Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Североамериканская интеграция
Одним из наиболее крупных интеграционных объединений в мире является Североамериканская ассоциация свободной торговли, в рамках которой первоначально экономические отношения ограничивались фирменным и корпоративнымуровнями и не были связаны с государственным, а тем более с межгосударственным регулированием. На государственном же уровне соглашение о свободной торговле было подписано между США и Канадой в 1988 г., а Мексика присоединилась к нему в 1992 г. С 1 января 1994 г. началась реализация соглашения этих трех стран о функционировании Североамериканской ассоциации свободной торговли НАФТА, которая открыла путь к созданию единого континентального рынка.
Североамериканская ассоциация свободной торговли (НАФТА) - комплексный договор о слиянии трех национальных рынков (США, Канады и Мексики) и образовании зоны свободной торговли с целью сокращения торговых и инвестиционных барьеров практически во всех отраслях экономик стран-участниц, создания условий для прироста инвестиций, либерализации сферы услуг, прав на интеллектуальную собственность, трудового сотрудничества.
Сформировавшийся Североамериканский интеграционный блок располагает огромным экономическим потенциалом и уже сейчас по многим показателям превосходит давно существующий ЕС. Территория НАФТА представляет собой обширную площадь с населением почти в 380 млн. человек. Общий объем ежегодного производства товаров и услуг США, Канады и Мексики составляет 8500 млрд. долл., а их доля в мировом ВВП составляет 24%. Кроме того, на Североамериканскую тройку приходится 20% мировой торговли, из которых 14% приходится на долю США. При этом главными партнерами НАФТА в области внешней торговли являются ЕС, Япония и страны Азиатско-тихоокеанского региона. Предпосылки интеграции стран-участниц НАФТА: 1) постоянное соперничество североамериканских, западноевропейских и восточноазиатских экономических гигантов, их геоэкономические параметры (общие географические границы и исторически сложившиеся хозяйственные связи и транспортные коммуникации)и конкурентоспособность. В этом отношении соперники американских товаропроизводителей постоянно догоняли их не только по качеству, выпускаемой продукции, но и по издержкам производства. Низкие издержки производства конкуренты США обеспечивали в значительной мере меньшей зарплатой. Следовательно, чтобы повысить конкурентоспособность своих товаров, американские корпорации должны были использовать такой фактор, как низкие издержки производства, которым как раз и располагали латиноамериканские страны; 2) широкая латинизация США, заключающаяся в большом наплыве иммигрантов в США из стран Латинской Америки, которые составляют около 50% общего числа иммигрантов в США.Массовый наплыв иммигрантов, в значительной степени нелегальных, создал множество проблем в области занятости, обеспечения жильем, преступности, наркомании, а также в сфере межэтнических отношений. Чтобы облегчить решение этих проблем, необходимо остановить или хотя бы замедлить иммиграционный поток. Для достижения этой цели США решили помочь странам Латинской Америки и Карибского бассейна посредством их вовлечения в интеграционные процессы ускорить развитие собственной экономики, организовать там больше рабочих мест и обеспечить рост подушевых доходов; 3) увеличение экономической взаимозависимости Канады и США на основе расширения их взаимной торговли и перемещения капиталов. Товарный рынок Канады был для США самым крупным из всех зарубежных, а Канада реализовала в США до 80% своего экспорта. Что касается инвестиций, то на США приходится 75% всех иностранных прямых инвестиций в Канаде, а доля Канады в подобных инвестициях США составляет 9%. Несмотря на тесное всестороннее внешнеэкономическое взаимодействие США и Канады, которое развивалось на межфирменном уровне, эти страны не стремились создать какую-то общую институциональную надстройку над своими национальными хозяйствами: США не хотели это делать по соображениям научно-технического превосходства над другими экономиками мира, а Канада опасалась, что при интеграционном объединении ее предприятия будут раздавлены мощными корпорациями США. Лишь через 15 лет Канада поняла, что не может себе позволить не иметь экономических связей США и пришла к выводу, что отсутствие четких правил игры с соседом, зафиксированных межправительственными соглашениями, может оказать на канадскую экономику более дестабилизирующее влияние, чем создание ассоциации свободной торговли; 4) инвестиционное сотрудничество, которое является главной предпосылкой интеграции Мексики в НАФТА: большой удельный вес сельского населения, низкий уровень жизни, неграмотность населения и др. социальные факторы привели Мексику к необходимости интеграции с более развитыми странами; 5) «демонстрационный» эффект, возникновению которого способствовала активизация интеграционных процессов в Европе и Азиатско-тихоокеанском регионе. Принципы функционирования НАФТА: - отмена торговых барьеров, особенно в процессе обмена готовыми изделиями, как тарифных, так и нетарифных, включая большинство импортных лицензий; - товары, торговля которыми в рамках НАФТА происходит беспошлинно, должны в значительной степени изготавливаться из сырья, производимого в Северной Америке. По замыслу разработчиков принципов НАФТА правило территориального происхождения товара помешает странам, не участвующим в НАФТА, путем незначительной переработки своих товаров беспошлинно проникнуть