Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Уровень физической подготовленности и морфологические показатели






Морфологические показатели оценивают по показа­телям длины тела (рост стоя), физическую подготовлен­ность — по результатам контрольных нормативов (табл. 4, 5). Обязательным является выполнение норм ГТО для соответствующего возраста. Требования их согласованы с модельными характеристиками волейболистов высших разрядов и рассчитаны на отбор перспективных юных волейболистов.

Обследуют физическое развитие по общепринятой ме­тодике биометрических измерений. Нормативы по физи­ческой подготовке следующие:

бег 30 м — испытание проводят по общепринятой ме­тодике, старт высокий (стойка волейболиста);

бег 30 м (6Х5 м) —на расстоянии 5 м чертят две линии — стартовую и контрольную; по зрительному сиг­налу учащийся бежит, преодолевая расстояние по 5 м шесть раз; при изменении направления движения обе ноги испытуемого должны пересечь линию;

бег 92 м в пределах границ волейбольной площадки — на волейбольной площадке располагают 7 набивных (1 кг) мячей, мяч № 7—на расстоянии 1 м от лицевой линии; учащийся располагается за серединой лицевой линии; по сигналу он начинает бег, касаясь мячей по очереди (№ 1, 2, 3, 4, 5 и 6); игрок должен каждый раз касаться мяча за лицевой линией (№ 7); начинают бег из низкой стойки.

Сдача норм проводится в соответствии с Положением о комплексе ГТО — в соревнованиях или во время учеб­но-тренировочных занятий, специально этому посвящен­ных. Время засекают по секундомеру. Используют двух­стрелочный хронометр или два обычных секундомера. Фиксируют время пробегания первой половины дистан­ции (мячи № 1, 2 и 3) и всей дистанции;

прыжок вверх с места и с разбега, отталкиваясь дву­мя ногами, — для этой цели используют приспособление конструкции В. М. Абалакова «Косой экран» или другие, позволяющие измерить высоту подъема общего центра тяжести при подскоке вверх: отталкиваться и призем­ляться учащиеся должны в пределах квадрата 50Х50 см;

выполняют три попытки, учитывается лучший результат;

при проведении испытания необходимо соблюдать единые


требования (точка отсчета при положении стоя на всей ступне, при прыжке с места — со взмахом руками);

прыжок в длину с места — замер делают от контроль­ной линии до ближайшего к ней следа испытуемого при приземлении; из трех попыток учитывают лучший резуль­тат;

метание набивного мяча весом 1 кг из-за головы двумя руками — испытуемый стоит у линии, одна нога впереди, держит мяч двумя руками внизу перед собой, поднимая мяч вверх, выполняет замах назад за голову и тут же сразу бросок вперед (в группах спортивного со­вершенствования вес мяча 2 кг);

метание в прыжке — исходное положение то же, что и в предыдущем упражнении, но ноги вместе; подпрыгнув, испытуемый делает замах и бросок в прыжке—метание сидя, при этом плечи должны быть на уровне линии от­счета (а не ступней); даются три попытки в каждом виде метания, учитывают лучший результат.

Уровень интегральной и соревновательной подготовленности

При оценке интегральной подготовленности учиты­вают эффективность действий при переключении от од­ного технического приема к другому, объем технических приемов и тактических действий, применяемых в игре и соревнованиях (на основе программного материала для данного контингента), и их качество (по числу так назы­ваемых своих ошибок), эффективность применения тех­нических приемов и тактических действий в игре и на со­ревнованиях. Для получения необходимой информации используют контрольные нормативы и педагогические на­блюдения.

Упражнения на переключение в выполнении техни­ческих приемов — первое: нападающий удар — блокиро­вание, учащийся в зоне 4 (3, 2) выполняет удар опреде­ленным способом в определенном направлении, блокирует известные ему способ и направление удара, один удар и одна постановка блока составляют серию, учитывается точность нападающего удара и качество блокирования;

второе: блокирование — вторая передача, учащийся блокирует в зоне 3 нападающий удар из зоны 4 в диа­гональном направлении, после чего выполняет вторую пе­редачу в зону 4 или 2 (стоя спиной) — по заданию, снова

блокирует и т. д.; учитывается качество блокирования и второй передачи; третье: прием мяча снизу двумя рука­ми с падением — нападающий удар — блокирование, учащийся в зоне 4 принимает мяч от «скидки» из зоны 4 и после этого выполняет нападающий удар, затем блоки­рование; учитывается качество приема, блокирования и точность нападающего удара; в каждом задании необ­ходимо выполнить определенное количество серий.


