![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Деменция как одна из форм умственной отсталости
К числу основных форм умственной отсталости относится деменция. Деменция (от лат. dementia — «безумие, слабоумие») — стойкое и, как правило, необратимое ослабление познавательной деятельности в сочетании с расстройствами памяти и эмоционально-волевой сферы. Причинами деменции являются: 1) травматические, инфекционные, интоксикационные 2) нарушения обменных процессов; 3) органические заболевания мозга при шизофрении, Нарушения в деятельности мозга наступают после некоторого периода нормального развития ребенка, когда значительная часть мозговых структур является относительно сформированной. Таким образом, при деменции речь идет о повреждении мозговых систем в отличие от олигофрении, отражающей недоразвитие мозга. Поэтому при демендии нет тотальности и иерархичности нарушения психических функций, характерных для олигофрении. В зависимости от локализации повреждения одни из интеллектуальных функций могут быть нарушены значительно, другие — оставаться относительно сохранными. Отсутствие типичной для олигофрении иерархичности проявляется в том, что, часто более выраженным является недостаточность не мышления в целом, а отдельных интеллектуальных функций, темпа и подвижности пси- хических процессов. Специфика интеллектуального дефекта при деменции заключается в неравномерной недостаточности познава- тельной функции. Дети, страдающие деменциями, могут обладать значительным запасом знаний, накопленных в период нормального развития, однако они почти не способны воспользоваться ими вследствие нарушений памя-1ти, внимания, умственной работоспособности. Одно из центральных расстройств при органической деменции — изменения личности, нарушения критичности. Лишь немногие из таких детей переживают из-за своей несостоятельности. Большинство из них не осознает свое-го дефекта. Они не проявляют интереса к занятиям, рав- нодушнык оценке, не имеют планов на будущее. Эмоции упрощены, некритичность характерна не только по отношению к собственной личности, но и к окружающим. Значительно чаще, чем при олигофрении, при деменции встречаются явления психической истощаемости, психомоторной расторможенности. Гораздо более выражение проявляется психопатоподобный синдром с повышенными либо извращенными влечениями. Виды деменции. По динамике слабоумия различают ре-зидуальную органическую и прогрессирующую деменцию. Резидуальная органическая деменция обусловлена остаточными явлениями после перенесенных органических поражений мозга инфекциями, интоксикациями, травмами. Прогрессирующая деменция связана с текущими орга-ническими процессами в головном мозге (воспалительными, дефектами обмена и др.). При этом виде деменции имеется тенденция к прогрессированию болезненных расстройств. По этиологическому критерию различают эпи-лептическую, шизофреническую, постэнцифалическую, травматическую и другие деменции. На основе специфики клинико-психологической структуры деменции Г.Е. Сухарева выделяет четыре
290
типа, характеризующиеся преобладанием того или иного дефекта: 1) низкий уровень обобщений; 2) грубые нейродинамические расстройства; 3) недостаточность побуждений к деятельности; 4) нарушения критики и целенаправленности мышления.
|