Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Каракули






Е. Kramer [25] описывает как использовать технику каракуль в
работе с детьми, которые еще не достигли подросткового возраста.
Я считаю, что каракули — это очень безобидный метод, предназна-
ченный для того, чтобы помочь детям выразить откровенно что-то,
таящееся внутри них. Оригинальная методика заключается в том,
что вначале ребенок должен полностью использовать свое тело, что-
бы выполнить рисунок в воздухе с помощью размашистых ритми-
ческих движений. Затем ребенок с закрытыми глазами рисует эти
движения на большом воображаемом листе бумаги. Мне нравиться
сама идея" ребенок использует огромный воображаемый лист бума-
ги, поставленный перед ним на таком расстоянии, что до него мож-
но достать рукой, и на такой высоте, чтобы до него ребенок мог
дотянуться. Я прошу его представить, что он держит карандаш в
каждой руке и изображает каракули на этой воображаемой бумаге.
Он должен быть уверен, что касается каждого уголка и каждой части
листа бумаги. Это упражнение с участием всего тела, по-видимому,
способствует релаксации, освобождению ребенка с тем, чтобы его
каракули на настоящей бумаге были менее ограниченными.

Затем я прошу ребенка сделать рисунок каракулями на настоя-
щей бумаге, иногда с закрытыми глазами, иногда с открытыми. Сле-
дующий шаг заключается в рассматривании каракуль со всех сторон,
в отыскивании среди них форм, которые что-нибудь напоминают.
Иногда дети представляют себя этими формами, шумят, говорят, что
как будто смотрят на облака. Потом они стирают и дополняют ряд
линий по своему выбору так, чтобы получилась картинка. Иногда


_________________Глава 2. Рисунок и фантазия____________________4 7

дети находят несколько небольших картинок; другие выделяют и до-
полняют большую картину, состоящую из связанных друг с другом
сцен. Дети рассказывают мне истории о своих картинках. Иногда,
когда ребенок может отыскать только одну небольшую картинку, я
предлагаю ему изобразить сцену, в которую будет включена эта
маленькая картинка.

Рис 20

 

Восьмилетняя Мелинда нарисовала большую голову девочки
(рис. 20). Я попросила ее побыть в роли этой девочки и рассказать
о себе. Она продиктовала небольшую историю, которую я записыва-
ла по ходу рассказа. «Я девочка со спутанными волосами и я только
что проснулась. Меня зовут Мелинда. Я чувствую себя как лохматая
собака. Я не выгляжу хорошенькой, а могла бы, если бы мои волосы
привести в порядок. Мои волосы разного цвета. Я ходила в бассейн,
а мои волосы длинные, и я не надевала шапочку, поэтому они стали
разноцветными. Так произошло с моей подругой: у нее волосы стали
зелеными. Я хотела бы иметь длинные волосы и собираюсь их от-
растить. Мне нравятся длинные волосы». Рассказ Мелинды легко
Перешел в ее представление о себе, ощущение того, как она выгля-
дит и какой представляет себя, какой личностью себя ощущает.

48 В. Оклендер. Окна в мир ребенка _________________

Рис 21

Восьмилетняя Синди обнаружила среди своих каракуль много
шляп (рис 21) Вот ее рассказ" «Рассказ о шляпах. У этих шляп мно-
го проблем У одной из них проблема в том, что на ней пуговицы,
у другой, что она полиняла во время стирки и никто не хочет ее
носить. У одной шляпы проблемы в связи с пятнышками на ней, а
у той шляпы с двумя макушками — дыры и заплаты, из-за этого она
никому не нужна. Одна шляпа счастливая: она красивая, фиолетово-
го цвета, и кто-то носит ее. Одна шляпа очень печальная, потому
что она ободранная и никто не хочет ее покупать. Фиолетовая шля-
па—это волшебная шляпа, надев ее, вы не слышите криков. Я ношу
ее». Я с интересом отметила, что все шляпы Синди были мужскими.
Я не упомянула тогда об этом, хотя теперь, когда пишу о Синди, я
поняла, что она могла бы сказать об этом многое. Я попросила ее
представить себе, что на ней ее волшебная фиолетовая шляпа, и
рассказать мне побольше о крике, которого она не слышала.


