![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Становление навыков игры. Классификация средств
Определение закономерностей становления навыков игры очень важно для успешного решения задач подготовки волейболистов. Здесь находят свое отражение задачи, средства и методы, специфика игры в волейбол, формирования двигательных навыков и развития физических качеств. Под двигательным навыком понимают такую степень владения приемом игры, когда управление движениями может осуществляться автоматизированно, а сознание направлено на оценку ситуации и результат деятельности. Движения характеризуются большой устойчивостью к различным сбивающим факторам (утомлению, эмоциональным сдвигам и т.д.). Выделяют три фазы формирования навыка: фазу образования первоначального умения, которой соответствует этап овладения основой техники изучаемого приема; фазу уточнения системы движений, которой соответствует этап детального овладения техникой приема; фазу упрочения и совершенствования навыка, которой соответствует этап совершенствования технического мастерства. При формировании двигательного навыка устанавливается тесная взаимосвязь между уровнем развития физических качеств и овладения техникой. Изменение уровня развития физических качеств требует перестройки движений, т. е. определенного изменения техники. Если у волейболиста повысилась прыгучесть, то это должно найти отражение и в технике нападающего удара (разбег, прыжок, амплитуда замаха по отношению к направлению и скорости полета мяча). Здесь особенно важна специальная физическая подготовка. Прежде чем приступать к обучению игроков новому техническому приему, необходимо развить до оптимального уровня их физические качества в сочетаниях, специфичных именно для этого приема. Большое значение имеет запас двигательных навыков, особенно тех, которые могут облегчить овладение новым приемом по принципу положительного переноса навыков. Ведущее значение здесь имеет общая и специальная физическая подготовка. Далее необходимо создать у занимающихся двигательное представление об изучаемом приеме. В первой фазе становления навыка педагог должен максимально облегчить занимающемуся овладение основой технического приема, создать ему такие условия, чтобы уже при первых попытках выполнить прием его ощущения соответствовали таковым при правильном выпол- нении приема вообще, исключить возможность появления ошибок, оградить от влияния всякого рода помех и т. д. Здесь первостепенное значение имеют подводящие упражнения. Во второй фазе, когда происходит образование динамического стереотипа, необходимо стремиться к формированию гибкого навыка, прочного в своей основе, но пластичного во внешнем проявлении (сообразно складывающейся игровой обстановке). Достигают этого с помощью усложнений самого технического приема, особенно условий, в которых он выполняется. Усложнение условий в это время способствует воспитанию тактических умений, связанных с применением технического приема в игре. В третьей фазе на первый план выступает тактический аспект применения технического приема на надежной основе, позволяющей все внимание сосредоточить на анализе игровой ситуации, выборе наиболее разумного ответного действия и своевременном и результативном его применении. На стадии автоматизации главное — эффективность применения технического приема в сложных условиях (в игре и на соревнованиях). В связи с этим в методике обучения волейболистов выделяют следующие этапы: 1. Создание предпосылок для изучения, ознакомление с разучиваемым приемом. 2. Разучивание приема в упрощенных условиях. 3. Разучивание приема в усложненных условиях. 4. Закрепление приема в игре. На рис. 1 представлена структура становления навыков игры. Каждая составная часть структуры содержит ведущие задачи с учетом уровней структуры соревновательной игровой деятельности. Такое положение дает своеобразный методический ключ к постановке более частных задач, выбору средств и методов в тренировочных занятиях. Формирование навыков начинается в процессе физической подготовки, которая через специальную (СФП) непосредственно связана с волейболом (развитие определенных качеств). При помощи подводящих упражнений происходит овладение структурными элементами приемов игры. На этой базе в процессе выполнения упражнений по технике продолжается овладение основой структуры приема. Вначале обучение проводится в условиях, облег- чающих занимающимся овладение навыком и по возможности исключающих «лишние» движения, что характерно для начальной стадии становления навыка. По мере того как занимающиеся овладевают основой двигательного навыка, условия выполнения приема постепенно изменяются таким образом, что в процессе изучения техники у занимающихся формируются тактические умения, связанные с применением приема в