![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Роль отечественных ученых Е.К. Грачевой, М.П. Постобской, А.Н. Граборова, Л.C. Выготского
Большой вклад в развитие отечественной олигофренопедагогики внесли Е.К. Грачева, МЛ. Постовская, А.И. Граборов, Л.С. Выготский. ЕЖ. Грачева и МЛ. Постовская были одними из пер-вых создателей первых учреждений для умственно отсталых детей. Грачева Екатерина Константиновна (1866-1934), дефектолог. В 1894 г. организовала в Санкт-Петербурге первый в России приют для слабоумных и эпилептиков, в котором обучала их элементарным знаниям. В 1898 г. при приюте открыта школа. В 1932 г. выходит ее книга «Воспитание и обучение глубоко отсталого ребенка». Центральное значение ее книг в том, что, по словам JT.C. Выготского, «она красноречивым языком фактов, тщательно подбираемых в течение почти полувека, опровергает эту пессимистическую минималистскую теорию и выдвигает идею педагогического оптимизма по отношению к глубоко отсталым детям... Воспитание нужно отсталому ребенку больше, чем нормальному, — вот основная идея всей современной педагогики». Граборов Алексей Николаевич (" 1885-1949), дефектолог, один из основателей отечественной олигофренопедагогики. Участвовал в создании первых программно-методических документов для вспомогательных школ и специальных детских домов. В 30-х гг. XX в. создал систему воспитания детей-олигофренов на основе использования ручного труда, автор трудов по олигофренопедагогике. В 1925 г. выпускается его учебник по дефектологии для педагогических вузов. Выготский Лев Семенович (1896-1934), психолог, дефектолог, педолог, профессор (1928). С 1924 г. вел научную и преподавательскую работу в учреждениях и вузах Москвы. Исследовал психологические закономерности вос-
приятия литературных произведений («Трагедия о Гамле те, принце Датском», 1916; «Психология искусства», 1925: опубликовано в 1965 г.). Изучил теорию рефлексологи ческого и психологического исследования, а также про блемы психологии воспитания («Педагогическая психоло гия. Краткий курс», 1926). Дал критический анализ ми ровой психологии конца 1920 — начала 1930-х гг., сыгравший важную роль в развитии отечественной психологической науки («Исторический смысл психологического кризиса», 1927; опубликовано в 1982 г.). В конце 1920-х гг. создал культурно-историческую теорию развития поведения и психики человека. Согласно Выготскому, в ходе общения и совместной деятельности не просто усваиваются образцы социального поведения, но и формируются основные психологические структуры, определяющие в дальнейшем все течение психических процессов. Выготский разработал понятие о зоне ближайшего развития. Он внес крупный вклад во многие отрасли психологической науки. Создал новое направление в дефектологии, показав возможность компенсации умственного и сенсорного дефекта за счет развития высших психических функций. Разработал учение о локализации психических функций в коре головного мозга, ставшее частью современной нейропсихологии. Выготский Л.С. создал большую научную школу. Среди его учеников — Л.И. Божович, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, AM. Леонтьев, А.Р. Лурия, Д.Б. Элько-нин и др. Исследования Выготского вызвали широкий резонанс в мировой психологической науке.
|