_________________Глава 2. Рисунок и фантазия____________________49

 

Рис 22

Одиннадцатилетняя Кэрол нарисовала большую утку на воде
(рис. 22). Ее рассказ: «Я маленький утенок. У меня есть крылья, но
я не могу летать Когда я родилась, я была совсем мокрая, но сейчас
У меня выросли перья и я пушистая. Я живу на воде и повсюду
следую за своей мамой, и мы живем вместе с ней в парке, где есть
озеро. Когда сюда приходят люди, они иногда кормят нас хлебными
крошками. У меня есть лапы, а между пальцами — перепонки, с ко-
торыми легче плыть по воде» Я попросила Кэрол сравнить себя с
ее уткой. Она сказала «Я сильно изменилась с тех пор, как роди-
лась, но мне по-прежнему нужна моя мама. Я еще недостаточно
взрослая, чтобы жить самостоятельно». Кэрол была ребенком, кото-
рого надолго предоставляли самой себе

Один восьмилетний мальчик нарисовал каракулями фигурку
Мальчика, сидящего в середине рисунка Изо рта мальчика, как в ко-
миксах, выходил пузырь со словом «Ха», написанным девять раз. Я


50 В. Оклендер. Окна в мир ребенка _________________

попросила его побыть нарисованным мальчиком и рассказать, над
чем он смеется. Он сказал: «Я смеюсь потому, что эти каракули не
позволяют никому из людей добраться до меня. Они как забор
вокруг меня». Легко понять куда мы с ним направились после этого.

 

Рис 23

 

Тринадцатилетний Грег испытывал большие трудности, отыски-
вая картинки в своих каракулях. Сначала он рассматривал одну их
них, поворачивал ее снова и снова и, наконец, сказал, что здесь
вообще нет рисунка. Я ответила: «Хорошо, у нас есть чистый лист
бумаги, попробуй еще раз». Он изобразил каракули и затем, несмот-
ря на тщательное изучение, опять не смог найти картинку. Поэтому
я предложила ему сделать еще один рисунок. В этот раз он отыскал
одно очень маленькое лицо. Потом он пошел дальше, нарисовав
нескольких рыб, одна из которых попалась на крючок, спрута,
пронзенного копьем, и одну рыбку, которая плавала отдельно
(рис.23). Он сказал: «Я фиолетовая и желтая рыбка. Все попались,
а я один плаваю в безопасности». Я попросила его сочинить по его
картинке простой стишок, в котором были бы слова: рыбка; фиоле-
товый, желтый; спокойно плавающий в одиночестве; приходящий
вовремя.


_________________Глава 2. Рисунок и фантазия____________________51

Рис 24

 

Ему очень захотелось сделать другие каракули. Он снова изобра-
зил рыбу (рис. 24). Он сказал: «Огромное чудовище пытается схва-
тить эту рыбку. Друг рыбки, похожий на какое-то животное в фу-
ражке, вытаскивает рыбку снастью, чтобы спасти ее. Я спасенная
рыбка». На вопрос о том, как это связано с его реальной жизнью, он
ответил по поводу первой картинки с рыбкой: «Мне удалось избе-
жать неприятностей», а по поводу второй: «Кажется, мне удалось
спастись, не попасть в трудное положение, но я не знаю, как». У
Грега отмечались симптомы психосоматических нарушений (вклю-
чая ночное недержание мочи), и мне открылась хорошая возмож-
ность разобраться в происхождении симптомов, используемых им
Для собственной защиты. Грег был очень легким в общении и спо-
койным, никогда не обнаруживал признаков гнева и не считал, что
в его жизни что-то неправильно. Он спросил меня, почему он не
смог увидеть никаких картинок в своих первых каракулях, и я вые-

52 В. Оклендер. Окна в мир ребенка _________________

казала предположение, что, возможно, он только теперь позволил
своим глазам освободиться. Он согласился и тотчас же взял свой
самый первый рисунок каракулями и дорисовал руку, хватающуюся
за стену. Он сказал, что это человек, который пытался перебраться
через стену, но у него не было хорошей опоры и были неприятнос-
ти. Потом он посмотрел на меня и сказал: «Может быть, я и пыта-
юсь вступить с чем-то в борьбу?».

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал