![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Система методов обучения школьников с умственной отсталостью
В дидактике методом обучения называют способ упоря-доченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования. Метод обучения устанавливает способы деятельности учителя и учеников, обеспечивающие эффективное усвоение изучаемого материала. Он определяет, как должен идти процесс обучения, какие действия и в какой последовательности должны выполнять учитель и ученики. Во вспомогательной школе применяются такие же методы обучения, что и в массовой школе. В связи с тем что методы обучения характеризуются многими показателями, невозможно создать их единую классификацию. Поэтому их классифицируют по нескольким основаниям. Ряд ученых исследователей — ЕЛ. Голаг, Д.О. Лордкипанид- зе, ЕМ. Перовский — отмечали, что значительное влияние на процесс обучения оказывают те источники, из которых учащиеся черпают знания. На этой основе они выделяют словесные, наглядные и практические методы обучения. По характеру учебно-познавательной деятельности учащихся, по овладению изучаемым материалом (классификация ММ. Скэткинэ, ИЛ. Лернера) Выделяются методы — объяснительно-иллюстративный, реп-одуктивный, проблемное изложение, частично-поисковый, эвристический, исследовательский. В основу классификации МЛ. Данилова и Б.П. Есилова положены цели и задачи, реализуемые на конкретном этапе обучения. В зависимости от этого все методы подразделяют на методы приобретения новых знаний, методы формирования умений и навыков, применения умений на практике, методы проверки и оценки знаний, умений и навыков. Используя целостный подход при классификации методов, Ю.К. Бабанский выделил три группы методов обучения: 1) организация и осуществление учебно-познавательной деятельности; 2) стимулирование и мотивация учебно-познавательной 3) контроль и самоконтроль за эффективностью учеб Так как большое значение для образования и воспитания умственно отсталых детей имеет трудовая деятельность, то для методов обучения на уроках труда применима своя особая классификация. Из общепринятых классификаций методов обучения на уроках труда во вспомогательной школе применяется та классификация, которая характеризуется источником получения знаний в зависимости от органов чувств. Методы обучения делятся на три группы: 1) словесные — рассказ, инструкции, беседа; 2) наглядные — демонстрация различных наглядных 3) практические — упражнения, самостоятельная ра Но опора на чисто практические действия в отрыве от слова и наглядности приводит к формированию неосознанных действий и появлению стереотипов в трудовой дея-
тельности Поэтому на уроках ручного труда необходимо такое сочетание познавательных средств, при котором обеспечивается связь между словом, наглядностью и действием. Необходимо подчеркнуть тот факт, что учитель должен знать возможности каждого ученика, чтобы правильно подготовить его к усвоению нового материала и применить большую или меньшую степень самостоятельности ученика при этом.
|