Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Движения тела






В своей книге Lise Liepmann [27] рассмагривает движения как
один из видов нашего восприятия. «Движения, или кинестетическая
перцепция, являются видом интернализованного тактильного ощу-
щения. Это то, что мы ощущаем, когда действуют наши мышцы,
связки и суставы».

То, как мы стоим и двигаемся, как мы используем тело, как его
ощущаем, то, насколько мы это тело можем совершенствовать, все
это — важный предмет для обсуждения, и было бы самонадеянным
полагать, что с этим можно справиться в нескольких абзацах. Я могу
лишь дать несколько предложений, которые касаются телесных
упражнений, надеясь, что читатель прочтет некоторые книги, специ-
ально посвященные этой проблеме.

Маленьки ребенок использует резервы своего тела полностью.
Понаблюдайте, как ребенок поглощен исследованием своих рук и
Пальчиков, а позднее — насколько его увлекают все вновь обретае-
мые навыки тела: бросание, хватание, переворачивание, падение,
вставание. Понаблюдайте, как ребенок поглощен, когда поднимает
Мелкие предметы большим и указательным пальцами: он обнаружи-
вает отличный моторный контроль. Понаблюдайте ребенка, когда он
Ползет, пытается дотянуться, вытягивается, крутится, поворачивается
И потом, когда он уже способен сам подниматься, ходить, бегать и


132 В. Оклендер. Окна в мир ребенка _________________

прыгать. Кажется, что запас энергии у ребенка неисчерпаем, и он
полностью отдается любой двигательной активности. Иногда он
испытывает трудности, но вес равно не сдается. Он пробует вновь
и вновь, тренируясь до тех пор, пока, к своему удовольствию, не
достигает успеха.

Однако наступает момент в детстве, когда что-нибудь начинает
мешать этому процессу. Это что-нибудь может оказаться болезнью,
стремлением родителей к гиперопеке или ситуацией растерянности
(когда ребенок рыдает, а родители не знают, что предпринять),
завуалированным или открытым неодобрением, критикой каких-
либо проявлений неуклюжести или неловкости. Многое ограничива-
ет физическую активность ребенка. Школьные правила заставляют
ребенка сдерживать себя, и он стремится к поведению, которого от
него ожидают окружающие. Ребенок начинает напрягать свои мыш-
цы, чтобы сдерживать слезы или гнев. Его мышцы напрягаются от
испуга. Девочка сутулится и вжимает голову в плечи, защищаясь от
приставаний или скрывая свое развивающееся тело.

Когда ребенок лишается первоначальной органической связи со
своим телом, он в какой-то мере теряет ощущение своего Я, так же
как и значительную часть своих физических и эмоциональных сил.
Мы должны находить способы помочь ребенку снова обрести по-
лноценное ощущение своего тела, знание его и умение его исполь-
зовать.

Дыхание составляет важный аспект осознавания своего тела.
Обратите внимание, что когда вы испуганы или испытываете трево-
гу, дыхание становится более частым и поверхностным. В результате
мы теряем значительную часть резервных сил нашего организма. Это
обусловливает ценность дыхательных упражнений. Во время таких
упражнений мы сравниваем поверхностное и глубокое дыхание. Мы
учимся ощущать влияние глубокого дыхания на различные органы
нашего тела. Мы беседуем о разнице наших ощущений от глубокого
дыхания, говорим о том, какое действие представляем себе, когда
сдерживаем дыхание. Мы говорим, что когда мы затаиваем дыхание,
нам кажется, что это служит защитой, щитом. Но в действительнос-
ти мы еще более беззащитны, когда так поступаем. Мы исследуем
разницу между тем, что способны делать, когда сдерживаем дыха-
ние, и тем неизмеримо большим, что мы можем сделать, когда
дышим полной грудью.

