![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Испытания по физической подготовке
1. Прыжок вверх. Для этой цели применяют приспособления конструкции В. М. Абалакова («Прыгомер», «Косой экран») или другие, позволяющие измерить высоту подъема общего центра тяжести при прыжке вверх толчком обеими ногами. Отталкивание и приземление не должны выходить за пределы квадрата 50Х50 см. Минимальное число попыток — две. Засчитывают лучший результат. При проведении испытания необходимо соблюдать единые требования (руки на поясе или со взмахом руками, исходное положение — стоя на всей ступне и т. п.). 2. Прыжок в длину с места. Замер делают от контрольной линии до ближайшего к ней следа испытуемого при приземлении. Дается не менее двух попыток. Засчитывают лучший результат. 3. Прыжок вверх с поворотом. Исходное положение — стоя, руки на поясе, пятки вместе, носки врозь. В прыжке повернуться на максимальный угол в любую (удобную) сторону, сохранив исходное положение рук и ног. Угол поворота измеряют транспортиром и фиксируют в градусах. 4. Бег 3Х10 м. На расстоянии 10 м чертят две линии — стартовую и контрольную. По зрительному сигналу учащийся бегом преодолевает расстояние 10 м три раза. При изменении направления движения обе ноги испытуемого должны пересечь линию. 5. Бег 6Х5 м. То же, что и предыдущее задание, но дистанция наполовину меньше, а число пробегаемых отрезков вдвое больше. 6. Метание набивного мяча (1 кг) из-за головы двумя руками. Метание сидя — плечи должны быть на уровне линии отсчета. Метание с места — испытуемый стоит у линии, одна нога впереди, держит мяч двумя руками внизу перед собой; поднимая мяч вверх, выполняет замах за голову и сразу же бросок вперед. Метание в прыжке — исходное положение то же, что и в предыдущем испытании, но ноги вместе: подпрыгнув вверх, испытуемый делает взмах и выполняет бросок в прыжке. Бросок в прыжке с поворотом на 180°. Дается не менее двух попыток в каждом виде метания. Засчитывают лучший результат. 7. Метание теннисного мяча через сетку в прыжке из зоны 4 в площадь, которую составляют зона 5 и половина зоны 6 (вдоль). Высота сетки 2 м. 8. Комплексный тест. Задания должны включать перемещения различными способами, остановки и изменения направления, действия с набивным мячом. Например, по сигналу учащийся выполняет кувырок вперед, бежит по направлению к стене (деревянному щиту), во время бега выполняет поворот на 360°, берет набивной мяч (1 кг) и делает 6 бросков в стену с расстояния 1 м. Возвращается учащийся, перемещаясь приставными шагами (половину дистанции левым боком вперед, а половину — правым). Расстояние от линии старта до стены (щита) 10 м. По такому же принципу составляют и другие задания. Время выполнения фиксируют по секундомеру. Испытания по «технике игры» Речь идет не о технике как таковой, а о специальных координационных способностях (способность к овладению техникой). Для этого проводят наблюдения за первоначальными попытками детей выполнить тот или иной технический прием в облегченных условиях (с помощью подводящих упражнений). Оценку дают по пятибалльной системе. За критерий оценки можно принять степень отклонения при выполнении приема от принятой рациональной техники: чем ближе выполнение к рациональной технике, тем выше оценка. Однако более полное суждение о степени владения навыком можно получить, учитывая количественную сторону (результативность) при многократном его повторении. На последующих этапах отбора целесообразно учитывать интегральный показатель, сочетающий количественный результат и качество выполнения в баллах. При первоначальном отборе используют следующие упражнения: прием и передача сверху двумя руками с набрасывания тренера; передачи над собой (количество раз); передачи в стену сверху двумя руками (количество раз); подача нижняя прямая; подача верхняя прямая и прямой нападающий удар с разбега по мячу, закрепленному на резиновых амортизаторах; удар стоя на месте по волейбольному мячу с максимально быстрым заключительным движением кисти; быстрые перемещения мелкими приставными шагами вправо, влево, вперед, назад на согнутых ногах (работа ног). Надо учитывать, обучали ли ранее испытуемого «технике игры». Существенное значение имеет умение согласовать движения при попытке выполнить технический прием (кисти рук при передаче, подаче, нападающем ударе должны соприкасаться с мячом соответственно рациональной технике). Обращать внимание надо на качество ударного движения: касание пальцами мяча при передаче («загребание» из-за головы и удар ладонями — грубая ошибка), удар всей ладонью при подаче и нападающем ударе, толчок двумя ногами, вертикальный взлет и удар в высшей точке взлета при нападающем ударе и т.д. Важное значение для овладения техникой имеет точность и быстрота мышечно-двигательных ощущений. Суть испытаний сводится к воспроизведению первоначального задания. Рекомендуется два вида тестов. Первый тест: прибор состоит из неподвижного основания с делениями и подвижной частью; задание выполняют без зрительного контроля — испытуемый должен передвинуть подвижную часть прибора из исходного положения на определенное расстояние (преодолевая сопротивление пружины) и возвратить в прежнее положение, затем в точности повторить движение; фиксируют отклонение («+» или «—»). Второй тест: броски волейбольного мяча в мишень на стене (щите) — испытуемый подбирает оптимальное для себя расстояние, чтобы попаданий было не ' менее 9 из 10; мячи ему бросают один за другим под углом 90° — задание то же. Чем меньше отклонение от исходных данных, тем выше оценка мышечно-двигательных ощущений в обоих тестах. Испытания по «тактике игры» В спортивных играх при отборе очень важно иметь показатели, отражающие способности учащихся к игровой деятельности. Для того чтобы определить, как человек действует в игровой обстановке, насколько умело и целесообразно реализует двигательные умения и навыки, используют специально подобранные подвижные игры. По результатам наблюдений судят о развитии у детей быстроты реакции, ловкости, сообразительности, такти- ческого (оперативного) мышления и других необходимых качеств. Рекомендуются следующие игры: «День и ночь» (сигналы зрительные), «Вызов», «Попробуй унеси», «Невод», различные варианты игры «Салки», игры с мячом «Охотники и утки», «Защита укрепления», «Борьба за мяч», «Мячи через сетку» (два и четыре мяча). В эти игры вносят определенные изменения и усложнения: например, в игре «День и ночь» после сигнала выполнить кувырок вперед, затем убегать или догонять, во время бега обегая набивные мячи и т. п.; в игре «Охотники и утки» мяч (два мяча) отбивать снизу или сверху двумя руками; в игре «Салки» вводят перемещение приставными шагами, прыжками в приседе, прыжками на одной ноге и т. п. Ближе всего к волейболу игра «Мячи через сетку». Две команды по шесть человек располагаются на волейбольной площадке. Сетку устанавливают на высоте 2 м. У каждой команды по два волейбольных мяча — их держат в руках игроки, находящиеся в зонах 2 и 4. По сигналу игроки бросают мячи через сетку. Суть игры заключается в том, чтобы все четыре мяча оказались на площадке противника (мяч, летящий над площадкой, не засчитывают). Команда, на стороне которой оказалось четыре мяча, проигрывает очко. Игра длится 10 минут. Фиксируют случаи ловли и бросков мяча. Учитывают броски, которые противник не смог поймать (к сетке, «свечой», на заднюю линию и т. д.). Для того чтобы придать тактическую окраску испытаниям, каждой команде можно дать мячи двух цветов (белые и темные, при этом белые мячи посылают в зону нападения, темные — на заднюю линию). Действия учащихся в играх оценивают в очках; отдельно учитывают ошибочные действия (штрафные очки). Результаты наблюдений по каждой игре заносят в сводную таблицу для окончательного подсчета очков, располагая в ней результаты в порядке занятых мест. Для прогнозирования успешности освоения тактических действий оценивают скорость реакции, способность перерабатывать большее количество информации за наименьшее время. В качестве методики используют хронорефлексометры, корректурные таблицы и т. д. Здесь можно рекомендовать два теста. Первый тест — определение времени сложной реакции на предъявление двух, затем трех, четырех и пяти раздражителей. Более высокую оценку получают испытуемые, у которых по мере увеличения числа раздражителей меньше изменяется время по сравнению с исходным (два раздражителя). Второй тест — определение времени сложной реакции на предъявление трех раздражителей. Опыт повторяют 20 раз через каждые две минуты. По полученным данным строят график: по горизонтали откладывают порядковый номер опыта (1—20), по вертикали—время реакции. Более высокую оценку получает тот испытуемый, данные которого образуют кривую с большим наклоном к горизонтали. Поскольку тест достаточно трудоемкий, его применяют на третьем этапе отбора.
|