![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Формирование самооценки умственно отсталых детей
Самооценка — это оценка человеком самого себя, сво- их действий, отношений, достижений» Устойчивая самооценка формируется под влиянием оценки со стороны окружающих, а также собственной деятельности и собственной оценки ее результатов. Исследованием самооценки у умственно отсталых за- нимались Б.В. Зейгарпик, Б.С. Братусъ, СЛ. Рубинш- тейп и др. Все исследователи сходятся во мнении, что самооценка умственно отсталых детей носит неадекват ный, неустойчивый, аффективный характер. Страдают ее регулятивная и мобилизующие функции, то есть функ- ции регулятора и стимулятора поведения и деятельности. У умственно отсталого ребенка снижен уровень самосознания, ему присуща некритичность при оценке соб ственных действий и поступков. В силу этого возникает неумение адекватно оценить результаты работы, про-анализировать собственную деятельность. Умственно отсталый ребенок в различных ситуациях выбора не в полной мере производит учет и анализ изменяющихся обстоятельств. Это говорит о недостаточной эффективности функционирования оперативной самооценки. Отсюда — неполноценная ориентировка в каком-либо задании, деятельности. Перечисленные особенности отражаются на своеобразии развития самооценки у умственно отсталых. Самооценка у умственно отсталых детей на разных этапах обучения во вспомогательной школе различна: 1) в младшем школьном возрасте — заниженная или 2) в среднем — наиболее адекватная; 3) в старшем — преимущественно завышенная. незрелостью личности, непониманием выдвигаемых целей деятельности, неумением анализировать и соотносить достигнутые в ходе деятельности результаты с исходными данными и т. д. Завышенная самооценка в старшем школьном возрасте У умственно отсталых часто объясняется стремлением компенсировать дефект и неумением объективно оценить свои возможности. В зависимости от самооценки находится уровень притязаний. У умственно отсталых наблюдается нарушение уровня притязаний. Характер этих нарушений определяется характером дефекта. Так, у олигофренов с легкой степенью и уравновешенным протеканием процессов возбуждения и торможения можно постепенно выработать адекватный в данной ситуации уровень притязаний. У олигофренов в степени имбецильности уровень притязаний практически не вырабатывается. У умственно отсталых детей с грубыми эмоциональными нарушениями также нарушена какая бы то ни была зависимость между трудностью задания и уровнем притязания.
Нарушение уровня притязаний у умственно отсталых объясняется неумением оценить свои возможности, спланировать свою деятельность, предвидеть ее результаты. Важная, часто определяющая роль в формировании адекватной устойчивой самооценки умственно отсталых принадлежит окружающим его взрослым. Осуществляя процесс воспитания и обучения, оценивая деятельность, поступки, высказывания умственно отсталых детей, учителя и другие специалисты, работающие с ними, оказывают направляющее воздействие на самооценку умственно отсталого ребенка.
|