Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сущность, функции и структура обучения в целостном педагогическом процессе
Педагогическим процессом называют целостный процесс осуществления воспитания в его широком смысле путем обеспечения единства обучения, воспитания и развития личности. Сущность его состоит в передаче социального опыта старшими и усвоении его подрастающими поколениями посредством их взаимодействия. В ходе обучения всегда реализуются цели воспитания и развития. Задачи обучения, его содержание разрабатыва-ются с учетом особенностей обучаемых, и в зависимости от этого подбираются необходимые средства обучения. Процесс обучения состоит из следующих основных компонентов. Целевой компонент отражает осознание учителями и принятие учениками целей обучения. В процессе обучения достигаются три основные группы целей: образовательные, воспитательные, развивающие. Образовательные цели связаны с овладением учащимися системой научных знаний, умственных и практических умений и навыков.- Развивающий компонент связан с развитием внимания, памяти, мышления, творческих способностей, использования приобретенных знаний и умений в различных ситуациях. Стимулирующе-мотивационный компонент предполагает формирование у школьников мотивов учения и стимулирование их учебно-познавательной деятельности в учебном процессе. Содержательный компонент определяется учебным пла-ном и учебной программой изучаемого предмета. Содер-жание тем отдельных уроков конкретизируется непосредственно учителем в каждом отдельном случае. Операционно-деятельностный компонент связан с про-. цессуальной стороной обучения: восприятием учебного материала, его осмыслением, запоминанием и применением его на практике. Эмоционально-волевой компонент предполагает возник- новение у учащихся интереса к учению, влечение к учебно-познавательной деятельности. Он также предполагает приложение волевых усилий, направленных на преодоление учащимися внешних и внутренних препятствий, возникающих в процессе обучения. Контрольно-регулировочный компонент связан с организацией обратной связи учителем в ходе учебно-познавательной деятельности учащихся. На основе контроля за ходом усвоения учебного материала учащимися учитель в случае отклонения от запланированного вносит соответствующие коррективы в дальнейший ход учебного процесса. На характер регулирования существенное влияние оказывают сложность учебного материала, его объем, уровень обученное™ учеников, наличие наглядных пособий и т. п. Оцекочио-результативный компонент предполагает оценку учителем и самооценку учениками результатов обучения. Регулярное использование этого компонента в обучении повышает активность учащихся, формирует ответственность и прилежание к работе, предупреждает упущения в учебной работе. Обучение может осуществляться в следующих учебно-воспитательных учреждениях: дошкольные образовательные учреждения, начальные учебно-образовательные учреждения, основные образовательные учреждения, средние учебно-воспитательные учреждения, внешкольные обучающие и воспитательные учреждения, профессионально-технические учебно-воспитательные учреждения, средние специальные профессионально-образовательные учреждения, высшие профессионально-образовательные учреждения, учреждения, осуществляющие подготовку научных и научно-педагогических кадров, учреждения, осуществляющие повышение квалификации и переподготовку кадров.
|