Упражнения на переключение в тактических действи­ях — испытания направлены на то, чтобы выявить умение учащихся перестраивать свои действия в соответствии с требованиями, дается три упражнения: первое — учащи­еся располагаются в защитной позиции (трое у сетки — для блокирования, трое — на задней линии), из зоны 1 игрок выполняет подачу, после чего игроки с противо­положной стороны выполняют удары из зоны 4 и 2 в диа-

гональном направлении (с передачи из зоны 3), затем по команде «Доигровка!» бросают мяч через сетку со сторо­ны «нападающих», «защищающиеся»-принимают мяч и первой передачей направляют его игроку задней линии, который выходит к сетке (из зоны 1 или 5) и выполняет вторую передачу кому-либо из трех игроков передней линии; после трех ударов подряд снова блокирование;

выполняют 3 серии, затем линии меняются местами и еще 3 серии — одна подача, два блокирования и три удара в одной серии; учитывается правильность выполне­ния действий и качество выполнения; второе — после приема подачи команда разыгрывает мяч в нападении, после чего выполняет защитные действия (блокирует или страхует), по команде «Доигровка» выполняет напада­ющие удары; выполняет по три серии в двух расстанов­ках: в одной серии — прием подачи, нападающий удар, два защитных действия, два нападающих удара; учиты­вается количество правильно выполненных заданий и ошибки. В группах спортивного совершенствования уп­ражнения выполняют с повышенной интенсивностью и с более сложными заданиями в нападающих и защитных действиях (специализация игровых функций в нападении, специализация в зонах при игре в защите и др.).

Определение эффективности игровых действий. Ее оп­ределяют на основании результатов наблюдений в кален­дарных и контрольных играх. Для этого используют раз­личные системы записи игр (графически, на магнитофон и др.).

На каждого занимающегося должны быть собраны данные наблюдений в нескольких играх — календарных и контрольных, главным образом в соревновательном пери­оде.

Успешное решение задач подготовки резервов волей­болистов высших разрядов невозможно без соревнова­тельной практики, без участия в соревнованиях. Каждый занимающийся должен участвовать в определенном ко­личестве соревнований. В последующих разделах указа­но количество соревнований (игр) на каждый год под­готовки.

Контрольные нормативы, проверяющие умение игро­ков переключаться с одних действий на другие, включа­ют технические приемы, тактические действия (табл. 6).

Объем и эффективность технико-тактических действий занимающихся определяют на основании результатов на-


блюдений в учебных, контрольных и календарных играх. Для этого используют различные способы записи игро­вых действий волейболистов: графические, на магнито­фон, на видеомагнитофон и др.

Способ записи выбирают и разрабатывают в зави­симости от задач. Если надо определить техническую оснащенность волейболистов и объем применяемых в игре (на соревнованиях) технических приемов, по­лезна стенографическая запись, когда подряд фиксиру­ются все действия игроков. В этом случае фиксируют данные «команды» в целом и по ним судят об оснащенно­сти учебной группы в целом. Кроме того, проводят на­блюдения по отдельным приемам, в этом случае фиксиру­ют данные каждого занимающегося. Таким же образом записывают тактические действия.

Эффективность игровых действий волейболистов в на­падении определяют по количеству выигранных мячей и числу ошибок при выполнении приемов. Об эффективно­сти подачи судят по числу выигранных очков (непосред­ственно с подачи), по степени затрудненности приема подачи противнику, количеству ошибок. В нападающих ударах учитывают количество выигранных мячей (в том числе «очковых»), количество ошибок (по возможности с указанием причин — «своя» ошибка, связующего, про­тивник сильнее и т.д.). Процентное выражение выигран­ных мячей к общему числу выполненных ударов принято рассматривать как эффективность нападения.

Об эффективности передачи мяча (второй передачи на удар) можно судить по следующим показателям: эф­фективность нападающих ударов, выполненных с этих пе­редач; количество ошибок при передачах; количество пе­редач, с которых нападающий удар выполняется без бло­ка или при одном блокирующем. Учитывают, из какой зоны (при этом у сетки или из глубины площадки) вы­полнена передача, какого качества была первая переда­ча (прием подачи, например), в какую зону и в каких условиях выполнялся нападающий удар.

Эффективность блокирования оценивают по количест­ву выигранных мячей (в том числе «очковых»), задер­жанных блоком («полезный» блок), отмечая при этом, где остался мяч после того — на своей стороне или у про­тивника.

Эффективность защитных действий «в поле» опреде­ляют по количеству принятых мячей («сохраненных» в

игре), особенно в сложных ситуациях, и по числу оши­бок. Особо важно качество приема подачи. Здесь крите­рием служит показатель качества приема, который выра­жается в баллах: высший балл ставится, если первой передачей мяч адресуется точно связующему в то место, которое определено ему тактическим планом игры коман­ды. Показатель «доводки» в 70—80% считается, если команда имеет возможность реализовать свой технико-тактический потенциал.

