Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Этапы становления отечественной олигофренопедагогики
Научные основы коррекционной педагогики впервые были разработаны итальянским ученым медиком М. Моп-тессори. Она организовала школу или так называемый дом ребенка, в котором активное участие принимали родители аномальных детей. Один из разделов коррекционной педагогики — олигофренопедагогика —• возник в начале XIX в. как определенное направление в развитии медицины и педагогики. Первые попытки изучения обучения и воспитания умственно отсталых детей были предприняты во Франции Ж. Ите-ром и Э. Сегеном. Далее проблемами олигофренопедагогики стали заниматься ученые Бельгии (Ж. Демор и Ж.О. Дек-роли), Германии (Б. Минпель и А. Фукс), Франции (А. Вине, Ж. Филиппы,, П. Боннур) и др. Умственно отсталые дети обучались и воспитывались в специальных отделениях при психиатрических лечебницах или в специальных приютах, Первыми их воспитателями были врачи. В середине XIX в. французский врач и педагог Э. Се-геном разработал систему воспитания и обучения умственно отсталых детей. Эта система была основана на развитии их активности, дееспособности с помощью специального режима и особых упражнений — тренировок внимания, моторики, воли, органов чувств. Во второй половине XIX в. во многих странах ввели всеобщее начальное обучение, и в связи с этим усилилось внимание к легким формам умственной отсталости детей. Для них стали создаваться специальные классы и школы. В разработку отечественной дореволюционной и советской олигофренопедагогики значительный вклад внесли Е.К. Грачева, М.Л. Поставская, В.П. Кащенко, AM. Граборое, Л.С. Выготский, Г.М. Дульнев и др. Первый вспомогательный класс для умственно отсталых детей в России был открыт в 1908 г., в том же году в Москве была создана школа-санаторий по инициативе В.П. Кащенко. Первая вспомогательная школа для умственно отсталых детей была открыта в 1910 г. Он же (В.П. Кащенко) был инициатором научных исследований по дефектологии. Большой вклад в олигофренопедагогику внесли ВМ. Бехтерев, П.Ф. Лесгафт, И.В. Маляревский, Г.И. Россолимо, сближавшие медицинскую и педагогическую науки. Основополагающей для отечественной олигофренопедагогики стала концепция Л.С. Выготского о возможности и необходимости развития в первую очередь высших психических функций больных детей, не ограничиваясь только простой тренировкой элементарных функций. Идеи Л.С. Выготского развивали А.И. Граборое, Л.В. Зан-ков, Г.М. Дульнев, Ж.И. Шиф, Б. И. Пинский, ТЛ. Власо- ва, ИТ. Еременко, Х.С. Заме кий, В.Г. Петрова, В.И. Лу-бовский, А.Р. Лурияр М.С. Певзнер, ИМ. Соловьев и др. В России воспитание и обучение детей с легкими формами умственной отсталости осуществляется в специальных вспомогательных школах. Отечественные олигофре-нопедагоги отвергают получившие распространение за рубежом формальные тренировочные упражнения (сенсорно-моторную культуру, психическую ортопедию) как главное средство коррекции. Определяющее значение имеют гигиенический и охранительный режимы, оберегающие нервную систему ребенка, организованный здоровый детский коллектив, привлечение детей к общественно полезному труду во вспомогательной школе и вне ее, единство и постоянство требований школы и семьи. 54. Понятия «знания», «умения», «навыки», «способности» Цоскольку обучение направлено на овладение учащимися знаниями, умениями и навыками, а также на развитие их мыслительных и творческих способностей, необходимо обратиться к раскрытию этих понятий. Говоря о сущности знания, нужно иметь в виду два его основных значения. В одном случае оно обозначает результат научного познания, в другом — выступает как предмет усвоения. Знание — это совокупность идей человека, в которых выражено теоретическое овладение им предметом. В этом значении понятие «знание» в полной мере относится и к учебному познанию. Его результатом также является теоретическое овладение обучающимися изучаемыми предметами. Но это овладение носит специфический характер и выражается не в открытии новых теоретических идей, а в познании того, что уже добыто в науке и что нужно понять, сохранять в памяти, уметь воспроизводить и применять на практике, т. е. сделать индивидуальным достоянием каждого обучающегося. Вот почему знание в педагогике можно определить как понимание, сохранение в памяти и умение вое-
производить основные факты науки и вытекающие из них теоретические обобщения (понятия, правила, законы, выводы и т. д.), В тесной связи со знаниями выступают умения и навыки. Умение — это владение способами (приемами, действиями) применения усваиваемых знаний на практике. Например, умение решать задачи по математике связано с владением такими приемами, как анализ условия задачи, сопоставление этого условия с усвоенными знаниями, мысленное нахождение способов решения задачи на основе тех или иных элементов этих знаний, практические действия по решению задачи и, наконец, проверка правильности полученного результата. В этом случае навык рассматривается как составной элемент умения, как автоматизированное действие, доведенное до высокой степени совершенства. Например, беглое чтение школьника может рассматриваться как навык, составляющий важный элемент умения осмысленного чтения.* Под способностями принято понимать такие развивающиеся в процессе обучения психические свойства личности, которые, с одной стороны, выступают как результат ее активной учебно-познавательной деятельности, а с другой — обусловливают высокую степень умелости и успешности этой деятельности. Способности подразделяются на общие и специальные; К общим способностям относятся трудолюбие, настойчивость, целенаправленность, внимательность, сообразительность, упорство в преодолении трудностей и т. д. Специальные способности основаны на природных задатках, которые также развиваются в процессе обучения. Есть, например, учащиеся, которые имеют хорошие музыкальные задатки, склонность к литературному творчеству или изобразительному искусству. Хотя общие и специальные способности имеют свою специфику, развиваются они в тесной взаимосвязи и единстве. Такие психологические способности ученика, как трудолюбие, настойчивость в работе, произвольное внимание, содействуют развитию памяти и помогают успешнее заниматься по всем предметам.
|