![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Техническая подготовка. Юный волейболист должен уметь эффективно выполнять любые технико-тактические действия в нападении и защите при переходе в команду высшего разряда
Юный волейболист должен уметь эффективно выполнять любые технико-тактические действия в нападении и защите при переходе в команду высшего разряда. При хорошей универсальной подготовленности важно мастерство в выполнении игровой функции в команде (связующего или нападающего). Для этого необходима специализация технической подготовки с учетом игровой функции, индивидуализация учебно-тренировочного процесса в группах спортивного совершенствования. Связующие. Техническая подготовка связующих игроков — это в первую очередь совершенствование навыков передачи мяча сверху двумя руками. Специализированная подготовка проводится в форме индивидуальных упражнений, упражнений в парах (связующий — связующий; связующий — нападающий), в группах (только связующие, связующие и нападающие). Поскольку игровая деятельность связующего очень сложна, важно совершенствовать точность передачи и обеспечить ее высокую надежность. Для этого упражнения выполняют из различных по отношению к сетке положений (у сетки, из глубины площадки), сочетая их с быстрыми перемещениями, обеспечивающими своевременный выход к мячу. Связующий должен научиться до последнего момента скрывать свои намерения, активно использовать отвлекающие действия. Это особенно важно с ростом тенденций снижения высоты передач для нападающих ударов (скоростной волейбол), усложнения тактических комбинаций. Рекомендуем некоторые упражнения: 1. Передачи (индивидуально, в парах) из различных исходных положений (стоя, сидя, лежа, в прыжке), во время и после перемещений и остановок. 2. Передачи двух мячей, которые направляют партнеры передачей, ударом одной рукой (прием снизу одного мяча, передача другого; передача стоя и с последующим падением и т.п.). В тройке (в линию) —передача двух мячей, стоя спиной к направлению передачи. 3. Один игрок стоит с мячом в зоне 4, другой — в зоне 3. Первый передачей посылает мяч в зону 6, куда вы- ходит второй, и передачей на' удар возвращает мяч в зону 4. Первый игрок посылает мяч в зону 3, куда выходит второй, и выполняет передачу на удар в зону 4 и т. д. То же, но связующий в зоне 3, передача в зону 3(4). 4. То же, что в упр. 3, но игроки расположены в зонах 4 и 3; только после передачи в зону 3 из зоны 4 игрок бежит в зону 2, а из зоны 3 передачу игрок выполняет в зону 2, стоя спиной, и тут же поворачивается кругом. То же выполняют в новом расположении, но уже передача следует назад в зону 4 и т. д. То же, но исходное расположение в зонах 4 и 6. Передача из зоны 4 в зону 3, из зоны 3 в зону 4; затем из зоны 4 игрок выполняет передачу в зону 6, из зоны 3 — в зону 2, стоя спиной. 5. Три игрока располагаются в зонах 4, 3 и 2, один в зоне 1 (6, 5) — связующий. Тренер из зоны 6 с противоположной площадки посылает мяч через сетку одному из «нападающих», связующий выходит к сетке и выполняет передачу (в определенную зону и заданной высоты). Соответствующий игрок передачей в прыжке посылает мяч тренеру. Тренер отправляет мяч снова через сетку (передачей, ударом); связующий, после выхода и передачи вернувшийся в свою зону, снова выходит и передает мяч игроку, не участвовавшему в этом, и т. д. Меняют высоту передач. Игроки последовательно проходят через все зоны. 6. Первоначальное расположение такое же, как в упр. 5. После трех передач связующий не возвращается в зону 1, а идет в зону 6, выполняет три передачи после выхода из зоны 6, уходит в зону 5, затем в зону 6 и т. д. То же, но зону выхода связующий меняет после каждой передачи на удар. 7. Выполнение упражнений в связке «связующий — нападающий», т. е. все передачи к сетке завершают нападающим ударом. Связующий оценивает техническое качество передачи по результативности нападающего удара. В этих упражнениях связующие и нападающие «притираются» друг к другу. Связующие должны в совершенстве владеть блокированием. Этому также необходимо уделять внимание в процессе специализированной технической подготовки. Нападающие. Техническая подготовка нападающих игроков предполагает прежде всего совершенствование навыков нападающих ударов и блокирования. С развитием тенденции построения нападающих действий со скоростных передач и усложнения комбинаций возникает необходимость уменьшить число игроков на приеме подачи до двух: трое нападающих готовятся нападать, связующий выходит к сетке для второй передачи. Практически вся тяжесть при приеме подачи ложится на нападающих, которые в этот момент находятся на задней линии (особенно при комплектовании команды с одним связующим —5 + 1) • Вот почему так важно совершенствовать навыки приема мяча с подачи. Как показывают наблюдения, высокое качество приема подачи во многом предопределяет успех нападающих действий команды. Специализированная подготовка нападающих складывается из индивидуальных упражнений, упражнений в парах (нападающий — нападающий, нападающий — связующий), групповых (2—4 нападающих и связующий, только нападающие). Нападающие должны мастерски овладеть основными способами нападающих ударов как сильнейшей, так и слабейшей рукой. Совершенствуют навыки нападающего удара с различных передач, из всех зон у сетки, с задней линии, при противодействии блокирующих, варьируя способы удара. Нападающий должен уметь активно использовать отвлекающие действия: показ удара с поворотом туловища влево и перевод вправо (и наоборот), изменение направления разбега (первоначально перед связующим, и выход позади него, где и выполняется удар), остановка в разбеге с последующим прыжком и выполнением удара, имитация удара и передача через сетку (одной, обеими руками), имитация удара и откидка (передача в прыжке партнеру), имитация передачи в прыжке и удар, замах одной рукой, а удар другой. Упражнения для специализированной подготовки нападающих подбирают из упражнений в нападающих ударах, блокировании и вторых передачах, куда включают и нападающие удары. Кроме перечисленных ранее, приведем еще некоторые упражнения. 1. Индивидуально (у тренировочной стенки, у сетки) выполнение ударов с собственного подбрасывания различными способами, отвлекающих действий, сочетание отвлекающих действий и нападающих ударов. 2. В парах. Нападающие удары против одиночного блока. Блокирующий закрывает блоком определенные направления, а нападающий, зная это, выполняет удары в свободном направлении. С передач связующего нападающие удары различными способами, в различных направлениях и с различных передач (лицом, боком, спиной к нападающему — в опорном положении и в прыжке). 3. Групповые упражнения, в которых участвуют несколько нападающих и связующих. Таким образом связующий изучает технические особенности своих коллег—нападающих (в различных зонах и т.п.), а они приспосабливаются к манере связующего выполнять передачу. 4. Три нападающих находятся в зонах 4, 3 и 2, в зоне 1 — связующий. Тренер с противоположной стороны площадки бросает мяч кому-либо из нападающих, а тот направляет его выходящему к сетке. Выходящий выполняет передачу на удар тому, от кого получен мяч. После удара игроки быстро занимают свои места, мяч направляют другому нападающему и т. д. Упражнение делают непрерывно, пока все не выполнят заданное количество ударов. 5. Нападение в зонах 4, 2, 3 при наличии группового блока: блокирующие находятся на подставке, создавая различные ситуации («разрыв» в блоке, руки одного блокирующего намного ниже, чем у другого, блок сдвинут далеко от линии или на самой линии и т.д.). Для совершенствования навыков блокирования используют упражнения, предложенные ранее, а также те, которые рекомендованы для нападающих — в них вводят блокирование. Однако если раньше блокирующие помогали нападающим, то в данном случае нападающие помогают им совершенствовать навыки блокирования. Тактическая подготовка Индивидуализация учебно-тренировочного процесса с учетом игровой функции волейболиста в команде предполагает специализацию не только технической, но и тактической подготовки (связующие и нападающие). Следует подчеркнуть, что такая специализированная тактическая подготовка тесно связана с технической и специальной физической подготовкой. Связующие. В тактическую подготовку связующих в первую очередь входят тактические действия, связанные с передачей мяча для нападающего удара: вторая передача после приема подачи и при доигровке, первая передача после касания мяча блокирующими (партнерами связующего) или вторая передача в прыжке после имитации нападающего удара, если первая передача на удар была адресована связующему игроку. Тактическое мастерство связующего совершенствуют с помощью упражнений подготовительных, подводящих, по технике и тактике индивидуально и во взаимодействиях двух — шести игроков, в которых имеет место передача на удар либо непосредственно прием мяча от противника, после касания мяча блокирующими или после предшествующей первой передачи. Широко используют и упражнения для связующих из раздела технической подготовки, но им придают тактическую направленность — дают специальные задания, используют сигналы, вносят в них элемент выбора действий. Связующий должен глубоко изучить биомеханические основы технических приемов волейбола, и в первую очередь передачи сверху двумя руками и нападающего удара, хорошо знать своих партнеров — нападающих, их манеру игры, особенности выполнения нападающих ударов с высоких и низких передач, различных по расстоянию. Важное значение имеют знания тактики игры, тактики ведущих команд, сильнейших связующих. Приобретенные знания связующий должен оперативно использовать в упражнениях по тактике. Необходимо научить связующего до последнего момента скрывать возможное направление и характер передачи мяча, отвлекающим действиям. Упражнения выполняют только связующие, связующие и нападающие. Взаимодействия с нападающим занимают основное место в групповых упражнениях по тактике. Роль связующего в этом особенно большая при низких передачах, так как нападающий при низких и коротких передачах практически не может внести коррективы в свои действия (находится в безопорном положении). Нападающие. Основу специализированной тактической подготовки нападающих составляют упражнения по тактике, в которых встречаются нападающие удары. Игрок должен уметь уверенно и эффективно пользоваться широким арсеналом нападающих ударов, их способов, отвлекающих действий. В упражнениях нападающего со связующим игроком вырабатываются навыки точного взаимодействия, взаимопонимания. Конкретные упражнения нетрудно подобрать из арсенала технической и тактической подготовки — все, что связано с нападающими ударами, блокированием, придавая им тактическую направленность. Большое внимание надо уделять комбинированным упражнениям, в которых связующий и нападающие стремятся преодолеть сопротивление блокирующих; те, в свою очередь, совершенствуют навыки взаимодействия при блокировании (групповом или осуществляя персональное блокирование—своего рода личная защита в волейболе).
|