На каждого волейболиста в спортивном коллективе должны быть собраны данные наблюдений в нескольких играх — учебных, контрольных (обязательно), календар­ных (для тех, кто участвует в соревнованиях, обязатель­но). Такие данные лучше получать в соревновательном периоде.


 

Уровень теоретической подготовленности

Специальные знания проверяют систематически, про­водя контрольные беседы во время практических учебно-тренировочных занятий и экзаменов. Оценивается уро­вень специальных знаний соответственно программе для того или иного возраста. Главное внимание обращают на знания в области гигиены, врачебного контроля, самокон­троля, предупреждения травм. Основные разделы испы­таний:

13 лет: 1. Характеристика волейбола. 2. Развитие во­лейбола среди школьников. 3. Общий режим юного спортсмена. 4. Гигиенические требования к местам заня­тий, гигиена спортивной одежды и обуви. 5. Понятие о технике перемещений, передаче двумя руками сверху, по­даче нижней и верхней прямой. 6. Оборудование и инвен­тарь и уход за ними.

14 лет: 1. Краткая характеристика волейбола как

средства физического воспитания. 2. Использование есте­ственных факторов природы для закаливания организма. 3. Меры личной и общественной санитарно-гигиенической профилактики. 4. Понятие о технике прямого нападающе­го удара. 5. Понятие о технике приема мяча двумя рука­ми снизу. 6. Понятие об индивидуальных тактических действиях в нападении и защите. 7. Оборудование мест занятий в летнее время.

15 лет: 1. История возникновения волейбола. 2. Врачеб­ный контроль и самоконтроль при занятиях волейболом. 3. Понятие о технике приема мяча одной рукой сни­зу с падением и перекатом на спину. 5. Понятие о группо­вых тактических действиях в нападении и защите. 6. Роль соревнований в подготовке юных спортсменов. 7. Костно-связочный аппарат и его функции. 8. Состав команды. Рас­становка и перемещение игроков. Костюм игрока.

16 лет: 1. Развитие волейбола в СССР. Крупнейшие соревнования по волейболу в стране. 2. Мышцы — их строение, функции и взаимодействие, сокращение и рас­слабление мышц. Расположение основных мышечных групп. Влияние физических упражнений на увеличение мышечной массы, работоспособность мышц и подвиж­ность суставов. 3. Значение, содержание и организация врачебного контроля и совместной работы врачей и трене­ров при занятиях спортом. 4. Понятие о технике бокового нападающего удара и одиночного блокирования. 5. Поня­тие о командных тактических действиях в нападении и защите. 6. Классификация упражнений, применяемых в учебно-тренировочном процессе волейболиста. 7. Методи­ка физической и технической подготовки. 8. Положение о соревнованиях.

17 лет: 1. Развитие волейбола за рубежом. Крупней­шие международные соревнования по волейболу. 2. Влия­ние занятий физическими упражнениями на развитие сер­дечно-сосудистой системы. Основные сведения о крови и кровообращении. 3. Спортивный травматизм и меры его предупреждения при занятиях волейболом. 4. Понятие о технике группового блокирования. 5. Понятие о технике приема мяча снизу одной рукой в броске с падением на грудь. 6. Методика тактической подготовки. 7. Краткая характеристика и роль специальных упражнений. 8. Пра­ва и обязанности игроков. Состав команды, правила за­мены игроков.

18 лет: 1. Крупнейшие юношеские соревнования по во-


лейболу в СССР и за рубежом. 2. Дыхание и газообмен. Значение дыхания для жизнедеятельности организма. Влияние физических упражнений на систему дыхания. Дыхание в процессе занятий волейболом. 3. Общее поня­тие о спортивном массаже. Основные приемы массажа. 4. Понятие о технике «ловящего» блока. 5. Планирование учебно-тренировочного процесса. Периоды тренировки. 6. Контроль за учебно-тренировочным процессом. 7. Ин­дивидуальный план тренировки. 8. Способы проведения соревнований. Подготовка мест для соревнований. Мето­дика судейства.

19—20 лет: 1. Краткая характеристика участия совет­ских волейболистов в международных соревнованиях и олимпийский играх. 2. Краткие сведения о нервной систе­ме и ее деятельности в процессе занятий физическими уп­ражнениями и волейболом. 3. Спортивная тренировка как процесс совершенствования функций организма. 4. Ос­новные требования к дозировке тренировочной нагрузки в зависимости от пола, возраста, уровня физической под­готовленности. 5. Массаж перед тренировочным занятием и соревнованием, во время и после соревнований. 6. Вза­имосвязь физической, технической и тактической подго­товки. 7. Организация и проведение учебно-тренировоч­ных занятий. Урок как основная форма организации и проведения занятий. 8. Состав главной судейской колле­гии. Отчет главного судьи.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал