Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Подходы к отбору содержания обучения
Содержание обучения предусматривает объем и характер системы знаний, умений и навыков, а также опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностных отношений. Подход к отбору содержания обучения зависит от особенностей обучаемых. Для организации работы над восприятием и его развитием крайне необходимо правильно организовать наблюдение за объектами изучения на каждом занятии. При этом объекты наблюдения должны удовлетворять требованиям доступности и четкости для конкретной категории учащихся. Педагогу необходимо знать, что неполноценность восприятия умственно отсталых детей объясняется тем, что они не могут выделить в наблюдаемых объектах главное, существенное свойство, а часто обращают внимание на то, что бросается в глаза, что-либо яркое и необычное. Именно от этого необходимо отучать детей. Одним из действенных приемов является проведение сравнения изучаемых объектов. Благодаря сравнению умственно отсталые дети выявляют сходство, различие предметов. Однако для детей-олигофренов возникают трудности, связанные со способностью определить признаки сходства пред-метрв, поэтому применяют такой прием, как использование третьего объекта с резко отличительными признаками, что заставляет учащихся выделить сходные признаки первых двух. Важным фактором, обеспечивающим эффективность анализа в процессе восприятия, является привлечение к речевому общению учащихся. Дети должны пользоваться речью на каждом занятии, так как для детей-олигофренов характерны нарушения в речевой деятельности. Таким образом, система учебных занятий с учащимися младших классов должна сочетать использование наглядного образа и слова. Большую роль в этом играют уроки развития речи, на которых используются такие приемы, как помощь учителя при выполнении заданий, доступная, понятная формулировка заданий, речевое оформление выводов, построение связанного рассказа на наглядной основе. Следующий этап в развитии речи — умение правильно организовать умственную деятельность учащихся, которая способствует составлению рассказов или досказыва-
нию начатых учителем рассказов. Развитие словесно-ло гического мышления учащихся проводится на уроках математики, трудового обучения и т. д. Особенно велика коррекционная роль решения арифме тических задач. Но учащиеся младших классов не могут еще полностью понять и запоминать условие задачи, не понимают ситуации, описываемой в тексте задачи, не мо гут найти математическое решение. Приемы, используемые для того, чтобы научить учащихся, какими арифметическими действиями можно ее решить, заключаются в повторении текста задачи, анализе ситуации, в подведении учащихся к правильному выбору арифметического действия. При этом учащиеся не только приобретают навыки правильного решения задач, но и заметно развивают свою внутреннюю речь. Трудовое обучение в младших классах содержит большие возможности для коррекции дефектов мышления и двигательной сферы у учащихся, которая состоит в развитии точности, ловкости, координирован-ности движения рук. Таким образом, индивидуальная коррекция направлена на исправление не только недостатков мышления, но и нарушений пространственной ориентировки, работоспособности и моторики.
|