрольные нормативы и педагогические наблюдения. Упражнения на переключение в выполнении технических приемов — первое: нападающий удар — блокирование, учащийся в зоне 4 (3, 2) выполняет удар определенным способом в определенном направлении, блокирует известные ему способ и направление удара, один удар и одна постановка блока составляют серию, учитывается точность нападающего удара и качество блокирования; второе: блокирование — вторая передача, учащийся блокирует в зоне 3 нападающий удар из зоны 4 в диагональном направлении, после чего выполняет вторую передачу в зону 4 или 2 (стоя спиной) — по заданию, снова блокирует и т. д.; учитывается качество блокирования и второй передачи; третье: прием мяча снизу двумя руками с падением — нападающий удар — блокирование, учащийся в зоне 4 принимает мяч от «скидки» из зоны 4 и после этого выполняет нападающий удар, затем блокирование; учитывается качество приема, блокирования и точность нападающего удара; в каждом задании необходимо выполнить определенное количество серий. Упражнения на переключение в тактических действиях — испытания направлены на то, чтобы выявить умение учащихся перестраивать свои действия в соответствии с требованиями, дается три упражнения: первое — учащиеся располагаются в защитной позиции (трое у сетки — для блокирования, трое — на задней линии), из зоны 1 игрок выполняет подачу, после чего игроки с противоположной стороны выполняют удары из зоны 4 и 2 в диа- гональном направлении (с передачи из зоны 3), затем по команде «Доигровка!» бросают мяч через сетку со стороны «нападающих», «защищающиеся»-принимают мяч и первой передачей направляют его игроку задней линии, который выходит к сетке (из зоны 1 или 5) и выполняет вторую передачу кому-либо из трех игроков передней линии; после трех ударов подряд снова блокирование; выполняют 3 серии, затем линии меняются местами и еще 3 серии — одна подача, два блокирования и три удара в одной серии; учитывается правильность выполнения действий и качество выполнения; второе — после приема подачи команда разыгрывает мяч в нападении, после чего выполняет защитные действия (блокирует или страхует), по команде «Доигровка» выполняет нападающие удары; выполняет по три серии в двух расстановках: в одной серии — прием подачи, нападающий удар, два защитных действия, два нападающих удара; учитывается количество правильно выполненных заданий и ошибки. В группах спортивного совершенствования упражнения выполняют с повышенной интенсивностью и с более сложными заданиями в нападающих и защитных действиях (специализация игровых функций в нападении, специализация в зонах при игре в защите и др.). Определение эффективности игровых действий. Ее определяют на основании результатов наблюдений в календарных и контрольных играх. Для этого используют различные системы записи игр (графически, на магнитофон и др.). На каждого занимающегося должны быть собраны данные наблюдений в нескольких играх — календарных и контрольных, главным образом в соревновательном периоде. Успешное решение задач подготовки резервов волейболистов высших разрядов невозможно без соревновательной практики, без участия в соревнованиях. Каждый занимающийся должен участвовать в определенном количестве соревнований. В последующих разделах указано количество соревнований (игр) на каждый год подготовки. Контрольные нормативы, проверяющие умение игроков переключаться с одних действий на другие, включают технические приемы, тактические действия (табл. 6). Объем и эффективность технико-тактических действий занимающихся определяют на основании результатов на- блюдений в учебных, контрольных и календарных играх. Для этого используют различные способы записи игровых действий волейболистов: графические, на магнитофон, на видеомагнитофон и др. Способ записи выбирают и разрабатывают в зависимости от задач. Если надо определить техническую оснащенность волейболистов и объем применяемых в игре (на соревнованиях) технических приемов, полезна стенографическая запись, когда подряд фиксируются все действия игроков. В этом случае фиксируют данные «команды» в целом и по ним судят об оснащенности учебной группы в целом. Кроме того, проводят наблюдения по отдельным приемам, в этом случае фиксируют данные каждого занимающегося. Таким же образом записывают тактические действия. Эффективность игровых действий волейболистов в нападении определяют по количеству выигранных мячей и числу ошибок при выполнении приемов. Об эффективности подачи судят по числу выигранных очков (непосредственно с подачи), по степени затрудненности приема подачи противнику, количеству ошибок. В нападающих ударах учитывают количество выигранных мячей (в том числе «очковых»), количество ошибок (по возможности с указанием причин — «своя» ошибка, связующего, противник сильнее и т.д.). Процентное выражение выигранных мячей к общему числу выполненных ударов принято рассматривать как эффективность нападения. Об эффективности передачи мяча (второй передачи на удар) можно судить по следующим показателям: эффективность нападающих ударов, выполненных с этих передач; количество ошибок при передачах; количество передач, с которых нападающий удар выполняется без блока или при одном блокирующем. Учитывают, из какой зоны (при этом у сетки или из глубины площадки) выполнена передача, какого качества была первая передача (прием подачи, например), в какую зону и в каких условиях выполнялся нападающий удар. Эффективность блокирования оценивают по количеству выигранных мячей (в том числе «очковых»), задержанных блоком («полезный» блок), отмечая при этом, где остался мяч после того — на своей стороне или у противника. Эффективность защитных действий «в поле» определяют по количеству принятых мячей («сохраненных» в игре), особенно в сложных ситуациях, и по числу ошибок. Особо важно качество приема подачи. Здесь критерием служит показатель качества приема, который выражается в баллах: высший балл ставится, если первой передачей мяч адресуется точно связующему в то место, которое определено ему тактическим планом игры команды. Показатель «доводки» в 70—80% считается, если команда имеет возможность реализовать свой технико-тактический потенциал. На каждого волейболиста в спортивном коллективе должны быть собраны данные наблюдений в нескольких играх — учебных, контрольных (обязательно), календарных (для тех, кто участвует в соревнованиях, обязательно). Такие данные лучше получать в соревновательном периоде.
