Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Интеграционные процессы в странах Латинской Америки
Страны латиноамериканского континента в течение многих лет имели сильную раздробленность в силу ряда причин: - историческое прошлое, природно-географические условия (рельеф: Кордильеры, экваториальные леса); - отсутствие развитой транспортной сети; - низкий уровень взаимного товарообмена, ориентация национальных экономик на сырьевой и материалоемкий экспорт, и отсутствиевзаимодополняемости экономик; - большой внешний долг этих стран.
Однако в современных условиях экономического развития латиноамериканских государств можно выделить ряд предпосылок ускорения интеграционных процессов: 1) усиление конкуренции в торговле и развитие новых технологий с одной стороны, и создание более крупных и открытых рынков – с другой; 2) либерализация внешней торговли; 3) улучшение политической ситуации в регионе и его отдельных странах, процесс демократизации, нацеленный на смягчение конфликтных ситуаций на континенте.
Интеграция стран Латинской Америки и Карибского бассейна началась почти одновременно с аналогичными процессами в Западной Европе и прошла длительный и сложный путь от Латиноамериканской ассоциации свободной торговли (1960г.) до Южноамериканского общего рынка МЕРКОСУР (1991 г.).
За это время претерпели существенные изменения цели и сами основы интеграции. Сначала она осуществлялась в рамках стратегии замещения импорта и рассматривалась в качестве способа компенсации ограниченных размеров внутренних рынков, а потому была ориентирована главным образом на замкнутое развитие, основанное на высокой степени протекционизма внутренних рынков в сочетании с активным государственным вмешательством. Этот процесс создал в дальнейшем базу для либерализации торговли, которая была направлена на снятие таможенных ограничений и барьеров и снижение среднего для региона внешнеторгового тарифа (с 40% до приблизительно 14% в 1999 г.). При этом региональная интеграция рассматривалась как средство усиления конкурентных позиций региона на мировом уровне и привлечения иностранных инвестиций, с одной стороны, а с другой – региональные обязательства должны были служить своеобразным символом проводимых на континенте структурных реформ и преобразований.
Новая концепция региональной интеграции Латиноамериканских государств называется концепцией «открытого регионализма», т.е. интеграция, основанная на низких таможенных барьерах и более открытая для мирового рынка.
«Открытый регионализм» - концепция региональной интеграции латиноамериканских государств, основанная на низких таможенных барьерах и большей открытости экономики для мирового рынка.
Специалисты выделяют три модели (уровня) интеграции в Латинской Америке: 1) модель частичных экономических преференций, которую лучше всего иллюстрирует Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛАИ). 2) зона свободной торговли. Наиболее яркими примерами ЗСТ в Латинской Америке являются: - Латиноамериканская ассоциация свободной торговли (ЛАСТ), которая существовала с 1960 по 1980 г.; - Карибская ассоциация свободной торговли (КАРАФТА), которая существовала с 1965 по 1973 года. Однако ни одна из этих организаций не реализовала главных целей своего создания – ликвидации торговых барьеров и снижения таможенных пошлин, главной причиной чему послужило то, что страны-участницы этих региональных объединений больше участвовали в торговле с другими странами, чем друг с другом, из-за чего внутри этих объединений отсутствовали стимулы, которые работали, например, в ЕС. 3) единый рынок, который в странах Латинской Америки стремятся создать (нельзя сказать, что это удалось им в полной мере, еще длится процесс становления): - Андская группа (создана в 1969 г. некоторыми прежними членами ЛАСТ, которые считали, что нужно обеспечить более высокий уровень интеграции, чем только свободная торговля, а именно: - единые внешние тарифы; - ограничение притока иностранных инвестиций; - единую интеграционную политику в экономической и социальной сферах). - Центральноамериканский общий рынок, - Карибское сообщество и Карибский общий рынок; - Общий рынок стран Южного Конуса (МЕРКОСУР). МЕРКОСУР - соглашение субрегионального характера о создании зоны свободной торговли, в соответствии с которым в 1991 г. был создан общий рынок стран Южного Конуса между Аргентиной, Бразилией, Парагваем и Уругваем, подразумевающий отмену всех пошлин и тарифных ограничений во взаимной торговле между этими странами, введение единого внешнего тарифа, свободное перемещение капиталов и рабочей силы, координацию политики в области промышленности, сельского хозяйства, транспорта и связи, в валютно-финансовой сфере.
Договор МЕРКОСУР предписывает отмену нетарифных ограничений, за исключением: - мер регулирования торговли вооружением, боевой техникой, боеприпасами, радиоактивными материалами, драгоценными материалами, - рестриктивных мер, направленных на защиту здоровья и нравственности граждан, национального культурного достояния.
Характерной особенностью МЕРКОСУР является асимметричность экономик ее стран-участниц: Бразилия и Аргентина имеют более развитую и диверсифицированную промышленность, а Парагвай – сельское хозяйство. На начальном этапе развития МЕРКОСУР было отмечено быстрое увеличение внутрирегионального торгового оборота стран-участниц – на 35% в год. В результате предпринимаемых усилий за период 1991-1995гг. взаимный товарооборот вырос с 3, 5 млрд. долл. до 11, 5 млрд. долл. С 1 января 1995 г. на внешних границах блока стали действовать общие таможенные тарифы (ОТТ) на импорт из третьих стран, охватывающие примерно 85% товарных позиций единой таможенной номенклатуры МЕРКОСУР. Их ставки варьируются от 2 до 20% стоимости товара. В отношении остальных 15% номенклатуры определен особый порядок формирования ОТТ: - для товаров инвестиционного назначения ставка ОТТ – 14%; - для продукции информатики и телекоммуникаций – 16 %. За каждым из членов МЕРКОСУР зарезервировано право на временные изъятия из режима ОТТ в целях наиболее адекватной адаптации так называемых «уязвимых» секторов экономики к новой конкурентной среде (действующие национальные тарифы на эти товары будут постепенно приведены в соответствие с согласованными ставками ОТТ).
Для руководства процессами интеграции в 1994 г. были созданы институциональные органы МЕРКОСУР: - Совет общего рынка, в состав которого вошли министры иностранных дел, осуществляет управление интеграционными процессами в рамках МЕРКОСУР; - Группа общего рынка – исполнительный орган, функционирующий постоянно и имеющий административный секретариат со штаб–квартирой в Монтевидео; - 10 технических комиссий, подчиняющиеся Группе общего рынка и занимающиеся вопросами торговли, таможенного регулирования, технических норм, валютно-финансовой политики, макроэкономической политики, наземного и морского транспорта, промышленной технологии, сельского хозяйства и энергетики. К ключевым проблемам развития интеграционных процессов в рамках МЕРКОСУР относятся: - недостаточный уровень развития транспортной инфраструктуры, - вопросы валютного регулирования, - проблема унификации налогообложения и трудового законодательства; - проблема распределения преимуществ интеграции, обусловленная членством в региональном объединении стран с «разной экономической мощностью», в результате чего появляются противоречия между развитием интеграционных процессов и «уязвимыми» отраслями, такими как строительная, мукомольная, сахарная, винодельческая, автомобильная.
|