Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Оценка психических качеств
На всех этапах отбора проводят наблюдения в играх (подвижных, учебных, контрольных, календарных). Их цель — получить данные для оценки психических качеств занимающихся, особенностей их характера и прогнозирования воспитания морально-волевых качеств. Выявляют показатели эмоциональной устойчивости и надежности, инициативности, оперативного мышления. Для этого учитывают следующие факторы: 1. Отсутствие резких эмоциональных спадов в игре после ошибки, особенно если за нее упрекали партнеры, тренер. 2. Стремление вызвать сочувствие у окружающих, ссылки на объективные трудности после неудачного игрового действия. 3. Болезненная реакция на поражение и на замечания старших. 4. Попытки в агрессивной форме оспорить неблагоприятное решение судьи. 5. Уверенные действия в конце игры, когда налицо угроза проигрыша. 6. Отказ от участия в тестовых испытаниях после неблагоприятных первых оценок. 7. Стремление взять на себя руководящую роль в играх. 8. Уверенные действия в начале игры, когда другие еще не нашли себя. 9. Стремление бороться против наиболее сильного игрока команды противника. 10. Уверенные действия в рискованных ситуациях. На третьем этапе отбора используют принцип стандартизации, при котором устанавливают одинаковое число упражнений, объем и интенсивность нагрузки для всех испытуемых. Возможность дополнительных неконтролируемых занятий исключается. После серии учебно-тренировочных занятий (например, 20 и более) проводят повторные испытания по тем же техническим приемам. Разность показателей, полученных за выполнение одного и того же «испытания в исходном и последующем испытаниях, делят на количество тренировочных занятий. Величина десятичной дроби характеризует средний прирост результата за одну тренировку: чем выше средний прирост за одну тренировку, тем выше способность испытуемого к обучению. Этот метод пригоден и для оценки психологического развития подростков (например, формирования воли). Сравнивают данные, показанные испытуемым при поступлении в спортивную школу и определенное время спустя. Для наблюдений заводят специальный журнал. В журнале каждый технический прием расчленяют на составные части — отмечают, сколько времени затратил каждый учащийся на овладение отдельными звеньями технического приема. Так, в подаче выделяют подбрасывание и замах, ударное движение, учитывают своевременность замаха и удара по мячу в высшей точке, направление подбрасывания мяча и характер ударного движения и т. д. Так же расчленяют и другие технические приемы, которым учат детей на этом этапе (прием и передача мяча, подводящие упражнения для нападающего удара). Углубленный отбор, определение игровых функций. На данном этапе важными показателями являются данные изучения занимающихся в процессе тренировочных занятий и соревнований. Они характеризуют качество овладения технико-тактическими действиями (насколько быстро и прочно), умение уверенно выполнять приемы игры в сложных упражнениях, применять изученные приемы в учебных играх и на соревнованиях. Выявляются склонности юных волейболистов к игровым функциям нападающего или связующего, их трудолюбие, активность, стремление больше узнать и т. д. Учитывается их отношение к занятиям и соревнованиям. Изучается динамика результатов контрольных испытаний и показателей наблюдений на соревнованиях. Процесс дифференциации волейболистов по их способностям продолжается фактически на всем протяжении многолетней подготовки. Если при начальном отборе определяют способности и склонность к волейболу как виду спорта, то в дальнейшем его осуществляют в плане определения игровой специализации (функции). Это позволяет эффективнее использовать индивидуальные особенности занимающегося в команде. При отборе спортсменов по игровым функциям учитывают особенности соревновательной деятельности нападающих и связующих, а также качественные особенности, присущие игроку той или иной функции. На этой основе вырабатывают контрольные испытания. Среди них можно отметить следующие: 1. Измерение быстроты и точности зрительных восприятий (тахистоскопическая методика). 2. Определение особенностей игрового мышления. 3. Измерение точности передачи мяча — стоя лицом и спиной к направлению передачи в прыжке в сочетании с умением вести наблюдение (при помощи тренажера). 4. Определение эффективности второй передачи в игре (техническое качество, тактический коэффициент), нападающего удара в игре. 5. Определение уровня специальных физических качеств (быстроты передвижения на расстояние 3—5 м с изменением направления, прыгучести, передачи на дальность, силы и точности нападающего удара и т. п.). Отбор в команды высших разрядов и для участия в ответственных соревнованиях. Содержание отбора кандидатов в команды высших разрядов диктуется спецификой этих спортивных коллективов (комплектование и режим тренировочной работы). Здесь учитывают показатели физического развития, уровня развития специальных физических качеств, технической, тактической, интегральной подготовленности, психологической совместимости, специфические показатели при выполнении определенных игровых функций. Выполнение модельных требований с оценкой «отлично» в возрасте 18—20 лет наряду с данными углубленного изучения волейболистов служит надежной гарантией успешных занятий молодых игроков в командах мастеров и в сборных командах. На этой стадии отбора учитывают все данные многолетней подготовки молодого волейболиста в тренировоч- но-соревновательном аспекте, характер динамики основных показателей за многолетний период, умение переносить трудности тренировочного и соревновательного режимов. Специфические здесь прежде всего обследования соревновательной деятельности молодых волейболистов и комплексные педагогические и медико-биологические обследования во время специально организуемых учебно-тренировочных сборов. Отбор осуществляется на основании ранжирования волейболистов по итогам комплексного учета полученных показателей. Окончательные выводы делают после прохождения определенного срока стажирования молодых волейболистов в командах высших разрядов. При отборе в сборные команды, кроме того, учитывают психологическую совместимость, способности к взаимодействиям с другими волейболистами. При отборе для участия в ответственных соревнованиях обращают также внимание на показатели эффективности соревновательной деятельности (в частности, с учетом игровой функции).
|