Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
СНГ как региональный союз государств
СНГ было создано в 1991г. в качестве регионального союза государств в соответствии с подписанным в МинскеСоглашением о создании СНГ и Алма-Атинской декларацией в целях осуществления сотрудничества в политической, экономической, экологической, гуманитарной и культурной областях, содействия экономическому и социальному развитию государств-членов в рамках общего экономического пространства, а также межгосударственного сотрудничества и интеграции.
Содружество независимых государств (СНГ) – это добровольное объединение независимых государств как самостоятельных и равноправных субъектов международного права в целях регулирования международно-правовыми средствами, межгосударственными договорами и соглашениями политического, экономического, гуманитарного, культурного, экологического и иного сотрудничества государств-участников, членами которого являются 12 стран (Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Украина, Узбекистан) 18 августа 2009 года Грузия официально покинула СНГ Штаб-квартира СНГ находится в г. Минске. В январе 1993 г. страны-участницы приняли Устав СНГ, фиксирующий принципы, сферы, правовую базу и организационные формы деятельности этой организации с учетом практического опыта функционирования СНГ с момента его создания. СНГ не обладает наднациональными полномочиями. В институциональную структуру СНГ входят: - Совет глав государств - высший орган СНГ, учрежденный для обсуждения и решения стратегических вопросов деятельности государств-участников в сферах их общих интересов; - Совет глав правительств – орган, осуществляющий координацию сотрудничества органов исполнительной власти государств-участников; - Исполнительный секретариат СНГ – орган, созданный для организационно-технической подготовки деятельности указанных Советов и осуществления некоторых других организационных и представительских функций; - Межгосударственный экономический комитет; - Совет министров иностранных дел; - Совет министров обороны; - Верховное командование объединенных вооруженных сил СНГ; - Совет командующих пограничными войсками; - Межгосударственный банк. Среди ключевых задач, стоящих перед СНГ в экономической сфере на современном этапе, определены: 1) координация усилий в решении общерегиональных проблем экономики, экологии, образования, культуры, политики и национальной безопасности; 2) развитие реального сектора экономики и техническое перевооружение производства на базе расширения торгово-экономического сотрудничества; 3) устойчивое и поступательное социально-экономическое развитие, рост национального благосостояния. В рамках СНГ уже удалось решить некоторые задачи: 1) завершить процессы экономического и государственного размежевания (раздел активов и пассивов бывшего СССР, собственности, установление государственных границ и согласованного режима на них и т.д.). Благодаря институтам СНГ удалось избежать серьезных конфликтов при разделе собственности бывшего СССР. К настоящему времени этот процесс в преобладающей своей части завершен. Основным принципом при разделе собственности бывшего союза стал «нулевой вариант», предусматривающий раздел собственности по ее территориальному размещению. Что касается активов и пассивов бывшего СССР, то правопреемники по его международным обязательствам стала Россия, которой соответственно отошла и зарубежная союзная собственность; 2) разработать механизм взаимных торгово-экономических отношений на принципиально новой рыночной и суверенной основе; 3) восстановить в экономически обоснованных пределах разрушенные в результате распада СССР межреспубликанские хозяйственные и производственно-технологические связи; 4) цивилизованно решить гуманитарные вопросы (гарантии прав человека, трудовых прав, миграция и др.); 5) обеспечитьсистематические межгосударственные контакты по экономическим, политическим, военно-стратегическим и гуманитарным вопросам.
По оценкам Межгосударственного экономического комитета Экономического союза, на долю государств СНГ в настоящее время приходится около 10% мирового промышленного потенциала, порядка 25% запасов основных видов природных ресурсов. По производству электроэнергии страны Содружества находятся на четвертом месте в мире (10% мирового объема).
Важным показателем, характеризующим место региона в мировой экономике, являются масштабы товарообмена. Несмотря на то, что с обретением самостоятельности государства СНГ существенно активизировали свои внешнеэкономические связи с «третьими» странами, доля стран СНГ в мировой торговле составляет только 2%, а в мировом экспорте - 4, 5%. Усиливаются неблагоприятные тенденции в структуре товарооборота: преобладающей статьей экспорта являются сырьевые и топливно-энергетические ресурсы, импортируется преимущественно продукция обрабатывающих отраслей и потребительского назначения. Взаимная торговля стран СНГ характеризуется: - преобладанием минерального сырья, черных и цветных металлов, продукции химической, нефтехимической и пищевой промышленности в товарной структуре взаимного экспорта. Основными статьями экспорта стран СНГ в другие страны мира являются топливно-энергетические ресурсы, черные и цветные металлы, минеральные удобрения, пиломатериалы, продукты химической промышленности, при этом доля машиностроительной продукции и электроники невелика, а ее номенклатура весьма ограничена; - особенностями географической направленности товарообмена, заключающимися в четко выраженном преобладании России как основного торгового партнера и в локальном ограничении торговых связей двумя-тремя соседними странами. Так, в экспортно-импортных операциях Беларуси, Украины, Молдовы в последние годы значительно снизилась доля других государств за счет увеличения удельного веса России; - снижением объемов взаимной торговли, обусловленным такими факторами, как большие расстояния и высокие железнодорожные тарифы на перевозки. Например, в настоящее время продукция из Казахстана, Кыргызстана или Узбекистана обходится для Беларуси в 1, 4-1, 6 раза дороже, чем аналогичная из Польши или Германии.
|