![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тренажерные устройства для технической подготовки
На начальном этапе обучения основная роль специальных устройств состоит в том, чтобы помочь занимающимся быстрее и главное без ошибок, которые обычно появляются при обучении, овладеть основой техники; на этапе совершенствования направленность — повысить уровень развития навыков владения техническими приемами главным образом с помощью сопряженного метода, при котором в единстве решаются задачи развития специальных физических качеств и совершенствования техники. При обучении приему и передачам мяча применяют подвесные мячи, пружинящий мяч, тренировочный щит, устройства для передач на точность для приема мяча. Подвесные мячи помогают новичкам определить точку соприкосновения рук с мячом при верхней передаче, при приеме снизу и особенно при приеме мяча с падением и передаче в прыжке. Пружинящий мяч (на амортизаторах) применяют для укрепления мышц кистей и пальцев. Упражнения на снаряде целесообразно чередовать с обычными упражнениями в передаче. Тренировочный щит с нарисованными мишенями служит для выполнения самых разнообразных упражнений в приеме и передачах мяча. Для совершенствования навыков приема подачи и точности первой передачи применяют обруч диаметром до 2 м на высоте 1—1, 5 м, который устанавливают в различных точках зоны нападения. Мяч для приема направляется мячеметом. Для совершенствования навыков второй передачи применяют обручи (диаметром до 1 м) — их устанавливают у сетки на длинном шесте — его продевают сквозь ячейки сетки с опорой о площадку, на коротких — по ширине сетки крепят к верхнему и нижнему тросам. При обучении подачам и нападающим ударам применяют держатели мяча, мяч на резиновых амортизаторах, мишени, механический блок и т. д. Держатели мяча позволяют расположить мяч в нужной точке для правильного удара при том или ином способе подачи. Они устроены так, что после удара мяч летит в заданном направлении. Имеется два способа установки мяча: замковый, когда замок типа зажима надевается на кольцо, укрепленное на мяче, и пружинный, когда мяч удерживается с двух сторон стальными дужками (пружинами). Более совершенное устройство, основанное на том же принципе, — специальный тренажер. Он состоит из платформы с «держащей» трубой, внутренней трубы с кронштейном, к которому прикреплено устройство для удер- жндаания мяча. При помощи тросов и блоков создаются условия, при которых в момент удара по мячу он оказывается в «фазе полета», т. е. его ничего не удерживает — дужки отошли от него при помощи натяжения основного троса. У занимающихся создается ощущение ударного движения (рис. 2). Мяч на резиновых амортизаторах предназначен для совершенствования техники и развития необходимых физических качеств. Приспособление крепится в углах спортивного зала (к столбам на открытой площадке). От мяча к полу идет прочный шнур, с помощью которого устанавливается нужная высота мяча и исключаются колебания его после удара. Для точного посыла мяча в нужном направлении (заданное расстояние, высота) применяют мячемет. При обучении нападающему удару игроки выполняют средние, высокие и низкие (по высоте) передачи, средние, короткие и длинные (по расстоянию), а также различные их сочетания (длинные, низкие и т.п.). Особенно большую роль мячемет играет при совеошенствовании навыков приема подачи. В тренировке точной подачи и нападающего удара применяют мишени. Ставят их на волейбольной площадке в разных зонах. Задача состоит в том, чтобы поразить мишень мячом при подаче или нападающем ударе. Для совершенствования навыков нападающего удара используют устройства, имитирующие одиночный и групповой блок, различный по высоте, потности и т. д. Время появления «блока» варьируется. Закрепленный под определенным углом, «блок» обеспечивает постоянный отскок мяча на своей площадке, что дает возможность совершенствовать навыки страховки своих нападающих. Для этой цели можно использовать вторую волейбольную сетку, установленную над основной. В занятиях при изучении нападающих ударов полезна «ловушка» для мячей. На каркас из металлических труб натягивается капроновая (веревочная) сетка. Устройство устанавливают вблизи сетки, напротив зоны, из которой производятся нападающие удары. Оно дает возможность в значительной мере повысить плотность занятий и максимально использовать для работы площадь спортивного зала или площадки (на стороне, «поражаемой» ударами, могут выполняться упражнения, что без защитной сетки невозможно). При обучении блокированию применяют подвесные мячи, ласты на кисти рук, держатели мяча, блокировочную подставку, имитатор блока. Подвесные мячи крепят на тросе над волейбольной сеткой — один в центре, два других на расстоянии 1— 1, 5 м от него. Вначале игрок имитирует блок у одного мяча, затем у двух соседних и, наконец, последовательно во всех трех зонах после перемещения. Затем имитируется групповой блок: вдвоем у крайних мячей и тройной в центре. Мячи и часть сетки могут крепиться к стене на кронштейнах. Ласты изготавливаются из поролона с приспособлением для укрепления на кистях рук (можно пришить к пластинам перчатки). Суть упражнений сводится к тому, что «нападающие» бросают в прыжке через сетку поролоновые мячи, а «блокирующие» ластами их задерживают. Держатели мяча позволяют приступить к обучению блокированию гораздо раньше, чем занимающиеся овладеют навыками нападающего удара. Пробелы в блокировании, характерные даже для игроков высокой квалификации, во многом объясняются тем, что блокированию начинают учить относительно поздно. Блокировочная подставка изготавливается из дерева. Ширина ее 50—60 см, высота (в зависимости от контингента) должна обеспечивать положение ладоней над сеткой как при блокировании, но стоя на подставке. Чтобы подставка в случае необходимости была по всей длине сетки, целесообразно иметь четыре секции по 2 м 60 см. Применение подставки важно при совершенствовании навыков блокирования. Она дает возможность облегчить условия для блокирования при усложнении нападающих действий. Обучающий эффект здесь гораздо выше, чем тогда, когда игрок осваивает это во время кратковременной полетной фазы при прыжке. Сочетая блокирование на подставке и без нее, можно добиться существенного повышения уровня навыков блокирования (особенно индивидуального, «ловящего», чему сейчас придается большое значение).
|