Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Принципы обучения учащихся с умственной отсталостью, их содержательная характеристика
Принципы обучения умственно отсталых детей определяет специальная дидактика. Она обосновывает особенности реализации общедидактических принципов во вспомогательной школе. Наглядно-практический принцип предусматривает взаимосвязь с интеллектуальными операциями, которые проделывает ребенок, способствует коррекции и укреплению основ познавательной деятельности детей-олигофренов, развитию их личностных качеств. Принцип коррекционяо-воспитательного обучения выражается в требовании осуществлять обучение и воспитание не только через отбор учебного материала, но и через всю систему школьных учебно-воспитательных мероприятий, положительно влияющих на формирование личности ребенка. Принцип доступности — это не только соответствие учебного материала, трудовых заданий возрасту школьников, уровню их развития, подготовленности, имеющимся знаниям, опыту, но и индивидуальным особенностям ребенка. Доступность не снижает значения фронтального вида работы, но требует в процессе обучения строгого учета индивидуальных особенностей детей. Для этого нужно хорошо знать каждого воспитанника. Среди умственно отсталых школьников встречаются дети как со значительно заторможенной мыслительной деятельностью, так и расторможенные: чрезмерно подвижные, импульсивные. Ученики первой категории с трудом вклю-__чаются в работу, выполняют задание медленно, не проявляют инициативы, а иногда совсем выключаются из учебного процесса. Таких учащихся необходимо выводить из застойного состояния, почаще обращаться к ним с вопросами и заданиями. Очень полезно давать им поручения такого характера, как раздать материалы и инструменты, собрать их и т. д. Во время работы следует больше подходить к таким детям, соответствующими вопросами или репликами активизировать процесс их деятельности. Расторможенные же дети не обдумывают задачу, поставленную учителем, они тотчас же приступают к выполнению. Основная задача в работе с такими детьми — преодоление их торопливости, выработка у них навыка предварительного продумывания своих действий и умение их регламентировать. В индивидуальной работе с такими детьми-школьниками надо соблюдать особую выдержанность и спокойствие. Принцип сознательного обучения требует активного включения аномальных детей в познание изучаемых пред-
метов и явлений. Умственно отсталые дети должны уметь сознательно применять знания в конкретных практических ситуациях. Активность ребенка стимулируется самостоятельным выполнением посильных заданий, подчеркиванием его успехов. Надо добиваться, чтобы дети не механически зазубривали учебный материал, сообщаемые им сведения, а усваивали его осмысленно, целенаправленно. Принцип систематичности и последовательности должен трактоваться не только применительно к содержанию программного материала, его расположению, преемственности обучения. Необходимо соблюдать при этом и последовательность действий ученика и учителя, диктуемую логикой трудовых процессов. Для лучшего закрепления и прочного усвоения материала важна вариативность повторения, при которой каждый раз вносится что-то новое в содержание учебного материала, в характер его усвоения.
|