игре. Совершенствование технического приема происходит в условиях, характерных для волейбола — упражнения по технике, игровые фрагменты, подготовительные к волейболу игры. Наконец, прием применяется в двусторонней игре, контрольных играх и на соревнованиях. Каждая предшествующая ступень создает логическую основу для другой. Так, подготовительные упражнения заканчиваются упражнениями, отражающими в общих чертах структуру изучаемого приема игры. Подводящие упражнения служат своеобразным мостом для перехода от СФП к технической подготовке. Упражнения по технике (построенные в определенном порядке усложнения) способствуют формированию тактических умений. На этой основе затем изучают индивидуальные тактические действия и т. д. Со структурой становления навыков игры теснейшим образом связана классификация физических упражнений (как основных тренировочных средств). Средства определенным образом сгруппированы по их значимости в процессе тренировки. Это дает возможность упорядочить подбор тех средств, которые в большей мере содействуют решению задач на определенном этапе подготовки, периоде и этапе тренировки. Отправным моментом в построении классификации служит соревновательная игровая деятельность и те специфические действия, при помощи которых волейболисты ведут борьбу с соперником. Следуя этому принципу, все упражнения делят на соревновательные и тренировочные (см. рис. 1). Соревновательные упражнения — это двусторонние игры (календарные, контрольные, учебные), упражнения по тактике и технике — в нападении и защите. Тренировочные упражнения включают специальные (подводящие и подготовительные) и общеразвиваю-щие — для развития двигательных качеств и совершенствования навыков естественных видов движений. Соревновательные упражнения представляют соб- ственно волейбол, т. е. то специфическое, что отличает его от других видов спорта. Здесь технические приемы и тактические действия выполняют так, как это имеет место в игре на соревнованиях. Тренировочные упражнения призваны облегчить и ускорить овладение соревновательными и содействовать повышению надежности игровых действий и их эффективности. Специальные упражнения делятся на подготовительные, главная задача которых заключается в развитии физических способностей, имеющих преимущественное значение для игры, и подводящие, направленные непосредственно на овладение структурой конкретных приемов. Сюда же относят имитационные (выполнение приема без мяча). Общеразвивающие упражнения используют для решения задач общей физической подготовки. Все упражнения соответственно своей направленности в системе подготовки спортсменов с учетом представленной классификации объединяют в составные части, или виды подготовки: интегральная, тактическая, техническая, специальная физическая, общая физическая. Структура соревновательной деятельности строится с вершины спортивного мастерства и постепенно сходит к первооснове (человек с его «нулевыми» возможностями с точки зрения владения навыками игры). Становление навыков, наоборот, начинается с нуля и постепенно поднимается до уровня эффективного применения приемов в игре и в состязаниях. Становление навыков происходит строго в обратном по отношению к уровням структуры соревновательной деятельности порядке. Отсюда значимость и место отдельных компонентов тренировки, категорий физических упражнений в системе подготовки волейболистов. Поэтому неправомерно ставить вопрос о том, нужна или не нужна общая физическая подготовка (ОФП) волейболистам (одно время вопрос этот поднимался). ОФП нужна в той мере, насколько это необходимо с точки зрения овладения навыками игры в волейбол. В.учебно-тренировочном процессе, в зависимости от этапов подготовки, конкретных задач и т. п., имеют место в той или иной мере все виды упражнений. Но не следует и проводить резкую грань между ОФП и СФП, тем более делать акцент на ОФП. Применяя обширный арсенал средств, объединенных по видам подготовки, в конечном счете необходимо до- биться того, чтобы все, что изучает на занятиях волейболист, он мог реализовать в игре, где в стремлении к победе слиты воедино техника и тактика, физические, моральные и волевые качества, теоретические знания и т. д. Игровая деятельность спортсменов являет собой яркий образец системности, связного целого. Недостаточно на хорошем уровне решать задачи (отдельно) в каждом виде подготовки (физической, технической и т. д.) и надеяться, что в учебных двусторонних играх эффект проявится сам по себе. Взаимосвязь сторон подготовки требует специального, целенаправленного воздействия. Именно поэтому так важна интеграция всех качеств, умений и знаний. Значимость этого настолько велика, что в системе подготовки волейболистов наряду с другими компонентами тренировки мы выделили специальный раздел — интегральную подготовку.
|