Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 2. Рисунок и Фантазия ваш мир в красках, формах и линиях






РИСУНОК И ФАНТАЗИЯ Ваш мир в красках, формах и линиях

 

Вэтом случае я прошу детей создать свой собственный мир на
бумаге, используя для этого разные формы, прямые и кривые ли-
нии, цвета, но не изображая ничего реального. Я говорю: «Закройте
глаза и войдите в свое собственное пространство. Всмотритесь в
свой мир. На что он вам кажется похожим? Как бы вы изобразили
свой мир на бумаге, используя для этого только линии (прямые и
кривые) и формы? Подумайте о цвете в вашем мире. Сколько места
займет ваше изображение на бумаге? Где на картинке вы расположи-
те себя?».

Рис 10

 

Тринадцатилетняя Сюзен заняла своим рисунком только
половину листа, оставив вторую половину чистой (рис. 10). Она
использовала пастель разных цветов вперемешку с темными фигу-


___________________Глава 2. Фантазия _________________________29

 

рами. Ее рисунки представляли собой круглые фигуры, от которых
расходились лучи, подобные солнечным; все они соприкасались с
массивными черными и красными треугольниками, нарисованными
кисточкой в центре лучей. Описывая свою картинку, Сюзен сказала,
что сама она находится в центре рисунка, который отражает ее
беспокойство, разочарования, забавные вещи и счастливые чувства.
Ее беспокойство и разочарования были в темных тонах.

Один из детей. Ты можешь рассказать нам о некоторых из твоих
разочарований?

Сюзен. Нет. Может быть, я сейчас и неправа, но я знаю, что они
существуют.

Один из детей. Твои разочарования связаны с кем-нибудь из
нас?

Сюзен. Верно... да (Сюзен затем начала рассказывать о раздраже-
нии, которое у нее вызывает один из мальчиков в группе: всё, что
бы он ни сказал, ее раздражает, хотя она это скрывает; какое-то вре-
мя они — она и мальчик — обсуждали эту проблему и как будто бы
с ней покончили).

Я. Не хочешь ли ты наделить черный и красный треугольники
твоим голосом и поговорить с другими частями рисунка?

Сюзен. Конечно. Я Сюзен и я в центре всего этого. Иногда я
окружена беспокойством и разочарованием и чувствую себя ужасно,
а иногда всё вокруг меня забавно и весело и я чувствую себя хо-
рошо.

Я. Что ты можешь сказать своему беспокойству и своим разоча-
рованиям?

Сюзен. Мне не нравится, когда вы вокруг меня. Я не хочу рас-
сказывать о вас. Я бы хотела, чтобы вас никогда вокруг меня не бы-
ло. Но иногда вы здесь находитесь, и я не могу предотвратить ваше
появление. Но я вовсе не желаю говорить о вас, не хочу этою!

Я. Я знаю, что ты чувствуешь себя ужасно из-за своего беспо-
койства и разочарований.

Сюзен. Со мной все будет в порядке, если только вы не будете
о них сейчас разговаривать.

Я. Рада, что ты рассказала Джимми о своих разочарованиях, свя-
занных с ним. Где они находились на твоем рисунке?

Сюзен. Вот (перечеркивает крест накрест черным карандашом
одну из фигур: теперь одним поводом для беспокойства меньше).

Я. Не хочешь ли ты сейчас стать еще каким-нибудь беспоко-
йством или разочарованием и наделить его голосом?

Сюзен. Нет.


30 В. Оклендер. Окна в мир ребенка__________________

 

Я. Хорошо. Что ты можешь сказать о вещах, которые веселят и
о своих приятных чувствах?

Сюзен. Вы действительно мне нравитесь. Мне нравятся прият-
ные чувства и мне нравятся шутки. (Приятные чувства и шутки бы-
ли новыми переживаниями для Сюзен.)

Я. Вижу, что таких вещей много в твоем мире.

Сюзен. Да! Я привыкла чувствовать себя несчастной. А теперь в
моей жизни действительно много веселого и много приятного.

Я. Не хочешь ли ты побыть некоторыми из счастливых событий
и приятных чувств? (Сюзен охотно рассказывает о некоторых вещах,
которые она делает с наслаждением, и о том, какие чувства в ней
они вызывают.) Есть ли здесь какие-нибудь люди (показывая на ее
картинку) в твоем счастливом мире?