Многие молодые люди, с которыми я работала, использовали
глубокое дыхание во время экзаменов и сообщали о хороших резуль-
татах таких экспериментов. Один семнадцатилетний юноша страдал
от тяжелого экзаменационного стресса. Он знал материал, но всякий
раз получал плохие оценки из-за того, что ему мешали страх и
тревога. Он рассказывал мне, что в голове у него «становилось


_______________________ Глава 6 Сенсорный опыт _____ __________ 133

пусто» и возникала такая дрожь, что он едва мог удержать ручку, а
сердце билось так сильно, что он был близок к обмороку. Помимо
разбора его ощущения неуверенности, его ожиданий, мы беседовали
о дыхании. Юноша нуждался в средствах, которые могли бы ему
помочь немедленно. Как только он начал понимать, как работает его
организм и как он мешал сам себе, сдерживая дыхание, он стал
тренироваться, обращая внимание на свое дыхание в моменты
тревоги. Используя ряд упражнений на сосредоточение, которые он
освоил на наших занятиях, он приобретал навык глубокого дыхания.
Его самообладание во время экзаменов значительно улучшилось.

Дети страдают от тревоги всегда, когда им приходится оказы-
ваться в новой ситуации: при переезде на новое место жительства,
смене преподавателя, вхождении в новую группу и т. д. Некоторые
дети, которых я видела, отказывались от новых ситуаций или де-
йствий из-за сильной тревоги.

Между потреблением кислорода, активацией и тревогой имеется
тесная связь. Чем больше человек возбужден, тем больше кислорода
требуется для поддержания этого возбуждения. Когда мы вдыхаем
недостаточно воздуха, мы чувствуем тревогу вместо приятного
чувства возбуждения. Предвкушение и визуализация новых ситуаций
зачастую рождают тревогу. Глубокое дыхание помогает устранить
тревогу, обрести силу и уверенность, в которых мы нуждаемся в
такие моменты жизни.

Гиперактивные дети не владеют своим телом, хотя и способны
производить множество произвольных телодвижений. Упражнения,
направленные на формирование контроля над телом, необходимы
и приносят им удовольствие. Группа таких детей одиннадцатилетне-
го возраста изобрела игру, в которую все дети стремились играть
снова и снова. В моем очень маленьком кабинете восемь детей и
двое взрослых вставали в круг на маленьком пространстве, внутри
которого мы помещали несколько больших подушек. Каждый ребе-
нок по очереди входил в круг и делал какой-нибудь трюк. В основ-
ном трюк заключался в падении на подушки каким-либо определен-
ным образом. Поскольку пространство было ограничено, падение
надо было строго контролировать. Некоторые падали назад, другие
вперед, в сторону и т. п. Детям очень нравилось это делать, и, играя
в эту игру подолгу, они терпеливо дожидались своей очереди и с
энтузиазмом приветствовали каждого, кто изобретал новый способ
Падения. Думая об этом упражнении, я старалась понять, отчего же
оно так нравится детям. (Иногда я обнаруживаю, что мысленно, как,
вероятно, и многие из вас, я задаю себе вопрос: «И это называется
Психотерапией?») Наконец я осознала, что эти дети, которых в
Школах расценивали как гиперактивных, получали удовольствие от
Контролирования своего тела.


134 В. Оклендер. Окна в мир ребенка _________________

Такое же удовольствие дети получают, играя в моем кабинете
стручками фасоли, мячиками, мраморными шариками и т. п. Чтобы
помочь детям ощущать движение мышц и контролировать его,
можно придумать множество игр. Один ребенок испытывал большое
удовольствие, отбивая битой мячик в мою сторону.

Прекрасным пособием по физическим упражнениям может
служить книга Е. Nelson [35]. Движения тела теснейшим образом
связаны со всеми видами драматического искусства, поскольку
хорошая импровизация предусматривает высокий уровень владения
и управления своим телом. Много полезных идей можно почерпнуть
из книг, посвященных драматическому искусству, и, обсуждая
драматическое искусство, нельзя не коснуться движений тела.

