![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Особенности волевых качеств умственно отсталых детей
Волевые действия, как и вся психическая деятельность, связаны с функционированием мозга. Специфичность волевой регуляции поведения умственно отсталых детей связана с тем, что развитие психики происходит в условиях органического поражения головного мозга и обусловленных им вторичных осложнений. Воля представляет собой сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Особенности волевых качеств умственно отсталых детей проявляются в том, что они: 1) малоинициативны; 2) не могут в достаточной степени проявлять волевые 3) не в состоянии управлять волевыми действиями; 4) не умеют действовать в соответствии с перспек 5) не могут подчинить свое поведение определенной за 6) не в состоянии преодолевать встречающиеся трудности. и целеустремленность. Умственно отсталые дети подвластны аффективным импульсам, непосредственным воздействиям ситуации, не склонны к самостоятельной переработке этих воздействий с позиции собственных убеждений и духовных потребностей. Ввиду присущего умственно отсталым слабоволия они легко внушаемы. Им свойственны некритическое восприятие указаний и советов окружающих людей, отсутствие попытки проверить, сопоставить эти указания, предложения или советы с собственными интересами и склонностями. Так, например, они легко отвлекаются от выполнения нужного дела, если им предлагают поиграть, развлечься. Умственно отсталого легко подговорить сделать что-либо,
спровоцировать. Вместе с тем они могут проявлять неслы ханное упрямство даже тогда, когда им приводят разум ные доводы в пользу необходимости действовать в нужно» в данный момент направлении. Такие контрасты в прояв-лении воли являются результатом незрелости личностно сферы умственно отсталых детей. Развитие воли у нормально развивающегося ребенка тесным образом соотносится с обогащением его мотиваци оннои и нравственной сферы. Недоразвитие духовных по требностей, бедность и неустойчивость потребностей и мотивов умственно отсталых детей существенно затрудняв развитие их волевых качеств. Однако слабость воли у умственно отсталых обна- Воспитание воли у детей без отклонений в развитии — сложный и длительный процесс. Воспитание воли у умственно отсталых детей представляется делом еще более долгим и трудным, что объясняется особенностями их раз-вития.
|