![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Особенности эмоциональной сферы умственно отсталых детей
Незрелость личности умственно отсталого ребенка про- Эмоции и чувства умственно отсталого ребенка недостаточно дифференцированы. Его переживания примитивны, и практически отсутствуют тонкие оттенки переживаний. Чаще всего ему присущи крайние, полярные чувства: он испытывает только или удовольствие, или неудовольствие. Таким образом, можно говорить об ограниченности диапазона переживаний умственно отсталых детей. С этим связаны частые затруднения понимания мимики и жестов, выразительных движений людей, изображе-н ий эмоций на картинках. Наблюдается живость эмоций умственно отсталых детей (приветливость, доверчивость, оживленность) наряду с их поверхностью и непрочностью. Такие дети легко переключаются с одного переживания на другое, проявляют несамостоятельность в деятельности, легкую внушаемость в поведении и играх, следуют за другими детьми. Их эмоции малоустойчивы, подвижны, отмечается слабость интеллектуальной регуляции чувств. Симптомами нарушения эмоциональной сферы являются также раздражительность, повышенная возбудимость, двигательное беспокойство, неусидчивость. Кроме того, у умственно отсталых детей часто бывают неадекватные, непропорциональные по своей динамике, воздействиям внешнего мира эмоции и чувства. Одни из них очень легко, поверхностно реагируют на объективно тяжелые жизненные ситуации. Для них также свойственны резкие перемены в настроении. Другая категория детей склонна к чрезмерным и долгим переживаниям по незначительному поводу. Для обеих групп характерна неадекватность реакции на те или иные воздействия, только у детей первой группы преобладает процесс возбуждения, у детей второй — процесс торможения. Слабость интеллектуальной регуляции чувств умственно отсталого ребенка, а также незрелость, примитивность его мотивационно-потребностной сферы приводит к более позднему и затрудненному формированию высших чувств: ответственности, совести, товарищества и т. п. Их нрав-
ственные чувства отличаются малой степенью осознание ти, часто существуют только на уровне знания» К категории умственно отсталых, помимо олигофренов относятся дети с астеническими состояниями, психопате подобным поведением, грубым недоразвитием личности У них могут проявляться болезненные проявления чувств состояния раздражительной слабости, склонность к aф фектам, резкие вспышки раздражения. Предвестникам приближающегося обострения заболевания, на который необходимо обратить внимание, могут быть эпизодические расстройства настроения (дисфория), немотивированное повышенное настроение (эйфория), угнетенное состояний (апатия). Коррекционно-воспитательная работа по устранению или частичному устранению нарушений в эмоциональной сфе- ре играет важную роль в развитии личности умственна отсталого ребенка в целом и в решении актуального вопроса социально-трудовой адаптации его в дальнейшем.
|