![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Особенности общения умственно отсталых детей
Изучение проблемы общения умственно отсталых детей имеет большое значение для организации коррекционно-педагогической работы, так как успешность учебной деятельности определяется не только интеллектуальными возможностями, но и психологическим климатом коллектива. Оптимальные, удовлетворяющие всех членов группы отношения способствуют социальной адаптации умственно отсталого ребенка. Исследованием межличностных отношений умственно отсталых занимались Л.В. Викулова, Л.И. Дарговичене, ЛС.И. Намазбаева, Т.А. Процко, О. Kumuua и др. Многие исследователи отмечают задержку, неустойчивость, слабую дифференцированность в развитии межличностных отношений умственно отсталых детей. Большинство умственно отсталых долго не вступают между собой в выраженные контакты. Особенно ярко это проявляется у детей-олигофренов с преобладанием процессов торможения, детей с тяжелыми формами умственной отсталости. Такая задержка в развитии межличностных отношений объясняется рядом причин:
1) сниженной или несформированной потребностью в 2) безынициативностью; 3) неадекватной самооценкой; 4) нарушениями речи; 5) часто выраженным эгоцентризмом. Исследования структуры межличностных взаимодействий у умственно отсталых, обучающихся в коррек-ционной школе, показали: 1) для младших школьников характерна примитивная 2) у старшеклассников наблюдается достаточно слож У умственно отсталых школьников вплоть до старших классов сохраняется неустойчивость неофициальных групп, тогда как в массовой школе она существует только в младших классах. Кроме того, группам умственно отсталых часто свойственны аморфность и ситуативность. Характерным является большое количество микрогрупп. В группах умственно отсталых встречаются дети, которые совершенно не имеют связи друг с другом. Причем изолированных учеников среди умственно отсталых примерно в 3-4 раза больше, чем среди нормально развивающихся. Ото явление связано с характером дефекта. Отторгаются чаще всего вспыльчивые, аффективные, обидчивые, неуравновешенные в поведении дети с умственной отсталостью. Наиболее высокое положение умственно отсталого ребенка в группе определяется общительностью, хорошим характером и успехами в учебе. Такие дети становятся лидерами в классе. Но нередко лидеры выделяются по случайному признаку. Тяжело умственно отсталые дети имеют серьезные затруднения в коммуникативной сфере. Часто речь такого ребенка может полностью отсутствовать в се вербальной форме. В этом случае некоторые «неговорящие» дети могут пользоваться невербальными средствами коммуникации: естественными жестами, графическими знаками, символами.
Развивать межличностные отношения у детей с тяжелой умственной отсталостью наиболее реально через вовлечений их в трудовые и досуговые мероприятия, поддерживая прв этом проявление активности в общении. Умственно отстав лые дети не должны быть изолированы от своих нормально развивающихся сверстников. Общаясь с ними, они распни ряют свой социальный опыт, у них появляется чувство товари щества, взаимопомощи, доброжелательность. Общение с нор- мально развивающимися детьми — это одна из ступеней с циальной адаптации ребенка с отклонениями в развитии.
|