Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Интеграционные процессы в Западной Европе






Таблица 1 – Сводная характеристика этапов экономической интеграции

Формы интеграции   Свободная торговля внутри союза   Единые тарифы и квоты к третьим странам   Свободное движение факторов производства внутри союза Единая экономическая политика стран-участниц
Зона свободной торговли + - - -
Таможенный союз + + - -
Единый рынок + + + -
Экономический (и/или валютный) союз + + + +

Почитать)

ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ

На Западную Европу приходится более 40% ВВП и промышленной продукции развитых государств мира, 50% мировой торговли. Здесь же сосредоточены огромные валютные ресурсы и расположены крупнейшие финансовые центры мира: Лондон, Париж, Франкфурт-на-Майне, Амстердам, Брюссель, Цюрих, Люксембург. Поэтому для развития процессов интеграции в Западной Европе было много объективных предпосылок, важнейшими среди которых являются:

- длительный исторический опыт развития взаимных хозяйственных связей и возникшая на этой базе сравнительная однородность промышленных, сельскохозяйственных, торговых и кредитно-денежных отношений;

- близкие культурные и религиозные традиции (немалую роль в развитии западноевропейских интеграционных процессов сыграли идеи единой Европы, которые выдвигались многими политическими и общественными деятелями, в том числе В. Гюго и И. Кантом);

- итоги Второй мировой войны, которые однозначно показали, что добиться господства на пространстве Западной Европы одному государству не удается и развивать мирное сотрудничество в интересах роста благосостояния всех народов нужно коллективными усилиями.

Интеграционные процессы, происходящие в Западной Европе, представлены в табл.1.

Таблица 1

Многосторонние экономические организации стран Западной Европы

Название организации Число членов Год создания
1. Европейский Союз (ЕС) 2. Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ) 3. Европейское экономическое пространство (ЕЭП) 4. Совет государств Балтийского моря (СГБМ) 5. Европейская конференция министров транспорта (ЕКМТ) 6. Европейская конференция гражданской авиации (ЕКГА) 7. Европейская организация по безопасности воздушной навигации (ЕВРОКОНТРОЛ) 8. Европейское космическое агентство (ЕКА) 9. Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР)   1992 1960 1992 1992 1952 1955   1963 1975 1990

 

Европейский Союз – это крупнейший в мире блок с населением 325 млн. человек, ВНП в 4414 млрд. долл. и ВНП на душу населения – 13594 долл. На его долю приходится 21% мировой торговли.

Первый импульс к развитию западноевропейской интеграции положило выступление министра иностранных дел Франции Р. Шумана 9 мая 1950 г., который предложил поставить все производство угля и стали в ФРГ и Франции под общее верховное руководство. Это предложение поддержали политические и деловые круги ряда европейских стран, и уже в апреле 1951 г. был подписан Парижский договор об учреждении Европейского объединения угли и стали (ЕОУС), который вступил в силу в 1953 г.

Парижский договор – договор об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), подписанный в 1953 г., в состав которого вошли шесть государств (Бельгия, Нидерланды, Люксембург, ФРГ, Франция, Италия).

Новый толчок европейскому экономическому сотрудничеству был дан Мессинской конференцией, состоявшейся в июне 1955г., на которой участники обсудили меморандум о европейской интеграции, где шла речь о создании единой Европы путем развития совместных институтов, постепенного слияния национальных экономик и согласования социальной политики. В соответствии с решениями Мессинской конференции 25 марта 1958г. был подписан Римский договор о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС), вступивший в силу в 1958г. В том же году было образовано Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом). Таким образом, вступивший в силу Римский договор объединил три крупные западноевропейские организации: ЕОУС, ЕЭС и Евратом.

Римский договор – договор о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС), обеспечивающего экономическую интеграцию европейских стран со свободным движением ресурсов, гармонизацию политики во всех сферах и единство внешних таможенных тарифов, а также о создании Европейского объединения по атомной энергии (Евратом); объединил три юридически самостоятельных организации – ЕЭС, ЕОУС и Евратом; был подписан в 1958г.

Развитие интеграционных процессов в Западной Европе условно можно разбить на несколько последовательных этапов:

1) свое развитие западноевропейская интеграция начала в рамках зоны свободной торговли. В этот период (1958-1968 гг.) в европейское сообщество входило 6 стран: Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург.

На этом этапе интеграции в соответствии с положениями Римского договора между участниками были отменены таможенные пошлины и количественные ограничения на взаимную торговлю. В то же время каждая страна-участница интеграционного блока сохраняли свой национальный таможенный тариф для третьих стран.

На этапе зоны свободной торговли, который считается «золотым веком» в жизни сообщества, интегрирующиеся западноевропейские страны большое внимание уделяли коллективному решению проблем сельского хозяйства - в 1962 г. была введена в действие единая сельскохозяйственная политика, которая защищала производителей агропродукции от резких колебаний конъюнктуры мирового рынка.