Сюзен. Конечно. Это мой самый лучший друг. А это учительни-
ца, которая мне очень нравится в этом году. А это моя мама, кото-
рая больше не кричит на меня так, как раньше, а это мой отец (отец
Сюзен — алкоголик), который так же, как и я, многое с трудом
переносит, а это моя сестра, которая в действительности не такое уж
отродье (Сюзен подмигнула сестре, которая была в группе) и это вся
группа, и это вы!

Я. Не хочешь ли ты рассказать о белом пространстве на твоем
рисунке (ее картинка занимает только половину листа)?

Сюзен. Это для моей будущей жизни, когда я вырасту. Я не
знаю, что будет, поэтому я ничего не изобразила там.

Я. Здесь очень много комнат, которых хватит для любых вещей.

Сюзен. Правильно!

Это поразительно удачный пример того, как важно не занимать-
ся интерпретациями как таковыми. Глядя на рисунок Сюзен, я мог-
ла сказать себе, заметив, что ее рисунок смещен в одну сторону лис-
та бумаги и что она оставила большое пустое пространство: «Ага,
этот ребенок несвободен и скован. Она испугана и всё таит внутри
или она лишена душевного равновесия». Некоторые из этих утверж-
дений, возможно, верны. Может быть, Сюзен действительно чувст-
вовала себя отгороженной и напряженной, когда изображала свой
мир. Возможно, она чувствовала, что ее мир тесен, сжат и ограничен
определенными рамками. Я не могу быть полностью уверена в этом,
но я знаю, что после того как Сюзен попробовала визуализировать
и нарисовать свой мир, а затем поделиться впечатлениями и
проработать свой рисунок с нами, она оказалась способной взгля-
нуть на белое пространство и допустила возможность, что там
находится то, что произойдет дальше в ее жизни. Я почувствовала,
что ее утверждение, ее голос и выражение лица в тот момент свидет-


_________________Глава 2. Рисунок и фантазия____________________ 31

ельствуют об оптимизме, надежде, открытости и желанию идти
навстречу жизни.

Вот другое соображение по поводу работы с Сюзен. Когда я
снова перечитываю записи, я вижу, что мне, возможно, следовало
бы немного дольше задержаться на «треугольнике» Сюзен, порыться
поглубже в ней самой, ее переживаниях. Возможно, мне следовало
бы сказать: «Стань тем треугольником и опиши себя». Мне хотелось
бы попросить ее: «Побудь каймой треугольника и скажи, что ты
делаешь». Возможно, она рассказала бы о том, как она защищает
себя в своем мире. Я бы хотела попросить ее быть самой сердцеви-
ной себя, центром, который казался мне таким огненным и полным
энергии. Я могла бы использовать углы треугольника. При ретрос-
пективной оценке нечего и говорить, каким ценным этот мир мог
бы быть. Сейчас мне представляется, что чувство собственного Я у
Сюзен можно было бы усилить, если бы я проделала это.

Рис. 11

32 В. Оклендер. Окна в мир ребенка__________________

 

Томми, девяти лет, изобразил серию кривых, нечто, похожее на
холмы, и огромное улыбающееся солнце, выходящее из-за холмов
(рис. 11). Он рассказал нам, что он — это маленькая точка за темным
холмом, у самого его подножия. Некоторые из холмов были раскра-
шены в яркие цвета, а некоторые были темными. Он использовал
кисточку, пастель, простой и цветной карандаши, чтобы достичь
различных оттенков. Он сказал: «Я дорога у подножия холмов и я
хочу взобраться на них. Это сделать нелегко. Некоторые холмы
приятные, а некоторые трудные. Я могу отдохнуть и поиграть на не-
которых холмах. Я стараюсь добраться до вершины, где солнце. Для
этого потребуется много времени». Я попросила его быть солнцем
и поиграть с маленькой точкой.

Томми (в роли солнца). Я вижу, как ты присел отдохнуть. Тебе
нужно проделать длинный путь. И все-таки ты это сделаешь. Я
всегда здесь.

Он же (в роли точки). Я стараюсь. Я чувствую, что, похоже,
предстоит длинный путь. Я вижу тебя там и ты даешь мне тепло. Я
буду стараться.

Сам по себе рисунок уже говорит о многом, что уходит глубоко
во внутренний мир Томми. В процессе работы с рисунком я могла
бы попросить его подробнее рассказать о каждом из его холмов, о
том, как он ощущает себя в качестве маленькой точки за холмом, на
что это похоже — быть солнцем. Меня всегда поражает глубина
чувств и внутреннее содержание, которое выражают дети младшего
возраста. Когда я пишу об этом через 5 лет, я испытываю такой же
трепет, как тогда, когда я впервые слышала слова Томми, отражаю-
щие его внутреннюю мудрость. Три месяца спустя после этого заня-
тия та же самая группа, включая Томми, работала с глиной. Я
объяснила детям, как делать абстрактные фигуры, которые могли бы
быть их миром в настоящее время и определить с помощью символа
свое место в этом мире. Томми вылепил высокую пирамиду с ма-
леньким мячиком, покоящимся на вершине. Он описал свой глиня-
ный мир, свои чувства во время работы с глиной и под конец ска-
зал: «А этот маленький шарик на вершине — это я». Тот час же один
ребенок вспомнил его прежний рисунок и напомнил ему об этом.
С сияющим лицом Томми сказал: «У! Я полагаю, что в конце кон-
цов мне не пришлось слишком долго добираться до вершины!». Это
поразило меня как яркое подтверждение возрастания положительно-
го отношения Томми к его собственному миру. Это ведь был тот же
самый мальчик, который во время описанной выше фантазии с
пещерой изобразил сцену Рождества, чтобы привлечь внимание к
себе.


_________________Глава 2. Рисунок и фантазия____________________ 33

Во время индивидуального занятия с 14-летним Джимом я по-
просила его закрыть глаза и представить себе свой мир в красках,
линиях и формах. Затем я предложила ему нарисовать то, что он
увидел: «Не надо изображать ничего реального, а только подумай,
какие формы тебе лучше использовать, какие линии больше подхо-
дят для твоего мира? Какие цвета: темные или светлые? На что
похож твой мир?». Он нарисовал большой синий ящик с толстыми
разноцветными линиями внутри.

Джим. На моей картине большой ящик с множеством разноцвет-
ных кривых линий. Я не знаю, что это значит. Я просто нарисовал
его.

Я. Отлично. Я хотела бы, чтобы ты был этой темной синей ли-
нией, которая очерчивает края ящика, и поговорил с вещами в
ящике.

Джим. Я большой ящик вокруг тебя и собираюсь держать тебя
там.

Я. Теперь пусть эти линии отвечают, на что они похожи. Что
они говорят ящику?

Джим. О, мы — связка светлых изогнутых линий. Мы счастливы
и можем бегать вокруг, но мы не можем выйти за пределы тебя,
потому что ты не позволяешь.

Я. А что это за жирная линия? Что это может быть в твоей
жизни? Есть ли что-то в твоей жизни, мешающее тебе делать то, что
хочется?

Джим. Да, верно, мои родители не оставляют меня в покое. И
мой отец мне много не позволяет. (Затем Джим начал говорить о не-
которых вещах, которые он хотел бы делать, указывая на область вне
ящика на своей картинке.) Он не дает мне выйти туда, как будто это
что-то ужасное.

Я. Представь себе, что твой отец сидит здесь наверху, и скажи
ему об этом. Он — этот ящик.

Джим. Хорошо. Я, пожалуй, даже рад, что ты не позволяешь мне
выходить за пределы себя. Мне немного жутко (Джим по-прежнему
говорил от лица линий внутри ящика; у него при этом было очень
удивленное выражение лица).

Я. Стань чем-нибудь за пределами ящика и скажи, что ты собой
представляешь.

Джим (рисуя несколько линий в пространстве за пределами
ящика). Я пучок линий снаружи, за пределами темной линии. Джим
считает, что он хочет делать то, что и я, но на самом деле ему
страшно. Я куча вещей, которые дети в школе хотят, чтобы он де-
лал, но его отец не позволит ему этого и это хорошо. Он может при-

 

 

2 Оклендер В.


34 В. Оклендер. Окна в мир ребенка _________________

чинить вред себе или попасть в трудное положение. (Затем Джим
добавил, глядя на меня с удивлением.) Я, пожалуй, доволен, что во-
круг меня есть границы. Мои линии внутри счастливы! Мне нравит-
ся эта граница.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал