Цель занятия _____. Работа 1. Познакомиться с жизненным циклом голосеменных растений на примере сосны обыкновенной (Pinus sylvestris).
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Работа 1. Познакомиться с жизненным циклом голосеменных растений на примере сосны обыкновенной (Pinus sylvestris).
1й шаг. Рассмотрите жизненный цикл сосны обыкновенной на таблицах и схемах.
2й шаг. На микропрепаратах рассмотрите мужскую и женскую шишки сосны. Найдите микроспорангии с микроспорами, семенные чешуи и семяпочки.
3й шаг. Зарисуйте жизненный цикл сосны обыкновенной. Сделайте соответствующие обозначения.
Место для рисунка
| Лат. назв.
| Работа 2. Познакомится с медицинским значением представителей отдела Голосеменные.
1й шаг. Изучите гербарные образцы, учебные таблицы, цветные рисунки и фотографии голосеменных растений.
2й шаг. Пользуясь учебником и справочной литературой, заполните таблицу 21.2. Таблица 21.2. Представители голосеменных растений
Ель обыкновенная
| Лат
| Лат. назв. семейства
|
| Особенности хвой (листьев)
| Женские шишки(
| Мужские шишки
| Место обитания
| Мед. значение_____________________________________________________
________________________________________________________________
| Сосна лесная
| Лат
| Лат. назв. семейства
|
| Особенности хвой (листьев)
| Женские шишки
| Мужские шишки
| Место обитания
| Мед. значение_____________________________________________________
________________________________________________________________
| Можжевельник обыкновенный
| Лат
| Лат. назв.семейства_________________
|
| Особенности хвой (листьев)
| Женские шишки
| Мужские шишки
| Место обитания
| Мед. значение_____________________________________________________
________________________________________________________________
| Эфедра двухколосковая
| Лат.
| Лат. назв.семейства_________________
|
| Особенности хвой (листьев)
| Женские шишки
| Мужские шишки
| Место обитания
| Мед. значение_____________________________________________________
________________________________________________________________
| Тис ягодный
| Лат.
| Лат. назв.семнйства_________________
|
| Особенности хвой (листьев)
| Женские шишки(
| Мужские шишки
| Место обитания
| Мед. значение_____________________________________________________
________________________________________________________________
| Гинкго двулопастное
| Лат.
| Лат. назв.семейства_________________
|

| Особенности хвой (листьев)
| Женские шишки
| Мужские шишки
| Место обитания
| Мед. значение_____________________________________________________
________________________________________________________________
| | | | | | | | Работа 3. Подкласс Ranunculidae. Семейство лютиковые - Ranunculaceae.
1й шаг. Рассмотрите таблицы, гербарные образцы, рисунки и фотографии растений семейства лютиковых.
2й шаг. Используя гербарный образец, проведите морфологический анализ одного из представителей семейств по схеме (приложение 1).
3й шаг. Зарисуйте общий вид растения (изображают соцветие, цветок и его части, плод, листорасположение, лист).
Морфологический анализ растения:
Лат. назв. ЛР
| Рус. назв. ЛР
| Укр. назв. ЛР
| Лат. назв. сем.
| Рус. назв. сем
|
жизненная форма
|
| корневая система: тип
| форма
| поверхность
| длина
| ширина
| цвет снаружи
| цвет на срезе
| наличие метаморфозов
| стебель: одревесневение
| ветвление
| положение в пространстве
| форма сечения
| характер опушения
| наличие железок, колючек и пр.
| наличие метаморфозов
| длина (для трав)
| ширина (для трав)
| цвет
| лист: листорасположение
| тип
| форма и расчлененность
| прикрепление к стеблю
| основание
| верхушка
| край листа
| жилкование
| опушение
| цвет верхней стороны
| цвет нижней стороны
| длина
| ширина
| наличие метаморфозов
| соцветие: тип
| наличие цветоноса
| ветвление главной оси
| цветок: тип
| характер околоцветника
| форма чашечки
| количество чашелистиков
| цвет чашечки
| форма венчика
| количество лепестков
| цвет лепестков
| андроцей тип
| число тычинок
| цвет пыльников
| гинецей
| форма цветоложа
| положение завязи
| диаметр цветка
| плод: тип
| форма плода
| характер поверхности
| особенности верхушки
| особенности основания
| наличие плодоножки
| количество семян
| форма семени
| характер поверхности
| цвет семени
| размеры семени
| размеры плода
| цвет плода
| запах плода
| вкус плода
| специфические особенности
| | | |
Работа 4. Подкласс Ranunculidae. Семейство маковые – Papaveraceae.
1й шаг. Рассмотрите таблицы, гербарные образцы, рисунки и фотографии растений семейства маковые.
2й шаг. Заполните таблицу 21.4.
Работа 3. Подкласс Dilleniidae. Семейство крапивные – Urticaceae.
1й шаг. Рассмотрите таблицы, гербарные образцы, рисунки и фотографии крапивы двудомной и крапивы жгучей.
2й шаг. Сделайте вывод о сходстве и различиях этих двух растений
Таблица 21.4. Представители семейства маковые
Лат.________________
№
| Название растения
| Листья
| Цветки
| Плоды
| Мед. значение
|
| Рус.
| Лат
| ________________________________________________________________________________________________
| ________________________________________________________________________________________________________________________
| ________________________________________________________________________________________________
| _________________________________________________________________________________________________________________________
|
| Рус.
| Лат
| ________________________________________________________________________________________________
| ________________________________________________________________________________________________________________________
| ________________________________________________________________________________________________
| ________________________________________________________________________________________________________________________
|
| Рус.
| Лат
| ________________________________________________________________________________________________
| ________________________________________________________________________________________________________________________
| ________________________________________________________________________________________________
| ________________________________________________________________________________________________________________________
|
|