![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Современном этапе развития общества
Цели и задачи воспитания и обучения умственно отсталых детей совпадают с задачами воспитания и обучения всех детей вообще и одновременно имеют свою специфику, К общим целям, и задачам обучения и воспитания всех детей относятся содействие развитию и выявление положительных сторон личности и коррекция сторон отрицательных * воспитание детей наиболее трудоспособными и полезными членами общества. Для олигофренопедагогики эти цели остаются актуальными, но при их осуществлении необходимо учитывать значительно более низкий уровень достигнутых успехов г применять особые методические приемы, уделять внимание воспитанию внешних навыков и привычек культурного поведения и самообслуживания, требованию подготовки аномальных детей к активной, общественной и полезной деятельности» формированию положительных общечеловеческих качеств. Эти дос-тР1жения во многом зависят от используемых средств и степени умственной отсталости. В конечном счете целью коррекционно-воспитательной работы с олигофренами является их социальная адаптация, трудоустройство и дальнейшее приспособление к жизни как в обычных для них условиях, так и когда они не выключены из окружающей социальной среды. Используя все познавательные возможности детей, нужно развивать у них навыки, которые необходимы в жизни, чтобы, став взрослыми, они смогли себя самостоятельно обслуживать, выполнять простую работу в быту и специальных цехах, жить по возможности в семье и в трудовом коллективе. Для достижения поставленных целей решаются следующие основные задачи. Развитие всех психических функций и познавательной деятельности детей в процессе обучения и коррекции их недостатков. Основное внимание в этой работе должно быть направлено на умственное развитие. Воспитательная работа с глубоко отсталыми деть- ми проводится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, направленных на формирование у них при» емов самообслуживания и культурного поведения. Вместе с тем в задачу воспитания входят вопросы нравственного, эстетического, правового, физического и трудового воспитания, подготовка к посильным видам труда. Итогом всей работы должна стать бытовая ориентировка в социальной адаптации. Воспитание анормальных детей требует деликатного, тактичного и терпимого отношения окружающих к их недостаткам, исключающего фиксацию внимания на признаках, подчеркивающих их неполноценность. Реализация поставленных задач подразумевает идею гуманизма коррекционно-развивающего обучения в качестве основополагающего. Если педагог не будет следовать идеям гуманизма в своей работе, то нельзя ожидать всерьез какого либо эффекта от обучения ребенка в режиме коррекции. Применение адекватных программ и методов обучения олигофренов, соответствующих возможностям и целям их воспитания, — важнейшее и в значительной мере решающее условие для развития всей их познавательной деятельности. Необходимо такое развивающее обучение умственно отсталых детей, при котором у них осуществляется элементарный перенос знаний, возникает возможность применения их для решения новых аналогичных задач. Обучение должно всегда стимулировать переход зоны ближайшего развития в зоны актуального развития. 52. Исходные теоретические положения и принципы олигофренопедагогики Обучение и развитие аномальных детей представляет собой целенаправленный процесс передачи старшим поколением и усвоение детьми знаний, умений и навыков деятельности как основное средство подготовки к жизни и труду. В ходе обучения всегда реализуются цели воспитания и развития. Задачи обучения, его содержание разрабатываются с учетом глубины и характера дефектов, и в зависимости от этого подбираются необходимые средства обучения. Обучение должно всегда стимулировать переход зоны ближайшего развития в зону актуального развития. Современная олигофренопедагогика изучает особенности и закономерности развития умственно отсталых детей, проявляющиеся под влиянием обучения, разрабатывает педагогическую классификацию и типологию, обеспечивающие возможности индивидуального и дифференцированного подхода к различным типам умственно отсталых детей, принципы и методы их воспитания, содержания общего образования и трудового обучения школьников, частные методики преподавания учебных предметов, систему и структуру специальных учреждений. Олигофренопедагогика оперирует следующими понятиями и выражениями: образование, обучение, воспитание, социализация, коррекция, коррекционно-воспита-тельная работа, компенсация, социальная реабилитация, социальная адаптация. Обучение непосредственно направлено на усвоение учащимися опыта, а воспитание и развитие осуществляются опосредованно. Все три процесса — воспитание, обучение и развитие — выступают едино. Во многих работах по дефектологии и специальной педагогике коррекцию связывают с развитием ребенка. Это обоснованно, так как она нацелена на исправление вторичных отклонений в развитии аномальных детей. Но когда говорят о коррекционно-педагогической работе, то она не может вычленяться из триединой схемы образования: обучение, воспитание, развитие. В практическом осуществлении учебно-воспитательной работы во вспомогательной школе коррекционное развитие как специально организуемый и направляемый процесс неразличимо и не может существовать вне коррекционного обучения и воспитания. Коррекционное обучение —• усвоение знаний о пу- тях и средствах преодоления недостатков психического и физического развития и усвоения способов применения полученных знаний. Любое обучение и воспитание одновременно в какой-то мере развивают, что относится и к кор-рекционным процессам. Вместе с тем, коррекция развития не сводится только к усвоению знаний и навыков. В процессе специального обучения перестраиваются психические и физические функции, формируются механизмы компенсации дефекта, им придается новый характер. Исходя из концепции специального образования, кор-рекционно-педагогическая работа должна занимать центральное положение в системе, так как она определяет дефектологическую направленность учебно-воспитательного процесса в специальной школе. Вся система коррекционно-педагогической работы призвана социально реабилитировать и социально адаптировать аномального школьника к реалиям окружающего мира, сделать его полноправным и активным тружеником, который наравне со всеми людьми может включиться в трудовую и общественную жизнь и приносить пользу обществу.
|