![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Учебно-тренировочные группы задачи
Задачи работы в учебно-тренировочных группах подчинены основной цели многолетней подготовки спортивных резервов. Их конкретное содержание вытекает из основного принципа работы в этих группах — универсальности подготовки с элементами игровой специализации (по игровым функциям). 1. Укреплять здоровье и закаливать организм учащихся, содействовать физическому развитию, повышать уровень разносторонней физической подготовленности. 2. Развивать специальные физические качества и способности, необходимые для овладения техникой и тактикой ее совершенствования. 3. Прочно овладеть основами техники и тактики волейбола. 4. Определить каждому занимающемуся игровую функцию в команде и с учетом этого индивидуализировать тренировку. 5. Приучить к соревновательным условиям в волейболе. 6. Обучить навыкам ведения дневника, системам записи игр и анализу полученных данных. 7. Привить навыки организации и проведения соревнований по волейболу. 8. Подготовить к выполнению нормативов комплекса БГТО III и IV ступеней (1-й, 2-й и 3-й год-обучения) и ГТО I ступени (4-й и 5-й год обучения). 9. Выполнение II юношеского (2-й год обучения) и 1 юношеского (3-й год обучения) спортивных разрядов, а также нормативных требований программы по всем видам подготовки. Исходя из основного принципа построения работы, в учебно-тренировочных группах сохраняется тенденция универсальности в постановке задач, выборе средств и методов по отношению ко всем занимающимся, однако вводятся элементы специализации по игровым функциям, что. требует индивидуального подхода и углубленного изучения особенностей каждого юного спортсмена. Обучающая направленность программы исходит из необходимости уже в этих возрастных группах добиться прочного овладения занимающимися основами техники и тактики игры, достаточно высокого уровня развития физических качеств и способностей, что позволит в дальнейшем в специализированной подготовке достичь высокого уровня индивидуального мастерства и успешно реализовать его в соревнованиях. В связи с этим основной показатель работы спортивных школ — выполнение в конце каждого года программных требований по уровню подготовленности занимающихся, выраженных в количественно-качественных показателях технической, тактической, физической, интегральной, теоретической подготовленности, физического развития. Особенность первого года обучения в учебно-трени- ровочных группах состоит в том, что здесь начинается стабильная специализированная работа по волейболу с контингентом, в основном отобранным в процессе работы в группах начальной подготовки. Важно добиться стабилизации составов учебных групп, воспитания стойкого интереса к волейболу, квалифицированного решения задач, поставленных на все пять лет обучения. Второй год обучения по своим задачам и содержанию является логическим продолжением работы, проводимой в первый год. Основное внимание по-прежнему сосредоточивается на универсальности подготовки, однако начинает проявляться ее специализированность в плане выявления игровых функций занимающихся. Если программы первых двух годов обучения выполнены, на третьем году занимающиеся достигают достаточно высокого уровня физической подготовленности, прочно овладевают основами техники и тактики игры, приобретают определенные игровые навыки, что позволяет ставить вопрос о достижении в определенные сроки годичного цикла высокой спортивной формы. Поэтому с третьего года вводится периодизация учебно-тренировочного процесса. Четвертый и пятый годы обучения характерны тем, что подготовленность волейболистов достигает достаточно высокого уровня. Участие в ответственных соревнованиях (количество игр доходит до 50) требует высокого уровня развития способностей проявлять двигательный потенциал и технико-тактический арсенал в сложных условиях игровой соревновательной деятельности.
ГОДИЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Планируется подготовка юных волейболистов на каждый год пятилетнего цикла в учебно-тренировочных группах, исходя из конечной цели подготовки спортивных резервов и конкретных задач и установок на этом этапе многолетней подготовки юных волейболистов. В табл. 14 представлены основные данные, в соответствии с которыми строится тренировочная работа в учебно-тренировочных группах (при наличии спортивно-оздоровительного лагеря и без него). При распределении объемов видов подготовки основное внимание сосредоточивается на технической (25%), тактической (18%) и интегральной (21%) подготовке. Внимание к интегральной подготовке вызвано тем, что, с одной стороны, игра предъявляет повышенные требования к реализации всех сторон подготовленности в единстве, а с другой — высокий уровень овладения приемами техники и тактическими действиями создает благоприятные предпосылки для успешного их совершенствования в сложных игровых условиях. На физическую подготовку отводится до 16% учебного времени. Уменьшение его вызвано тем, что многие вопросы физической подготовки на этом этапе можно решать с помощью специальных упражнений в процессе технической, тактической и интегральной подготовки. ПОСТРОЕНИЕ МИКРОЦИКЛОВ Как известно, элементарный рабочий цикл состоит из двух полуциклов (фаз): первого—от начала работы (тренировочного занятия) до окончания вследствие исчерпания ресурсов и второго — от окончания работы до полного восстановления. Микроцикл — это ряд тренировочных занятий (элементарных рабочих циклов), составляющих относительно законченный повторяющийся фрагмент тренировочного процесса. Минимальное число тренировочных занятий в микроцикле — два. Микроциклы составляют основную структурную единицу учебно-тренировочного процесса. Основные параметры микроцикла — количество рабочих (тренировочных) дней и количество тренировочных занятий в них, а также количество дней отдыха. Варианты микроциклов выделяют следующие: 6: 1, 5: 1, 4: 1, 3: 1, 2: 1 (шесть тренировочных дней и день отдыха, пять тренировочных дней и день отдыха и т. д.). В день может быть от одного до трех тренировочных занятий. Микроциклы объединяются в блоки (мезоциклы). Более подробно об этом будет сказано в следующем разделе. В учебно-тренировочных группах преимущественно используют семидневные циклы с построением (2: 1)+ +(2: 2); (2: 1) + (1: 1) + (1: 1); (2: 1) + (3: 1) и 6: 1 в спортивно-оздоровительном лагере. В табл. 15—23 представлена структура семидневных циклов, различных по своей направленности. Поурочная программа для детско-юношеских спортивных школ составлена таким образом, что вместе с соотношением времени на виды подготовки, определением последовательности изучения программного материала и поурочного его распределения имеются все условия для построения микроциклов в любом сочетании и для любого годичного цикла. Приведем модельные семидневные циклы, различные по своей направленности (см. табл. 15—23).
|