Система управления ЗСТ была достаточно проста: ее функционирование координировалось небольшим межгосударственным секретариатом, который располагался в одной из стран-партнеров; но члены ЗСТ обходились и без этого официального органа, обсуждая и согласовывая основные вопросы своего развития на проводимых время от времени совещаниях руководителей определенных министерств и відомств.

2) второй этап западноевропейской интеграции, проходивший в рамках таможенного союза, был самым продолжительным: 1968-1986гг. С 1 января 1973г. к шести первым членам интеграционного блока присоединились Великобритания, Дания, Ирландия, с 1979 г. - Греция, с 1986 г. - Испания и Португалия. Таким образом, всего в 1986г. в интеграционном союзе оказалось 12 западноевропейских стран.

В период функционирования таможенного союза экономическое сотрудничество стран-членов интеграционной группировки активно развивалось. Они не только сохранили свободную беспошлинную торговлю между собой, но и ввели единый таможенный тариф для стран, согласовав при этом свои внешние индивидуальные тарифы. Уровень ставок единого таможенного тарифа по каждой товарной позиции был установлен как среднее арифметическое значение ставок национальных таможенных тарифов. В итоге средний уровень таможенных тарифов составил примерно 40%, а по отдельным товарам и превышал это значение. К середине 90-х годов этот уровень фактически снизился до 4, 5% и стал одним из самых низких в мире.

При этом Европейское сообщество сохраняет некоторые ограничения на торговлю, а именно:

- тарифные квоты на сельскохозяйственные товары,

- тарифные квоты на текстильные товары в рамках многостороннего соглашения по текстилю,

- квоты, устанавливаемые в рамках соглашений о «добровольном» ограничении экспорта изтретьих стран,

- экспортные квоты.

Наряду с количественными ограничениями в Сообществе начинает действие система антидемпингового регулирования, основанная на Антидемпинговом кодексе ГАТТ.

3) третий этап западноевропейской интеграции называется в экономической литературе общим рынком или единым внутренним рынком стран ЕЭС (1987-1992 гг.). Началом его официального формирования стало подписание в 1986 г. Единого европейского акта, который вступил в силу с 1 июля 1987 г. Центральным положением Единого европейского акта является указанная в нем цель создания единого европейского рынка как пространства без внутренних границ, в котором обеспечивается свободное движение товаров, услуг, капиталов и гражданских лиц. Единым европейским актом была намечена ликвидация следующих барьеров:

- физических (в виде пограничных таможенных постов и паспортного контроля);

- технических (обусловленных различиями в стандартах и непризнанием образовательных сертификатов);

- фискальных (находивших свое выражение в различных системах налогообложения).

Образование единого рынка потребовало значительного повышения организационного уровня межгосударственной координации экономической политики стран ЕЭС, который обеспечили периодические совещания глав государств и правительств стран-членов Сообщества, а также частые встречи руководителей министерств финансов, центральных банков и других экономических ведомств, опирающихся в своей работе на постоянно действующий секретариат.

4) на четвертом этапе западноевропейской интеграции (1993-2004 гг.) ЕЭС стало именоваться Европейским Союзом, в состав которого входят 15 стран: Франция, Германия, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Великобритания, Дания, Ирландия, Греция, Испания, Португалия, Австрия, Финляндия и Швеция. По сравнению с другими этапами четвертый этап западноевропейской интеграции не только включает больше стран, но и является ее самым высоким уровнем, так как в это время интеграционные процессы переходят в стадию экономического союза, который предусматривает соблюдение следующих требований:

- полная свобода перемещения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы;

- проведение политики поощрения конкуренции на всем едином экономическом пространстве;

- поощрение общей политики, направленной на структурное выравнивание и региональное развитие, обеспечение оптимального распределения ресурсов;

- координация макроэкономической политики, в том числе применение ограничительных правил относительно финансирования национальных бюджетных дефицитов, а также осуществление определенной налоговой гармонизации;

- преодоление различий в разных национальных экономических параметрах.

На этапе формирования экономического союза стран-членов ЕС происходит также валютная интеграция, которая началась еще в 70-е годы, когда западноевропейские страны находились еще на этапе развития таможенного союза. Решение о создании Европейской валютной системы (ЕВС) стороны приняли в конце 1978 г., а 1979 г. она начала действовать. В 1991 г. было принято решение о переходе к единой валюте, о чем между странами-членами ЕС в 1992г. был заключен Маастрихтский договор – документ, в котором было зафиксировано решение европейских стран о создании Европейского Союза и который предусматривал следующие необходимые для участия в ЕВС условия, которые должны были подготовить почву для введения единой валюты:

- годовая инфляция не может более чем на 1, 5% превышать уровень, усредненный по трем странам ЕС с наибольшей стабильностью цен,

- предел колебания обменных курсов национальных валют устанавливается в 2, 25%,

- дефицит государственного бюджета должен составлять не более 3% ВВП, а государственный долг - менее 60%;

- средний размер банковского процента должен быть не выше 2% среднего уровня по трем странам ЕС с наиболее низкими процентными ставками.

На заседании представителей 15 стран-членов ЕС в Мадриде в декабре 1995 г. было принято решение называть единую европейскую валюту «евро», а также определены основные этапы ее введения.

 

5) пятый этап – это период, начавшийся с момента присоединения к ЕС в 2005 г. еще 10-ти стран: Кипр, Мальта, Эстония, Латвия, Литва, Польша, Чешская республика, Словакия, Словения, Венгрия.

Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ) и Единое экономическое пространство (ЕЭП)

 

Наряду с Европейским Союзом в Европе давно функционирует вторая по величине интеграционная группировка - Европейская ассоциация свободной торговли, конвенция о создании которой была подписана в Стокгольме в 1959 г. Инициатором ее создания стала Великобритания, которая фактически пыталась противопоставить ее развернувшему свою широкую деятельность на европейском континенте Европейскому экономическому сообществу.

Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ) – западноевропейская интеграционная группировка, образованная в 1959г. с целью содействия развитию межстрановой торговли, росту экономической активности, достижению полной занятости, повышению производительности труда, более рациональному использованию ресурсов и обеспечению финансовой стабильности, ликвидации неравенства в условиях снабжения сырьем, производимым на территории стран-членов, обеспечения добросовестных условий конкуренции во взаимной торговле и включающая четыре страны - Лихтенштейн, Швейцарию, Исландию и Норвегию.

 

В начале 70-х годов в число членов Европейской ассоциации свободной торговли входили 10 стран: Великобритания, Португалия, Дания, Швеция, Финляндия, Австрия, Лихтенштейн, Швейцария, Исландия и Норвегия.

По своим качественным характеристикам ЕАСТ оказалась экономически менее однородной, чем ЕЭС, что предопределило более медленный процесс интеграции стран ЕАСТ и недолговечность ее состава (например, коэффициент вариации национальных уровней производительности труда составил 3, 4). В 1973 г. ее покинулиВеликобритания и Дания, в 1986 г. - Португалия, а в 1995 г. - Австрия, Швеция и Финляндия. Сегодня членами ЕАСТ остались всего 4 страны - Лихтенштейн, Швейцария, Исландия и Норвегия, население которых составляет 11 млн. человек, что более чем в 30 раз меньше численности населения стран ЕС.

При подписании Стокгольмской конвенции об образовании ЕАСТ стороны преследовали следующие основные цели:

- содействие развитию межстрановой торговли путем устранения торговых барьеров, проведения консультаций друг с другом по ликвидации какой-либо дискриминации во внешней торговле;

- содействие росту экономической активности, достижению полной занятости, повышению производительности труда, более рациональному использованию ресурсов и обеспечению финансовой стабильности;

- ликвидация неравенства в условиях снабжения сырьем, производимым на территории стран-членов ЕАСТ,

- обеспечение добросовестных условий конкуренции во взаимной торговле.

 

По своему экономическому содержанию группировка ЕАСТ относится к первому этапу интеграции, т.е. к зонам свободной торговли и имеет следующие основополагающие черты:

1) свободная от таможенных и количественных ограничений взаимная межстрановая торговля. При этом режим беспошлинного товарооборота в рамках ЕАСТ касается только промышленных товаров. По отношению к сельскохозяйственнойпродукциилиберализация взаимной торговли стран ЕАСТ весьма ограниченного характера; охватывает лишь некоторые позиции таможенной номенклатуры;

2) внешнеторговая самостоятельность и собственные таможенные пошлины по отношению к третьим странам, т.е. единого коллективного таможенного тарифа не существует;

3) взаимодействие стран-участниц и регулирование их деятельности в соответствующих областях происходит без создания постоянно действующих наднациональных систем управления или принятия специальных общих решений.

 

Хотя единого наднационального органа управления в ЕАСТ и не существует, эта интеграционная группировка имеет определенную институциональную структуру, в которую входят Совет ЕАСТ, Комитеты и Секретариат.

Совет ЕАСТэто высший руководящий орган этой интеграционной группировки, который является форумом для обсуждения и принятия совместных решений по различным вопросам и собирается 2 раза в месяц на уровне министров и постоянных представителей. Он не имеет статуса наднационального органа и может принимать решения только на основе единогласия. Принятые решения обязательны для всех государств-членов, рекомендации же - лишь для тех, к которым они обращены.

ЕАСТ активно взаимодействует с другими группами стран. Так, в 1992 г. страны ЕАСТ и ЕС подписали договор об образовании Единого экономического пространства (ЕЭП), который вступил в силу в 1994г.

Единое экономическое пространство (ЕЭП) – зона свободной торговли, образованная в 1992г. между странами ЕАСТ и ЕС.

Единое экономическое пространство не является таможенным союзом: входящие в него государства в рамках структур ЕС и ЕАСТ не имеют ни единой торговой политики, ни общих таможенных тарифов по отношению к третьим странам. Основная особенность ЕЭП состоит в том, что образующие его группировки признают принцип свободного взаимного перемещения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, но не проводят единой торговой политики и не имеют единых таможенных тарифов по отношению к третьим странам.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал