![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Дозировка упражнений с отягощениями в занятиях с юными волейболистами 15—16 лет
ражнений. Нельзя доводить до утомления (см. табл. 11). 3. Сопряженный метод. Характеризуется развитием силы и скоростно-силовых качеств в рамках структуры технического приема или его звеньев. Например, выполнение нападающего удара с отягощением на руках, ногах или всего тела. 4. Метод круговой тренировки. Организуется 6—12 «станций». Упражнения подбирают так, чтобы в работу последовательно вовлекались основные группы мышц. Задания индивидуальны для каждого волейболиста (по количеству раз или по времени). Начинают с 50—60% максимальной нагрузки, по мере повышения уровня подготовленности дозировку увеличивают. По направленности круговая тренировка бывает силовая, скоростно-силовая и на сочетание скоростно-силовой и технической подготовки. Методы развития быстроты. 1. Повторный метод. Суть его сводится к выполнению упражнений с околопредельной, максимальной и превышающей ее скоростью. Учитывая большую роль быстроты реакции в волейболе, следует раздельно выполнять задания в ответ на сигнал (преимущественно зрительный) и на быстроту отдельных движений и заданий. Продолжительность выполнения задания такая, в течение которой поддерживается максимальная быстрота, — от 5 до 15—20 с. Период отдыха между упражнениями должен подготовить спортсмена к работе — он колеблется в зависимости от характера упражнений и состояния волейболиста от 30 с до 5 мин. 2. Увеличение скорости движущегося объекта. Например, при обучении приему мяча вначале его через сетку направляют передачей, затем подачами (нижней, верхней на точность, на силу) и, наконец, нападающим ударом. 3. Увеличение внезапности появления объекта. Например, прием мяча, когда противоположная площадка закрыта шторой. Вначале мяч посылают передачей и по высокой траектории, затем траекторию снижают, а скорость полета мяча увеличивают; в дальнейшем принимают мяч от подачи и, наконец, от нападающего удара. 4. Сокращение расстояния до движущегося объекта. Например, игрок принимает мяч у лицевой линии от нападающего удара с далекой передачи от сетки, затем посылает его передачей все ближе к сетке, после этого при приеме постепенно располагается ближе к сетке. 5. Увеличение числа возможных изменений обстановки. Вначале игрок реагирует на два сигнала двумя ответными действиями, затем на три тремя и т. д. Здесь незаменимы специальные устройства со световыми сигналами и т. п. 6. Сопряженный метод. Например, перемещения с отягощением и т. п. 7. Выполнение упражнений в затрудненных условиях. Например, стартовый рывок из необычного исходного положения, с отягощением, бег или прыжки с преодолением сопротивления амортизатора и т. п. 8. Выполнение упражнений в облегченных условиях с более высокой скоростью, например, бег под уклон. 9. Метод круговой тренировки. Упражнения подбирают так, чтобы в работе участвовали основные группы мышц и суставы, чтобы проявлялась быстрота реакции, скорость одиночного сокращения и частота движений. 10. Игровой метод. Выполнение упражнений на быстроту в подвижных играх и специальных эстафетах. 11. Соревновательный метод. Выполнение упражнений с предельной быстротой в условиях соревнований. Методы развития выносливости. 1. Переменный метод. Непрерывное чередование ускорений и бега трусцой. Чередование скоростных передач в стену и высоких над собой, серийных прыжков в полную силу и прыжков через скакалку с небольшой интенсивностью и т. п. 2. Повторный метод. Повторное выполнение заданий с повышенной скоростью и достаточными интервалами для.отдыха. Например, серии приема мяча от нападающего удара, серии блокирования при частом чередовании ударов, повторное пробегание отрезков дистанции и т. д. 3. Увеличение интенсивности при сокращении продолжительности. Сокращается число партий в игре, однако необходимо проводить их более интенсивно. Увеличение числа передач, подач, нападающих ударов, блокирований по сравнению с тем, как это имеет место в игре. Например, работа со связующим двумя мячами, непрерывное чередование ударов нападающим и т. п. 4. Уменьшение интенсивности нагрузки при увеличении продолжительности. Увеличение игрового времени, числа игровых действий по сравнению с обычными условиями. 5. Поточный метод выполнения специального ком- плекса упражнений. Волейболисту приходится последовательно выполнять упражнения для развития силы, быстроты, ловкости в различных сочетаниях. Этой же цели может служить и метод круговой тренировки. Для воспитания игровой выносливости спортсмены поточно выполняют ряд имитаций технических приемов, а также сами приемы (подачи, прием мяча на страховке, блокирование, нападающий удар). Методы развития ловкости 1. Метод усложнения ранее освоенных упражнений. Усложнения достигают изменением исходных положений, включением дополнительных движений. 2. Метод двустороннего освоения упражнений. Предполагает выполнение упражнений в левую и правую сторону, левой и правой рукой, ногой и т. д. Это касается также обучения технике игры и совершенствования навыков. 3. Изменение противодействия занимающихся в парных и групповых упражнениях. 4. Изменение пространственных границ. В знакомых упражнениях и играх изменяют границы площадки, величину дистанции, количество играющих и т. п. 5. Выполнение знакомых движений в неизвестных заранее сочетаниях (по заданию, в ответ на сигналы и т. д.). 6. Упражнения на переключения в технических приемах и тактических действиях. Методы развития гибкости. Направлены на развитие подвижности, гибкости в тех суставах, которые участвуют в выполнении технических приемов. Упражнения должны быть близки к техническим приемам, сходны с ними по характеру, но выполняют их с большой амплитудой. Это же касается и различных наклонов, вращений, взмахов и т. д. Упражнения для развития гибкости делят на активные и пассивные: активные выполняют без отягощений и с отягощениями, пассивные — с помощью партнера или с отягощениями. Упражнения проводят сериями по 4—5 движений, постепенно увеличивая амплитуду. Наряду с освоением упражнений для развития гибкости необходимо учить волейболистов умению расслабляться. При выборе средств и методов физической подготовки важно учитывать возрастные особенности юных волейболистов. Уровень развития физических качеств и способностей, специфичных для волейбола, как известно, во многом обусловливает овладение навыками игры. Воздействие собственно средств волейбола на разностороннее физическое развитие и функциональное состояние организма спортсмена полностью зависит от уровня владения навыками игры. Поэтому на начальном этапе занятий (10— 14 лет) упражнения по технике, тактике и двусторонняя игра не дают должной физической нагрузки на организм занимающихся. Чтобы нагрузка была оптимальной, необходимо применять широкий круг общеразвивающих и подготовительных упражнений. Уровень физической подготовки в полной мере сказывается на результатах волейболистов в возрасте 16— 18 лет, когда соревнования проходят несколько дней подряд, а игры состоят из пяти партий. В состязаниях младших возрастов многое зависит от скоростно-силовых качеств и уверенного выполнения технических приемов («кто хорошо подает, тот выигрывает»). Игры проводят преимущественно раз в неделю, они протекают быстро, роль выносливости «не успевает» проявиться. Такое подчас толкает тренеров на путь натаскивания («результат нужен сегодня, а через несколько лет... там видно будет»—такова психология иных тренеров). Упускается время, что никакой форсированной подготовкой не восполнить. Поэтому физической подготовке, развитию всех качеств необходимо уделять серьезное внимание на всех этапах подготовки юных спортсменов (это отражено в годовых графиках распределения времени в поурочной программе для спортивных школ).
|