В настоящее время не подлежит сомнению взаимосвязь двига-
тельных способностей и обучаемости. Для детей с неспособностью
к обучению характерно и запоздалое развитие моторики. Они выгля-
дят неуклюжими и неловкими и иногда испытывают трудности,
когда учатся зашнуровывать обувь, прыгать, ездить на велосипеде.
Возникающие в результате фрустрация и ощущение беспомощности
усугубляет проблему, побуждая ребенка отказываться как раз от тех
видов активности, в которых он хотел бы участвовать, что еще
больше усиливает чувство отчуждения от самого себя.

Недавно я проводила беседу с группой преподавателей, воспита-
телей и психологов старших классов школ о том, что они могут
сделать для повышения самооценки своих учеников. Я говорила о
необходимости признать право детей выражать свои чувства. Я
говорила также о том, что чувства детей и события их жизни во
многом зависят от того, что они узнают в школе. Я нахожу, что
многие школы становятся все более механистическими и менее
гуманистическими и это оказывает отрицательное влияние на детей
и учебный процесс. Я считаю, что преподавателям необходимо
уделять время человеческому общению со своими учениками, а
руководству школ следует разрешить использовать для этого часть
учебного времени и это будет способствовать усвоению знаний.

Физическое воспитание в школах я обсуждала особо. Больши-
нство учащихся старших классов, с которыми я работала, любят
уроки физической культуры. Некоторые виды спорта могут им
нравиться, но и они теряют привлекательность, если ребенок не
достигает в спорте хороших результатов, что достойно сожаления.
Преподаватели физкультуры имеют дело с движениями и осознава-
нием тела, а это представляет собой важный аспект осознавания
чувств. В отличие от преподавателей математики или естественных
наук, учитель физкультуры в состоянии помочь ребенку отреагиро-
вать его чувства, которые могут блокировать внимание во время
занятий и при этом красть время из школьного расписания.


_______________________ Глава 6 Сенсорный опыт _____ __________ 135

Реакция преподавателей физкультуры меня растрогала. Они
говорили о надеждах, которые возлагались на них, и расписании,
которым они связаны. У них попросту не хватает времени для того,
чтобы уделять внимание индивидуальным потребностям учеников,
вносить радость и чувство самосознавания в занятия физкультурой.
Они покорялись своей участи, и в воздухе висела безнадежность,
пока они об этом рассказывали. Другие преподаватели выражали
свою потребность в том, чтобы с ними обращались как с людьми,
чтобы им была дана возможность выражать свои чувства!

Я только что ознакомилась с книгой George Leonard [26]. Книга
предлагает новый подход к физической культуре, спорту и спортив-
ным играм — подход, предусматривающий участие каждого, радость
игры, ощущение плавности движения и энергии тела, а также чу-
вство сотрудничества и гармоничного взаимодействия. Я рассказала
об этой книге учителям, надеясь, что им удастся внести кое-какие
изменения в программы физического воспитания. Несмотря на то,
что эти идея явно заинтересовали преподавателей, они без оптимиз-
ма отнеслись к возможности внедрения подобных идей в практику.

То, как мы играем в игры, во многом говорит о том, каковы мы
в жизни. Чем больше мы узнаем о том, каковы мы в жизни, тем
шире выбор новых путей, если нынешний способ существования нас
не удовлетворяет. Для выявления игровой, а следовательно, и жиз-
ненной позиции я использую такую игру. Два человека стоят лицом
друг к другу на расстоянии немного меньше вытянутой руки, ноги
расставлены примерно на фут4. Цель игры заключается в том, чтобы
партнер потерял равновесие (он проигрывает, если приподнимает
или сдвигает ногу), причем разрешается только касаться своими
ладонями ладоней партнера. Ладони должны быть открытыми, и
каждый из партнеров может использовать толчки одной или обеими
руками, наклоны, повороты до тех пор, пока обе ступни остаются
неподвижными. Игру интересно проводить с участием различных
партнеров одного или разного пола и возраста ит. д. По окончании
игры мы делимся впечатлениями об использованной стратегии и
чувствах, которые мы испытываем по отношению к разным партне-
рам.

