![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Применение элементов программированного и проблемного обучения в специальном образовательном учреждении
Сочетание методов в коррекционном обучении и выбор вида обучения зависит от возможностей усвоения детьми учебного материала по основным предметам. В специальном образовательном учреждении используется объяснительно-иллюстративное обучение, а иногда и с элементами программированного и проблемного обучения. Программированное обучение по форме представляет собой вид самостоятельной работы над специально переработанным учебным материалом в виде программированного пособия. В связи с физиологическими особенностями учащихся выбирается определенный объем изучаемого материала для данного вида обучения. При проблемном виде обучения учитель ставит перед учащимися учебную или практическую проблему, направляет их деятельность на решение проблемы, обобщает полученные учениками результаты, организует закрепление и применение знаний. В ходе проблемного обучения учитель широко применяет словесные, наглядные и практические методы обучения. Изложение учебного материала при проблемном обучении осуществляется посредством проблемного рассказа, проблемно построенной лекции, творческого проблемного задания, неожиданного вопроса, предложенного действия и др. При этом учитель по ходу изложения учебного материала размышляет, доказывает, обобщает, систематизирует учебный материал, анализирует факты, тем самым воздействует на мышление учащихся, делая его более активным и творческим. В проблемном обучении широко используется и проблемно-поисковая, или эвристическая, беседа. В ходе ее перед учащимися ставится ряд логически взаимосвязанных вопросов, отвечая на которые, учащиеся должны высказывать какие-либо предположения и пытаться доказать их справедливость, тем самым проявляя самостоятельность в усвоении знаний. Для учащихся с умственной отсталостью ряд таких вопросов должен быть небольшим. Несколько иное назначение при проблемном виде обучения приобретают наглядные пособия. Они уже используются не для облегчения запоминания, а для постановки учебных задач и создания проблемных ситуаций для учащихся с менее выраженной умственной отсталостью, которые успешно овладевают программным материалом в процессе фронтального обучения. Все задания они выполняют преимущественно самостоятельно, не испытывая при этом больших затруднений и используя имеющийся опыт, им доступен некоторый уровень обобщения, и они способны объяснить словами свои действия, но при выполнении достаточно сложных заданий им нужна помощь. Можно предложить проблемно-поисковые упражнения. Проблемно-поисковые упражнения в этом виде обучения применяются в том случае, когда ученики могут самостоятельно выполнить конкретные виды умственных и практических действий, что в свою очередь способствует успешному постижению материала. Проблемный метод обучения применяется как для усвоения нового учебного материала, так и служит важным средством развития навыков творческой учебно-познавательной деятельности. Необходимо подчеркнуть тот факт, что учитель должен знать возможности каждого ученика, чтобы правильно подготовить его к усвоению нового материала и применить большую или меньшую степень самостоятельности ученика при этом.
|