![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Олигофрения как одна из форм умственной отсталости
Умственно отсталые — полиморфная группа, в которой преобладающее большинство составляют дети-олигофрены (от гр. olygos — «малый», phren — «ум»). Термин «олигофрения» был введен в XIX в. немецким психиатром Э. Крепелином. Олигофрения — форма умственного и психического недоразвития, возникающая в результате поражения ЦНС (в первую очередь, коры головного мозга) в пренатальный (внутриутробный), натальный (при родах) или постнаталь-ный (на ранних этапах развития) периоды. Психопатологическая структура нарушения при олигофрении характеризуется тотальностью и иерархичностью недоразвития психики и интеллекта. При олигофрении органическая недостаточность мозга носит непрогрессирующий характер. Ребенок способен к развитию, которое подчинено общим закономерностям формирования психики, но имеет свои особенности, обусловленные типом нарушений центральной нервной системы и их отдаленными последствиями. Существуют несколько гипотез относительно основного нарушения при олигофрении:
1) особенности эмоционально-волевой сферы (К. Левин); 2) трудность обобщения и отвлечения (М.С. Певзнер); 1) обусловленная эндогенными (генетическими) фак 2) обусловленная экзогенными факторами, как то: ин По глубине дефекта умственной отсталости при олигоф-рении традиционно выделяют три степени: дебильность (легкая степень), имбецильность (средняя) и идиотию (тяжелая). Дебильность — наиболее распространенная форма оли-гофрении. Интеллектуальный дефект выражен негрубо. Имеются способности к обобщению, фразовая речь, часто неплохая механическая память. Все это способствует ов-ладению навыками чтения, письма, счета, усвоению зна-ний, предусмотренных программой коррекционной шко-лы 8-го вида. Относительная сохранность эмоций, их более выраженная дифференцированность облегчают выра-ботку самоконтроля. При: правильном обучении и воспитании, своевременном привитии трудовых навыков соци-альный прогноз этой формы олигофрении благоприятен. Имбецильность — более тяжелая степень слабоумия, чем дебильность. Дети-имбецилы обладают определенными возможностями к овладению речью, усвоению отдельных несложных трудовых навыков. Однако наличие грубых дефектов восприятия, памяти, мышления, коммуникативной функции речи, моторики и эмоционально-волевой сферы делает этих детей практически необучаемыми даже во вспомогательной школе. Идиотия — самая глубокая степень умственной отсталости. Детям-идиотам недоступно осмысление окружаю-
288 289 щего, речевая функция развивается крайне медленно и ограниченно. Нарушены координация движений, ориентировка в пространстве, часто имеются тяжелые нарушения моторики. Крайне трудно и медленно формируются элементарные навыки самообслуживания. Олигофрены существенно отличаются друг от друга, поскольку структуры вариантов дефекта у них различны. Наиболее распространенной среди дефектологов России является классификация, предложенная М.С. Певзнер.
|