То, как мы управляем нашим телом, тесно связано с нашей
способностью к самоутверждению, выраженностью ощущения
Доминантности и независимости. Такая корреляция становится
очевидной в процессе упражнения, в котором используется поэзия
хайку. Несколько лет назад, когда я посещала семинар по мимичес-
кому творчеству, это упражнение позволило узнать о самой себе так

 

 
 


4 Чуть больше 30 см Прим ред


136 В. Оклендер. Окна в мир ребенка _________________

много, что с тех пор я применяю его в своей работе. Первая строка
хайку произносится вслух, и человек, делающий это упражнение,
стремится при помощи какого-либо движения выразить слова,
которые он услышал. Затем читается следующая строка и делается
новое движение и т. д. Например:

Тает мягкий снег (тело медленно оседает на землю).

Далеко в дымке гор (одна рука простирается в широком размахе,
другая в то же время совершает волнообразные движения, голова
опускается к коленям, затем корпус поднимается, руки вытягивают-
ся).

Карканье вороны (поза летящей птицы).

Поначалу движения могут быть вычурными, неестественными,
но с приобретением опыта они становятся плавными, широкими,
более непринужденными и разнообразными.

Детям нравится двигаться под музыку. В работе с ними я ис-
пользую барабанный бой, поминутно меняя его ритм. При этом
прошу их ходить собравшись или расслабившись, или так, как будто
они пробираются через высокую траву или поток грязи, толщу воды,
или как если они идут по гальке, или наступают на слишком горя-
чую мостовую и т. д. Иногда мы движемся так, как будто мы различ-
ные животные, или один из детей движется, как какое-нибудь
животное, а остальные должны догадаться, что это за животное. Или
мы пытаемся ощутить, как поворачивается, скручивается, извивается
червяк, как ползет змея, и при этом вращаемся и совершаем другие
необычные движения. Часто я использую движения с закрытыми
глазами. Иногда я прошу детей утрировать или подчеркнуть какие-
либо жесты и движения и поделиться впечатлениями о том, что
напоминает им какое-либо движение и что они ощущают, проделы-
вая его.

Я уже упоминала о значении каракуль как упражнения, которое
помогает детям свободнее выражать себя в творчестве. Специалист
по двигательной психотерапии, которая занималась с моим классом,
отмечала, что после рисования каракуль дети обретают большую
свободу движений.

Все эмоции имеют физическое отражение. Испытываем ли мы
страх, гнев или радость, наши мышцы реагируют на это. Часто мы
при этом скованны и сдерживаем естественное выражение чувств.
Даже если мы возбуждены или счастливы, мы не склонны допускать
такие полностью естественные проявления эмоций, как крик, бег,
танец.

Дети не только осознают значение своих мышечных движений,
когда их просят двигаться так, чтобы выразить свои эмоции (напри-
мер, гнев), но и открывают пути выражения эмоций вовне, а не


_______________________ Глава 6 Сенсорный опыт _____ __________ 137

затаивания их внутри себя. Лучший метод для этого — сочинение
какого-либо рассказа, в котором ребенок испытывает сильное чу-
вство (например, гнев) с последующим отражением этого чувства в
движениях. «Будьте этим ребенком и двигайтесь по комнате, выра-
жая свой гнев. Придумайте.. злобный'т-анец».

Esther Nelson [36] предлагает следующую интересную игру.

«Развяжите наполненный воздухом воздушный шар и, придер-
живая отверстие рукой, подбросьте его в воздух и посмотрите, что
произойдет. Он исполняет дикий танец, проваливаясь, вертясь,
поворачиваясь и выстреливая до тех пор, пока из него не выйдет
воздух. Поэкспериментируйте с несколькими шарами и понаблюдай-
те за ними. Все они двигаются по-разному. Попросите детей описать
движение шаров словами. Поговорите о форме и направлении
движений и постарайтесь вместе с детьми отыскать яркие определе-
ния: атакующий, виляющий, пришпоренный, жужжащий, трескучий.

