Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Как же любить ребенка.
Violet Oaklander
WINDOWS TO OUR CHILDREN
The Gestalt Journal Press
Вайолет Оклендер
ОКНА В МИР РЕБЕНКА
Руководство по детской психотерапии
Перевод с английского
под редакцией Ф.Б Березина, Е.А. Спиркиной, Е.Д Соколовой
Макет изготовлен при финансовой помощи Акционерного общества «Международное объединение ЭЛЕКС»
Москва
Независимая фирма " Класс" 1997
УДК 615.851 —053.2 ББК 57.33 О 50
Оклендер В.
О50 Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотерапии /Пер. с англ.— М.: Независимая фирма " Класс", 1997.— 336 с. — (Библиотека психологии и психотерапии).
ISBN 5-86375-080-4 (РФ)
Книга основана на многолетнем опыте работы с детьми и подростками. В ней рассматриваются подходы к проникновению во внутренний мир ребенка, типич- ные для детства проблемы и особенности поведения. Подробно описаны техниче- ские приемы, дающие возможность проявиться фантазии ребенка: рисование, по- делки, сочинение рассказов, стихов. Автор исследует сенсорный опыт ребенка, ки- нестетику, сновидения. Рассматривается психотерапевтический процесс в целом и различные психотерапевтические техники. Описываются специфические проблемы поведения: агрессия, страх, аутизм, гиперактивность и отчуждение. Оцениваются взаимоотношения в группе, в семье, взаимодействие со взрослыми. Рассматрива- ются проблемы школы и обучения.
Книга представляет интерес для психологов, психотерапевтов, воспитателей, педагогов, родителей и всех, кто интересуется психологией ребенка и взаимоот- ношениями с детьми.
ISBN 5-86375-080-4 (РФ) © 1988 V Oaklander
© 1997 Независимая фирма " Класс",
издание, оформление © 1997 С.Б.Шерстнева. О.В.Орлова,
перевод на русский язык © 1997 Л.М. Кроль, предисловие © 1997 А.А. Кулаков, обложка
Исключительное право публикации на русском языке принадлежит издательству " Независимая фирма " Класс". Выпуск произведения или его фрагментов без разрешения издательства считается противоправ- ным и преследуется по закону.
Отдельные экземпляры книг серии
можно приобрести, обратившись по адресу:
Москва, а/я 373, " Психология".
КАК ЖЕ ЛЮБИТЬ РЕБЕНКА?
Федерико Феллини говорил, что на свете, вероятно, есть взрос- лые люди, но он их никогда не встречал. Эта книга для тех самых взрослых. Читая ее, начинаешь завидовать детям, — а также тем, кто проводит с ними много времени.
В том, как автор рисует с детьми, лепит, делает скульптуры из гаражного мусора, режет по дереву, разговаривает, чувствуется и ви- дится основательность, легкость, единство тела, рук и головы а, глав- ное — любовь, интерес, привязанность и благодарность к этим ма- леньким волшебным существам — детям. И чуть ли не случайными выглядят их проблемы и обиды: важными, грудными, но снимаемыми со своих " насиженных мест", — как гайки с металлолома, части ап- пликаций и рисунков.
В этой чарующе простой и одновременно энциклопедически подробной книге говорится о детстве счастливом, в котором любят и играют. И кажется, что проблема, с которой обращаются родители, - не более, чем билет в страну Настоящего Детства, и ключи к ней - у автора. Она ими легко и охотно пользуется, отпирая дверь за дверью, иногда превращая в указку для особо непонятливых больших и про- фессиональных гостей.
Следя за автором, невзначай обнаруживаешь, что В. Оклендер была с детьми в детском саду, школе, приюте, семье, своем офисе, госпитале, не говоря уж о таинственных пещерах, необитаемом острове, тропинках в волшебном лесу и у источников с живой и мертвой водой. Обо всем этом написано человеческим, ясным языком, на основе точ- ных и открытых образов из реальной практики.
К сожалению мы, здешние взрослые, слишком хорошо знакомы с другой традицией отношения к ребенку. Когда ребенок - для взрос- лого. И часто хорош или плох настолько, насколько он взрослому удобен. Автор же считает, что к ребенку надо идти, а не его тащить куда-то. В. Оклендер однозначно отвечает на вопрос, " увеличивать ребенка" или " уменьшаться самому". Она вылезает из окна и садится играть рядом. Мы видим уважительный поход на хорошо изученную чужую территорию. Где клады и гномы. И другие племена. Психоте- рапевт приносит цветные мелки — он посланец, а не завоеватель из
мира взрослых, и взрослые — больше не карательный отряд и не мис- сионеры просвещения.
...Мне памятны несколько похожих душераздирающих психо- драм непохожих друг на друга взрослых. Сходство придавала " детсадовская тематика": малые, не отомщенные и не оплаканные на- силия — эмоциональные и физические — повседневные и тем более страшные. До какой степени общество считает допустимым бытовые проявления садизма, глупости, необученное™ тех, кто работает с детьми, — вопрос не праздный для самого общества. От этих не види- мых миру эпизодов детской беззащитности — один шаг до зверства и типологии в будущем. Неграмотно было бы обвинять крикливых вос- питательниц и других " жестких" специалистов по детству - с ними обращались так же. Но развернуть и показать другой подход — куль- турная миссия книги.
О правах ребенка одним из первых всерьез написал Я. Корчак — в своей книге " Как любить ребенка". Сегодня то, что было прозре- нием святого, приходит к нам в виде профессиональной - то есть воспроизводимой — системы взглядов и действий. Будем же надеять- ся, что изложенное в книге В.Оклендер когда-нибудь станет общим местом.
В заключение хочется поблагодарить Ф.Б. Березина, Е.Д. Соко- лову, Е.А. Спиркину, а также Академическую школу профессиональ- ной психологии — " крестных" книги, так много сделавших для ее по- явления и подаривших радость встречи с ней, которую, надеюсь, раз- делят читатели.
|