Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Прогнозирование достижений
Важнейшая задача отбора — выявление потенциальных способностей начинающих волейболистов к достижению максимально высоких результатов в оптимальном возрасте — 22—25 лет у женщин и 24—28 лет у мужчин. Поскольку специализированные занятия волейболом начинают в 10—12 лет, высшего мастерства достигают после 20 лет, т. е. после 8—12 лет тренировки. Прогнозирование призвано определить, в каком направлении будет развиваться волейбол, какие спортивные результаты будут характерны для того или иного промежутка времени, лежащего в будущем, и каким модельным характеристикам должен отвечать волейболист к тому времени, чтобы показать наивысшие спортивные результаты. При отборе первостепенное значение имеет определение комплекса признаков, обладающих высокой прогностической значимостью. В процессе многолетней подготовки число волейболистов от этапа к этапу сокращается, комплекс методов отбора расширяется, сам отбор становится более углубленным. Отбор в сборные команды и для участия в ответственных соревнованиях имеет свою специфику. В волейболе отбор включает показатели, на основе которых можно судить об успешности овладения навыками игры в волейбол и высокой эффективности соревновательной игровой деятельности. Эксперименты показали, что при отборе необходимо опираться на объективные показатели: уровень и изменение комплекса показателей с возрастом и под влиянием целенаправленных занятий, связь этих показателей с овладением навыками игры и спортивными достижениями в волейболе. В круг таких показателей входит: — уровень развития физических и координационных способностей, специфичных для приемов игры в волейбол; — уровень развития способностей (быстрота реакции, оперативное мышление, количество перерабатываемой информации, ориентировка и др.);
— морфологические данные, функциональные особенности органов и систем организма детей, свойства высшей нервной деятельности; — психические качества и свойства личности, в частности психологическая совместимость членов команд, их эмоциональная устойчивость и т. п. Большая часть данных получена в процессе наблюдений за одними и теми же волейболистами (11—18 лет). Сравнительный анализ данных распределения антропометрических показателей высококвалифицированных спортсменов на три категории (высокие, средние и низкие) и начинающих (в детско-юношеском возрасте) выявил закономерность: спортсмены остаются в той же категории физического развития, что и в начале занятий спортом (66% случаев), часть спортсменов переходит в соседнюю, более высокую категорию (14%), определенная часть — в соседнюю, более низкую (19 %). Продолжительные наблюдения одних и тех же волейболистов в процессе педагогических экспериментов показали, что учащиеся, относящиеся к высокой категории, с исходными данными 166 см. через три года сохранили свое преимущество (181 см) перед теми, кто относился к низкой категории (соответственно 151 и 171 см). Подтвердилось это и при длительном наблюдении (с 11 до 18 лет). Та же тенденция наблюдается и по другим показателям (длина ноги, длина руки, вес тела, окружность грудной клетки, сила мышц кисти). Закономерность, выявленная в отношении антропометрических данных, характерна и для уровня развития специальных физических качеств, качеств и способностей, обусловливающих успешность игровых действий, оценки успешности овладения приемами игры и тактическими действиями, эффективности игровой деятельности. Эксперименты также показали, что занимающиеся, обладающие более высокими показателями, быстрее осваивали технические приемы и тактические действия и быстрее применяли их в специфических для соревнования условиях. В дальнейшем у них наблюдалась более высокая эффективность игровой и соревновательной деятельности. Существует связь между показателями оценки способности к овладению техникой в начале занятий и в дальнейшие периоды подготовки, когда занимающиеся уже овладели навыками технических и тактических действий, а также определенная связь между показателями оценки техники и тактических действий у игроков, имеющих более высокие показатели в тактике и более высокие показатели эффективности игровых действий. Выделяются среди других учащиеся, которые занимают высокое ранговое положение по физическим способностям, технико-тактическим данным и эффективности игры. Правда, такое сочетание — явление нечастое. Тем не менее это говорит о том, что уровень информативных показателей в комплексе имеет важное прогностическое значение при начальном отборе спортсменов, которым предстоит многолетняя подготовка. Возможен ли комплексный учет показателей при отборе? Исследования показывают, что возможен. Если расположить результаты учащихся, полученные в контрольных испытаниях, в соответствии с принципом от худшего к лучшему (по наименьшей сумме очков соответственно занятому месту в конкретном виде испытаний), можно определить место каждого из них в комплексном зачете. Наблюдается следующая закономерность: юные волейболисты, чьи результаты располагаются в верхней половине таблицы по сумме очков в начале занятий (10— 11 лет), в основном сохраняют это положение и через шесть-семь лет. Некоторые перемещения происходят, однако важно другое: учащиеся, имеющие лучшие показатели в начале занятий, сохраняют это преимущество и в дальнейшем; учащиеся с худшими показателями остаются в конце таблицы. Учащиеся с более высокими показателями быстрее овладевают техникой и тактикой игры, а в дальнейшем отличаются и эффективными действиями в игре. Интересно, что перемещения вверх характерны для учащихся с более высокими ростовыми данными, движение вниз отмечено у тех, кто уступает им по росту. Дело в том, что на начальном этапе в комплексе преимущество имеют показатели развития физических качеств и данные, отражающие потенциальные возможности в овладении техническими приемами и тактическими действиями. На заключительном этапе на первый план выдвигаются показатели технико-тактической подготовленности и (что имеет решающее значение в волейболе) эффективность игровых действий спортсменов. В этом плане преимущество высокорослых бесспорно.
|