Уровень теоретической подготовленности Специальные знания проверяют систематически, проводя контрольные беседы во время практических учебно-тренировочных занятий и экзаменов. Оценивается уровень специальных знаний соответственно программе для того или иного возраста. Главное внимание обращают на знания в области гигиены, врачебного контроля, самоконтроля, предупреждения травм. Основные разделы испытаний: 13 лет: 1. Характеристика волейбола. 2. Развитие волейбола среди школьников. 3. Общий режим юного спортсмена. 4. Гигиенические требования к местам занятий, гигиена спортивной одежды и обуви. 5. Понятие о технике перемещений, передаче двумя руками сверху, подаче нижней и верхней прямой. 6. Оборудование и инвентарь и уход за ними. 14 лет: 1. Краткая характеристика волейбола как средства физического воспитания. 2. Использование естественных факторов природы для закаливания организма. 3. Меры личной и общественной санитарно-гигиенической профилактики. 4. Понятие о технике прямого нападающего удара. 5. Понятие о технике приема мяча двумя руками снизу. 6. Понятие об индивидуальных тактических действиях в нападении и защите. 7. Оборудование мест занятий в летнее время. 15 лет: 1. История возникновения волейбола. 2. Врачебный контроль и самоконтроль при занятиях волейболом. 3. Понятие о технике приема мяча одной рукой снизу с падением и перекатом на спину. 5. Понятие о групповых тактических действиях в нападении и защите. 6. Роль соревнований в подготовке юных спортсменов. 7. Костно-связочный аппарат и его функции. 8. Состав команды. Расстановка и перемещение игроков. Костюм игрока. 16 лет: 1. Развитие волейбола в СССР. Крупнейшие соревнования по волейболу в стране. 2. Мышцы — их строение, функции и взаимодействие, сокращение и расслабление мышц. Расположение основных мышечных групп. Влияние физических упражнений на увеличение мышечной массы, работоспособность мышц и подвижность суставов. 3. Значение, содержание и организация врачебного контроля и совместной работы врачей и тренеров при занятиях спортом. 4. Понятие о технике бокового нападающего удара и одиночного блокирования. 5. Понятие о командных тактических действиях в нападении и защите. 6. Классификация упражнений, применяемых в учебно-тренировочном процессе волейболиста. 7. Методика физической и технической подготовки. 8. Положение о соревнованиях. 17 лет: 1. Развитие волейбола за рубежом. Крупнейшие международные соревнования по волейболу. 2. Влияние занятий физическими упражнениями на развитие сердечно-сосудистой системы. Основные сведения о крови и кровообращении. 3. Спортивный травматизм и меры его предупреждения при занятиях волейболом. 4. Понятие о технике группового блокирования. 5. Понятие о технике приема мяча снизу одной рукой в броске с падением на грудь. 6. Методика тактической подготовки. 7. Краткая характеристика и роль специальных упражнений. 8. Права и обязанности игроков. Состав команды, правила замены игроков. 18 лет: 1. Крупнейшие юношеские соревнования по во- лейболу в СССР и за рубежом. 2. Дыхание и газообмен. Значение дыхания для жизнедеятельности организма. Влияние физических упражнений на систему дыхания. Дыхание в процессе занятий волейболом. 3. Общее понятие о спортивном массаже. Основные приемы массажа. 4. Понятие о технике «ловящего» блока. 5. Планирование учебно-тренировочного процесса. Периоды тренировки. 6. Контроль за учебно-тренировочным процессом. 7. Индивидуальный план тренировки. 8. Способы проведения соревнований. Подготовка мест для соревнований. Методика судейства. 19—20 лет: 1. Краткая характеристика участия советских волейболистов в международных соревнованиях и олимпийский играх. 2. Краткие сведения о нервной системе и ее деятельности в процессе занятий физическими упражнениями и волейболом. 3. Спортивная тренировка как процесс совершенствования функций организма. 4. Основные требования к дозировке тренировочной нагрузки в зависимости от пола, возраста, уровня физической подготовленности. 5. Массаж перед тренировочным занятием и соревнованием, во время и после соревнований. 6. Взаимосвязь физической, технической и тактической подготовки. 7. Организация и проведение учебно-тренировочных занятий. Урок как основная форма организации и проведения занятий. 8. Состав главной судейской коллегии. Отчет главного судьи.
|