на рынок США, используя для этого территорию Канады или Мексики; - запрет на одностороннее использование промышленных стандартов и технических нормативов в качестве барьеров во взаимной торговле стран-участниц, в соответствии с которым страна-участница перед введением новых нормативов должна заранее уведомить об этом заинтересованные компании других стран НАФТА, чтобы они имели равное право участвовать в их разработке; - положение о межстрановом движении капиталов, согласно которому иностранные инвесторы пользуются в других странах данной группировки теми же условиями, что и предприниматели этих стран; при этом им предоставляются такие кардинальные права, как право на вывоз прибыли и капитала, право на компенсацию в случае экспроприации и право на обращение в международный арбитраж в случае возникновении споров между иностранными капиталовкладчиками и правительством данной страны; - отмена ограничений на участие американских и канадских компаний в банковском и страховом деле в Мексике; - установление более жестких правил защиты окружающей среды и рынка труда. В трехстороннем соглашении предусматривается ужесточение экологических стандартов и стандартов в области охраны труда. Речь идет о том, чтобы каждая из стран-участниц следила за выполнением своих собственных законов в соответствующих сферах деятельности, например, чтобы в области охраны труда соблюдались законы об охране здоровья, безопасности, детском труде и минимальной заработной плате; - обеспечение более высокой степени защиты интеллектуальной собственности на патенты, авторские права, коммерческие тайны, торговые марки. Основные положения НАФТА: - снижение тарифов во всех секторах на 99 или полную отмену таможенных пошлин на товары, которыми торгуют между собой США, Канада, Мексика; - предоставление льгот предпринимателям, понесшим потери от увеличения импорта, а также гарантий, которые в случае серьезного ущерба из-за импорта или угрозы такого ущерба позволяют каждой стране-участнице НАФТА возобновить существовавшие до подписания соглашения тарифы на конкретные товары сроком до 3-4 лет. - защита североамериканского рынка от экспансии азиатских европейских компаний, пытающихся избежать американских пошлин путем реэкспорта своих товаров в США через Мексику; - неограниченные ПИИ (исключение составляют - нефть и железные дороги в Мексике, культура в Канаде, воздушные коммуникации в США); - защита прав интеллектуальной собственности; - неограниченный поток услуг между государствами; - создание трехсторонних групп для решения проблем, связанных с охраной окружающей среды. Хотя НАФТА за образец своего развития брала Европейский Союз, она существенно от него отличается: 1) первая отличительная особенность НАФТА по сравнению с европейской моделью интеграции – асимметрия экономической взаимозависимости США, Канады и Мексики: последние две страны не столько партнеры по интеграционному процессу, сколько конкуренты на американском рынке товаров и рабочей силы, а также соперники по привлечению технологий и инвестиций американских корпораций; 2) вторая особенность НАФТА заключается в том, что составляющие ее страны находятся на разных уровнях экономического развития: если Канада за последние годы сумела приблизиться к США по объему ВВП на душу населения и производительности труда, то Мексика, которая в течение многих лет находилась в стане экономически отсталых государств с большой внешней задолженностью, в имеет значительный разрыв в экономическом развитии по сравнению с другими участниками НАФТА; 3) третья особенность НАФТА, отличающая ее от ЕС, состоит в том, что в рамках североамериканской интеграции пока не созданы специальные регулирующие взаимное сотрудничество институты, подобные тем, которые существуют в ЕС (Европейская комиссия, Совет Министров, Парламент и др.). В результате участия в трехстороннем соглашении Канада: - получает возможность широкого сбыта в Мексику товаров, которые сталкиваются с сильной конкуренцией США, что дает возможность расширять производство и занятость в тех отраслях экономики, где при других обстоятельствах пришлось бы пойти на сокращение и даже полное прекращение деятельности отдельных предприятий; - получает выгоды, связанные с международным перемещением капиталов: хотя часть канадских инвестиций может уйти на юг, но образование огромного либерализированного рыночного пространства континентального масштаба сможет стимулировать приток в Канаду капиталов не только из США, но и из других стран, в т.ч. из Японии. Американские промышленники получили выгоду, заключающуюся в увеличении притока дешевой рабочей силы. Значительный рост доходов наблюдается в таких секторах американской экономики, как производство электроники, компьютерного обеспечения, стройматериалов, автозапчастей. В тоже время несут убытки американские фермеры, производящие сахар, цитрусовые, овощи.
Что касается Мексики, то она с помощью НАФТА может ускорить темпы своего экономического развития и значительно сократить период реформирования своей экономики и приближения к уровню развитых стран.
Главные результаты соглашения состоят в следующем: - в значительном увеличении общего оборота торговли стран-участниц, - в увеличении объемов прямых инвестиций в Канаде и Мексике, - в снижении уровня нелегальной миграции; - в усилении конкуренции и снижении тарифов, вызвавших снижение цен на широкий круг товаров, что является чистой выгодой потребителей данного интеграционного блока. Таблица Выгоды интеграции стран-участниц НАФТА
|