Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Чувства. Некоторые дети незнакомы с тем, что представляют собой чувства






Некоторые дети незнакомы с тем, что представляют собой
чувства. Это утверждение может показаться странным, поскольку
дети, без сомнения, испытывают разнообразные чувства. Однако я
считаю, что возможность делиться своими чувствами у детей ограни-
чена. К тому же они имеют склонность рассматривать вещи в черно-
белом цвете. Я нахожу очень полезным знакомить детей с огромным
разнообразием чувств и их нюансов. Существует множество игр и
упражнений, которые также помогают детям постигать их собствен-
ные чувства.

Чтение таких книг, как «Чувства внутри тебя, или Взрослые тоже
плачут» Polland В. К. и С. De Roy [39] — хороший путь для начала
разговора о том, что люди чувствуют. Я полагаю, что первой важной
ступенью в работе с детьми являются беседы о чувствах. Детям
необходимо знать, какие существуют чувства, что чувства есть у
каждого человека, что они могут быть выражены, ими можно де-
литься и обсуждать их. Дети должны также знать, что располагают
выбором способов выражения чувства. Они должны постичь мно-
жества оттенков чувств, чтобы понять свои собственные чувства. Вот
некоторые слова, описывающие чувства, которые были предметом
моих бесед с детьми: счастливый, хороший, гордый, рассерженный,
испуганный, обиженный, расстроенный, разочарованный, опусто-
шенный, оставленный, одинокий, любовь, симпатия, ревность,
зависть, особенный, личный, плохой, радость, восхищенный, боль-
Ной, тревожащийся, обеспокоенный, довольный, спокойный, нерв-
ный, глупый, мрачный, пустой, виноватый, сожалеющий, стыд, отв-
ращение, бодрый, уверенный, сильный, слабый, жалость, сопережи-
вание, понимание, понятый, восхищение, горе, усталый.

Я разговариваю с детьми о взаимосвязи тела и чувств, о том, что
Чувства переживаются посредством ощущений тела и выражаются
При помощи мышц. Наша поза и ритм дыхания отражают то, что мы

 


128 В. Оклендер. Окна в мир ребенка _________________

чувствуем. Мы экспериментируем с детьми, акцентируя различные
жесты и позы, которые могут выражать определенные эмоции. Когда
ребенок, находящийся со мной рядом, ощущает грусть, чем-то
испуган, на что-то зол или испытывает тревогу, я помогаю ему
прислушиваться к своему организму и осознать, как же именно он
выражает свои чувства.

Иногда мы работаем как бы изнутри. «Прислушайся к своему
организму, что ты чувствуешь?». Мы говорим о том, как мы избега-
ем чувств, прячем их от самих себя, затуманиваем, скрываем их.
Однако организм сохраняет эти чувства, не избавляется от них.
Только тогда, когда мы признаём наши чувства и переживаем их, мы
можем отреагировать эти чувства. В противном случае часть нашего
естества постоянно таит в себе чувства, которые мы игнорируем,
позволяя лишь части нас самих полноценно участвовать в жизнен-
ном процессе. Поэтому мы учимся, как прислушиваться к нашим
телам, чтобы добраться до наших чувств.

Более полному осознаванию способствует прекрасная методика,
которая называется «Континуум осознавания». Она представляет
собой игру, во время которой я и ребенок по очереди сообщаем об
осознаваемых элементах внешнего и внутреннего мира. «Я сознаю,
что у тебя голубые глаза (внешний план). Я осознаю, что у меня
бьется сердце (внутренний план). Я вижу свет, струящийся из окна.
У меня сухо во рту. Я замечаю твою улыбку. Я только что осознал,
что у меня вздернуты плечи».

В процессе этой игры становится очевидным, что ничто никогда
не остается неизменным: окружающее постоянно меняется и меня-
ются ощущения в нашем организме.

Я уделяю пристальное внимание телу ребенка, его позе, выраже-
нию его лица и жестам. Иногда я обращаю внимание ребенка на
определенный жест и прошу его этот жест преувеличить, акцентиро-
вать. Ребенок, раскачивавший ногу взад-вперед, усилил это движе-
ние по моей просьбе и осознал, что хотел бы пнуть ногой человека,
о котором он в этот момент говорил. Пиная подушку-«человека»,
ребенок отреагировал свое чувство гнева, которое препятствовало
продвижению, тормозило развитие ребенка.

Ребенок, который, разговаривая со мной, сидит скрючившись,
обнаруживает, когда я прошу его оставаться в этой позе или даже
утрировать ее, что он боится меня и того, что может происходить на
наших занятиях. Как только это становится явным, мы можем
работать с этим ощущением.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал