![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тактическая подготовка
Арсенал тактических действий в нападении и защите входит составной частью в соревновательную деятельность волейболистов. Высокий уровень тактической подготовки создает предпосылки для максимального использования в игре технического потенциала волейболистов и индивидуальных особенностей каждого игрока. Содержание тактики составляют индивидуальные, групповые и командные тактические действия в нападении и защите. Тактическая оснащенность игрока зависит от его технической подготовленности. Любое тактическое действие (индивидуальное, групповое, командное) реализуется при использовании технических приемов и их способов. Умение принимать решения, позволяющие наиболее рационально применять действия, которыми владеют спортсмены, помогает достижению победы над соперником. И в этом немалую роль играют тактические действия. В тактическую подготовку необходимо включать ос- новной арсенал тактических действий, овладение которым позволило бы спортсменам максимально использовать в игре свою техническую оснащенность, уровень развития специальных качеств и способностей, теоретические знания и т. д. Можно выделить ряд факторов, предопределяющих успех реализации тактических действий в игре: во-первых, высокий уровень развития специальных качеств — быстроты сложных реакций, быстроты ответных действий, ориентировки, тактического мышления, быстроты перемещения и т. п.; во-вторых, высокая степень надежности технических приемов в сложных условиях игры, владение в совершенстве основными приемами техники; в-третьих, единство первых двух факторов, выражающееся в высоком уровне овладения навыками индивидуальных тактических действий в нападении и защите. Тактическую подготовку нельзя сводить к обучению волейболистов тактическим действиям. Основу успешных действий волейболиста в игре составляют специальные качества и способности (наблюдательность, быстрота реакции и т; д.) и умение гибко использовать технические приемы. Собственно же тактические действия служат своеобразной формой организации действий волейболистов индивидуально, в группах и команде в условиях единоборства с противником. На первом этапе тактическая подготовка направлена на развитие у занимающихся определенных качеств и способностей, лежащих в основе успешных тактических действий. Эффективными средствами здесь являются различные упражнения, подвижные игры и эстафеты, которые требуют проявления быстроты реакции и ориентировки, быстроты ответных действий, сообразительности, наблюдательности, переключения с одних действий на другие и т. д. Наиболее благоприятные возможности для развития этих качеств в детском возрасте. Второй этап — это формирование тактических умений в процессе обучения игроков техническим приемам. Обучение следует построить так, чтобы в игре в единстве реализовывались техника и тактика. Достигается это двумя путями. Во-первых, по мере овладения техническим приемом его «соединяют» с качествами и способностями, обусловливающими успех тактических действий. Например, игрок выполняет передачу на точность в мишень на стене и наблюдает за световым табло: в зависимости от загорающейся на нем цифры надо выполнить передачу горизонтально, высокую или над собой. Во-вторых, волейболист должен научиться оценивать расположение игроков (своих и противника) на площадке, положение и направление полета мяча, предугадывать действия партнеров и разгадывать замысел соперников, быстро анализировать сложившуюся обстановку и, выбрав наиболее целесообразное действие, эффективно выполнить его. Основные направления тактической подготовки: постоянное внимание развитию специальных способностей и качеств; определение рациональной последовательности изучения технических приемов, их сочетания и чередования; воспитание умения реализовывать развиваемые качества и способности (тактического характера) в процессе выполнения технических приемов; формирование тактических умений в процессе обучения техническим приемам; установление рациональной последовательности изучения тактических действий (индивидуальных, групповых и командных) в нападении и защите с учетом последовательности изучения технических приемов в нападении и защите; совершенствование навыков тактических действий в процессе интегральной подготовки (взаимосвязь тактической подготовки с технической, система заданий в учебных играх, установка в контрольных играх и соревнованиях). Задача тактической подготовки: 1. Создать предпосылки для успешного обучения тактике игры (развитие необходимых способностей и качеств). 2. Формировать тактические умения в процессе обучения техническим приемам. 3. Обеспечить высокую степень надежности приемов игры при выполнении тактических действий. 4. Овладеть основой индивидуальных, групповых и командных тактических действий в нападении и защите. 5. Совершенствовать тактические умения с учетом игровой функции волейболиста. 6. Формировать умения эффективно использовать технические приемы и тактические действия в зависимости от условий (состояние партнеров, соперника, внешние условия). 7. Формировать умения быстро переходить от нападения к защите и от защиты к нападению. 8. Изучать команды противника, их технический арсенал, тактическую и волевую подготовленность. 9. Изучать передовую тактику ведущих команд страны и сильнейших зарубежных команд. Для решения этих задач необходимы разнообразные средства. Ведущее место в тактической подготовке занимают упражнения по тактике (индивидуальные, групповые, командные) и двусторонняя игра, контрольные и календарные игры, теория тактики волейбола, кроме того—.подготовительные упражнения для развития быстроты реакции, ориентировки, упражнения на переключение с одних тактических действий на другие и т. д., подвижные и спортивные игры, специальные эстафеты, упражнения по технике (совершенствующие степень надежности и гибкости навыков). Методы тактической подготовки те же, что и при решении задач технической подготовки. При этом, естественно, учитывают специфику тактики. Так, при показе используют макеты площадки, кинокольцовки, фильмы. Изучая сложные тактические действия, в упрощенных условиях делят их на части, применяя различные сигналы, ориентиры и т. п. Усложненные условия создают с помощью приборов и специальных устройств, например электротренажера (определенное число лампочек, которые можно зажигать в различном порядке) при обучении нападающему удару и блокированию, совершенствовании навыков второй передачи в тактическом аспекте и т. д. При использовании метода сопряженных воздействий на первый план выступает тактика, однако условия проведения упражнений и их дозировка способствуют совершенствованию техники игры. На этапе закрепления тактических действий используют анализ своих действий и действий противника. Для этого нужны записи игровых действий, зенитная киносъемка и видеозапись. Типичен для тактической подготовки метод моделирования действий противника (отдельного игрока или команды в целом). Особое место занимает метод переключения в тактических действиях — от нападения к защите и от защиты к нападению. Эффективны многократные переключения в условиях дефицита времени и в ответ на сигнал. Тактическая подготовка должна быть органически связана с другими видами подготовки. В физической подготовке (общей и специальной) эта связь выра- жается в использовании подвижных и спортивных игр, развитии специальных качеств, содействии (в общих чертах) овладению групповыми и командными действиями, принятыми в волейболе (например, с набивными мячами — расположение занимающихся, направление бросков мяча и перемещений и т. д.). В технической подготовке она проявляется в выборе действия в ответ на сигнал (ситуацию), взаимодействии занимающихся при выполнении подводящих упражнений, упражнений по технике, технических приемов в рамках тактических действий. В теоретической подготовке эта связь выражается в изучении тактики, анализе тактических действий своих игроков и команды, игроков и команд противника, ведущих команд страны и зарубежных. В интегральной подготовке связь между другими видами подготовки облегчает постановку заданий во время учебных двусторонних игр, подбор партнеров для контрольных игр, формирование установок на игру во время соревнований и последующие разборы игр. Последовательность решения задач тактической подготовки выглядит таким образом: в процессе подготовительных упражнений, в процессе подводящих упражнений, в процессе упражнений по тактике, в процессе учебных и контрольных игр.
|