Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сбор и обработка эмпирических данных
После того, как теоретическая база исследования сформирована, следует переходить к практической части. На этом этапе, прежде всего, необходимо определить эмпирический материал, то есть источники фактической информации. К отбору практических данных следует подходить осторожно – они должны быть репрезентативными, то есть отражать общее положение вещей, существующие тенденции и закономерности. Некорректно судить о творчестве автора по одному произведению, о тенденциях информационных жанров по материалам городской многотиражки или делать выводы об уровне аналитики тольяттинских газет по одной газете «Понедельник», а о качественной прессе – по одной «Независимой газете». Следует также продумать хронологические рамки исследования, то есть период, за который будет анализироваться эмпирический материал. При этом период не может быть менее трех месяцев, не может быть выбран произвольно, то есть не иметь привязки либо к текущему моменту, либо к каким-нибудь историческим, общественным событиям. Репрезентативным может считаться только хронологически однородный материал, то есть публикации, вышедшие в свет в указанный в работе период времени. Если стоит задача проследить какое-либо явление в развитии, необходимо четко обосновать тот период общественного развития, за который будет проводиться мониторинг. Как правило, хронологические рамки исследования указываются в подзаголовке к теме курсовой работы. Например, «Использование манипулятивных технологий в журналистских материалах газеты «Тольяттинское обозрение» в период проведения предвыборной кампании кандидатов в депутаты Самарской Губернской Думы (январь-март 2007г.)». Иногда в качестве эмпирической базы может выступать одно издание (или произведение), имеющее исключительную специфику. Кроме того, единичный феномен может быть выбран в качестве эмпирического материала в ряде случаев: например, когда необходимо проиллюстрировать действие какого-либо принципа журналистики, то есть теоретического положения, в практической деятельности журналистов (в тексте), или когда на примере разбора одного произведения демонстрируется методика анализа, выработанная и обоснованная в первой главе курсовой работы. Вот некоторые темы курсовых работ, в которых в качестве эмпирического материала выступает единичный феномен: …. Следует отметить, что и в работах такого рода полезно привлекать дополнительный эмпирический материал, позволяющий в сравнении или на основе аналогии демонстрировать особенности или делать прогнозы. Если же эмпирические данные относятся к разному времени, необходимо обязательно учитывать внешние факторы, влияющие на их качественное наполнение (социальные, экономические, политические и другие). Для сбора эмпирических данных также удобно использовать карточки, на которые в соответствии с задачами, поставленными в работе, заносить нужную информацию. На этапе практического исследования важным является также выбор и использование эмпирических методов, процедур и техники получения представительной совокупности фактов, то есть необходимо решить, к каким феноменологическим (для определения характерности, особенности факта) и/или количественным (социологическим) методам предстоит прибегнуть. Как отмечает Е.П. Прохоров, «при феноменологическом («качественном») анализе в поле внимания попадают индивидуальные свойства конкретных текстов СМИ, программного документа редакции, структуры номера или программы, журналиста в личной и творческой особости… Феноменологический анализ – это своего рода исследование случая, отдельного явления, состояния, поступка… Он требует использования разработанных и применяемых специалистами различных наук методов и методик изучения отдельных явлений, в частности, текстов (литературная, политическая, философская критика, юридический, экономический анализ и т.д.)»[4]. Так, публицистические (журналистские) тексты могут быть рассмотрены со стороны содержания (тема-проблема-идея) и формы (жанр-композиция-язык/стиль). При обращении к личности может применяться биографический метод, социально-мировоззренческий анализ и т.д. Вторая форма сбора информации – это так называемые «количественные методы»: рейтинги, контент-анализ, социологический опрос, тестирование и т.п. Их применение требует строгого соблюдения методики. Своеобразие указанных методов – в изучении более или менее значимой совокупности явлений. К ним прибегают, когда необходим «статистический подход», который «заменяет» индивидуальные особенности явлений. При использовании количественных методов принципиально важно, чтобы выбранная для обработки совокупность была репрезентативной. Для курсового исследования репрезентативными могут быть признаны данные, составляющие 25 % от генеральной совокупности. В методических указаниях к написанию курсовых и дипломных работ по журналистике преподаватель Воронежского ГУ Р.В. Жолудь отмечает: «часто в работах встречаются фразы типа «по результатам опроса 80% из 15 человек отдали предпочтение такой-то телепередаче». Подобный «социологический опрос» свидетельствует только о том, что его автор не владеет указанным методом»[5]. Результаты эмпирических исследований могут быть оформлены графически в виде таблиц, графиков, диаграмм. Это значительно облегчает восприятие данных, делает их более наглядными. Если в работе используется расшифровка видеоматериала, его оформляют в виде текстов и таблиц. Профессор Е.П. Прохоров, описывая процесс получения эмпирической информации в книге «Исследуя журналистику», предупреждает о распространенной ошибке – «эмпирицизме», то есть «увлеченности эмпирической информацией»[6], неумении, нежелании, боязни вести концептуальную обработку эмпирических данных. В курсовых работах данная ошибка приводит к тому, что авторы ограничиваются описанием своих эмпирических наблюдений, пересказывают содержание материалов, и при этом абсолютно воздерживаются от каких либо выводов, либо используют факты не как базу для последующих концептуальных разработок, а как иллюстрации для уже описанных теоретиками явлений. Результатом первичной обработки собранного эмпирического материала должны стать установленные научные факты. При этом, по мнению Е.П. Прохорова, «квалифицировать эмпирические данные как научный факт можно лишь при условии (предположении), что эти данные «событийно» отражают закономерность, то есть обладают характерностью для исследуемого предмета»[7], а это возможно доказать только в случае обнаружения повторяемости данных. Именно установление повторяемости данных дает основание автору курсовой работы квалифицировать факт как характерный (хотя следует помнить, что могут повторяться и нехарактерные) и приступить к его концептуальному осмыслению, то есть к проникновению в сущность. Например,
|