![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Формы олигофрении по классификации М.С. Певзнер
Наиболее приемлемой для решения задач олигофренопедагогики считается классификация, разработанная в 1959 г. советским дефектологом М.С. Певзнер. В ее основу положен клинико-патогёнетический подход. Автор выделила пять основных форм олигофрении: 1) неосложненную; 2) с выраженными нейродинамическими нарушениями; 3) со снижением функций анализаторов или речевыми 4) с психопатоподобным поведением; 5) с выраженной лобной недостаточностью. детей деятельность органов чувств не нарушена, не отмечается грубых нарушений в эмоционально-волевой сфере, в двигательной сфере, речи. Эти особенности сочетаются с недоразвитием всей познавательной деятельности. Дети с неосложненной формой олигофрении обычно уравновешены, дисциплинированы и трудолюбивы. Определенная сохранность эмоциональной сферы и личности облегчает понимание ситуации, способствует ориентировке в окружающем, усвоению навыков поведения. Олигофрения с выраженными нейродинамическими нарушениями. Интеллектуальное недоразвитие детей с этой формой олигофрении сочетается с нарушением баланса между процессами возбуждения и торможения в нервной
системе. В случае психомоторной расторможенности (воз- Олигофрения со снижением функций анализаторов или речевыми отклонениями. У олигофренов с нарушениями функций анализаторов или специфическими речевыми отклонениями диффузное поражение коры сочетается с более глубокими локальными повреждениями мозговой системы. Такие дети, помимо основного дефекта — умственной отсталости, имеют локальные дефекты слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата. При олигофрении, осложненной тяжелым недоразвитием речевых систем, дефекты речи нередко маскируют первичное недоразвитие психики. Выполнение заданий по речевой инструкции, не подкрепленное наглядным показом, вызывает большие затруднения. Олигофрения, осложненная психопатоподобными расстройствами. При этой форме олигофрении наблюдается сочетание психического недоразвития с выраженной аффективной возбудимостью, расторможенностью влечений (сексуальностью, склонностью к бродяжничеству, воровству и т. п.). Отмечается также резкое нарушение эмоционально-волевой сферы, проявляется недоразвитие личностных качеств. Олигофрения с выраженной лобной недостаточностью. Дети-олигофрены с выраженной лобной недостаточностью встречаются редко. Познавательная деятельность грубо страдает в связи с резким нарушением целенаправленности. У одних детей наблюдаются вялость, пассивность, двигательная заторможенность. Другим свойственны импульсивность, суетливость, эйфорический фон настроения, высокая отвлекаемость. Своеобразие речи проявляется в со- чегании ее внешнего богатства с непониманием смысла, бездумным повторением чужих высказываний. Характер-но грубое недоразвитие личности, проявляющееся в некритичное к себе, отсутствии чувства смущения, обиды, страха и т. д. 40. Общие вопросы формирования личности умственно отсталых детей Умственная отсталость характеризуется не только нарушением познавательной деятельности ребенка, но и своеобразием развития его личности. Специфичность личностной сферы умственно отсталых детей связана с тем, что развитие психики происходит в условиях органического поражения головного мозга и обусловленных им вторичных осложнений. Нарушение высшей нервной деятельности, недоразвитие мышления, познавательной деятельности, приводят к инертности, снижению активности и работоспособности умственно отсталого ребенка. Однако, несмотря на ряд особенностей, развитие личности умственно отсталого подчиняется тем же общим закономерностям, что и развитие личности нормально развивающегося ребенка. Структура их личности включает в себя основные компоненты, характерные для любого человека: мотивы, интересы, потребности, эмоции, волевые качества, самооценку и т. д. Но развитие личности умственно отсталого ребенка отличается качественным своеобразием. В первую очередь, это касается мотивационно-потреб-ностной сферы. Из-за недоразвития интеллекта умственно отсталых их потребности бедны и слабо регулируются сознанием. Элементарные физиологические потребности у них преобладают над духовными. Высшие духовные потребности развиваются с трудом, со значительным отставанием по сравнению с нормой. Именно эта дисгармоничность развития потребностей представляет собой ключ к пониманию особенностей и трудностей развития личности умственно отсталого ребенка.
Развитие потребностей связано с формированием инт ересов. Интересы умственно отсталых поверхностны, однооб- разны, неустойчивы. Можно также говорить о слабой вы- раженности в них интеллектуального компонента. Мотивы, побуждающие личность к удовлетворению потребнос- тей, у умственно отсталых детей также недостаточно осоз- нанны, бедны по содержанию. Отмечается неустойчивое мотивов, которая объясняется выраженной зависимостью мотивов от ситуации. Процесс опосредования мотивов зат- руднен, что связано с неумением осознавать и ставить цели. Свойственная умственно отсталым детям слабость регу- Общение, имеющее важное значение в развитии личности ребенка, у умственно отсталых детей также нарушено. Их взаимоотношения носят ситуативный, неустойчивый характер. Потребность в общении слабо выражена. Перечисленные особенности личности умственно отсталого ребенка носят стойкий характер, обусловленный органическим поражением головного мозга. Однако эффективно организованный коррекционно-педагогический процесс позволяет добиться положительной динамики в личностном развитии умственно отсталого ребенка.
|