![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Педагогических наук, объект исследования олигофренопедагогики
Олигофренопедагогика (с гр. олигос — «малый», френ — «ум» + «педагогика») — это отрасль дефектологии, изучающая проблемы воспитания и обучения детей с нарушениями интеллекта, а также пути коррекции недостатков развития умственно отсталых детей и вопросы их социальной реабилитации. Олигофренопедагогика опирается на данные общей педагогики, педиатрии, детской психоневрологии, связана с психологией общей, возрастной и специальной и другими смежными науками. Олигофренопедагогика в основе имеет те же источники, что и общая педагогика. Это и народная педагогика, и педагогические теории, учения крупнейших педагогов. Основные педагогические понятия — обучение, образование, развитие человека, формирование и так далее — употребляются здесь в том же значении, что и в общей педагогике. Объектом исследования олигофренопедагогики является сборная группа людей с различными по этиологии (причине) и по онтогенезу, а также клиническим проявлениям непрогрессирующих психических состояний, то есть олигофренов. Основной их признак — врожденное или приобретенное в раннем детстве (до 3 лет) общее психическое недоразвитие с преимуществом недостаточного интеллектуального развития. Детей-олигофренов условно разделили на две группы: 1) дети умственно отсталые; 2) дети с задержкой психического развития. Вторая категория менее тяжелая и носит временный характер. Умственно отсталые дети первой категории — это дети с четко выраженной сниженной познавательной деятельностью, возникшей на основе ограниченного поражения центральной нервной системы. Степень ее поражения может быть различной, и в зависимости от этого умствен ная отсталость при олигофрении делится на три степени: 1)идиотия; 2) имбецильность; 3) дебилъность. Идиотия — болезнь с самой глубокой умственной отсталостью. Детям-идиотам недоступно осмысление окружающего, речевая функция развивается медленно, а некоторые звуки не развиваются вообще. Они имеют нарушение моторики, координации движений, ориентировки в пространстве. У них трудно и медленно формируются кавыки самообслуживания. Эти дети не обучаются и находятся в специальных учреждениях на социальном обеспечении с согласия родителей. С 18-летнего возраста переводятся в интернаты для хроников. Имбецильность — является более легкой формой отсталости. Дети овладевают речью и простыми трудовыми навыками, но отклонение в мышлении, в моторике, эмоционально-волевой сфере не позволяет им учиться в общеобразовательной школе. Дебильность — наиболее легкая форма умственной отсталости, но сниженный интеллект, слабость эмоционально-волевой сферы не позволяют овладеть программой общеобразовательной школы. Они испытывают мучительные затруднения в понимании связей между звуком и буквой и т. д. Все это обусловлено недоразвитием аналитико-синте-тической деятельности, высшими мерами деятельности, но они усваивают программу вспомогательной школы (8— 9 класс) с получением определенной профессии. В этиологии (причине) олигофренов первой группы можно выделить три формы: 1) врожденные; 2) наследственные; 3) экзогенно обусловленные.
|