Затем, когда дети уже активно включились в игру, попросите их
быть шариками, из которых выходит воздух. Напомните детям-
«шарикам», что каждая часть их тела должна находиться в движении,
ни одна из них не должна быть неподвижной. Все время используй-
те те описания движений, которые дети сочинили. Они помогут
сохранить свежесть и живость движений».

Игра в статуи всегда привлекает детей. В этой игре один игрок
раскачивает другого, затем отпускает его и тот «окаменевает» в
какой-то позе. Затем мы отгадываем, кто он такой. Другой вариант
этой игры — дети двигаются под барабан или музыку и в момент
прекращения музыки застывают в определенной позе.

В упражнении, которым я много раз пользовалась, я прошу
детей закрыть глаза и вспомнить время, когда они чувствовали себя
наиболее жизнерадостными. Я побуждаю их вновь пережить это
время в воображении, запомнить свои ощущения, то, чем они
занимались, и как чувствовало себя их тело. Я просила детей вста-
вать и двигаться таким образом, чтобы выразить те чувства, которые
они тогда испытывали. Это упражнение особенно эффективно для
подростков, которые нуждаются в возвращении утраченного чувства
полноты жизни.

Иногда после рисования я предлагала детям принять позу или
Проделать движения, которые воплощали бы нарисованное. В ре-
зультате сильные и слабые стороны их натуры, то, что спрятано
глубоко в душе, находит выход в двигательной экспрессии; девушка,
Например, растянулась на полу, чтобы выразить свою слабость, и се
Поза отражала чувства. Движение может быть важным средством
Продолжения самовыражения после занятий лепкой, скульптурой,
Изготовлением коллажей и т. д.

 

138 В. Оклендер. Окна в мир ребенка _________________

Gloria Castillo [14] описывает множество видов упражнений с
использованием простынь. Двуспальная простыня может применять-
ся в самых различных целях. Простыня превращается для ребенка
в особое, безраздельно принадлежащее ему пространство, в котором
он может лежать и которым можно защититься. В простыню можно
заворачиваться. С ней можно фантазировать или танцевать. Когда
ребенок лежит на своей собственной простыне или под ней, в мир
контролируемых фантазий он проникает быстро и легко. Вот одно
из рекомендуемых упражнений.

«Сядьте в кружок, касаясь друг друга.

Набросьте на голову простыню.

Теперь постарайтесь подумать о том, как вы себя чувствуете,
когда никому не нужны.

Вы знаете, что сидите в кружке. Если вам захочется, вы можете
выйти из него, двигаясь очень медленно.

Найдите место, где вам захочется остановиться.

Вы совсем одни. Рядом никого нет. Только вы, простыня и пол
Побудьте некоторое время в одиночестве (на это следует выделить
примерно три минуты).

А теперь лягте на пол, накрывшись простыней.

Завернитесь в свою простыню как можно плотнее. Будьте непод-
вижны. Ощущайте простыню вокруг себя.

Теперь перекатывайтесь по полу. Если вы наткнетесь на кого-
нибудь и вам захочется по-прежнему побыть в одиночестве, откати-
тесь в сторону. Если же вам хочется побыть с кем-то рядом, оста-
вайтесь с тем, кого вы коснулись.

Возвратитесь в кружок.

Обсудите, что произошло. Как вы себя чувствуете в одиночестве?

Напоминает ли вам это о том времени, когда вы действительно
были одиноки?

Что вы чувствовали, когда ощущали прикосновение к себе
других после того, как вы были в одиночестве?».

На семинаре по движению, который я посещала, руководитель
бросал в середину нашего кружка груду больших кусков ткани
разного цвета. Я приметила прелестную фиалковую ткань (к этому
цвету я неравнодушна лишь несколько последних лет, так как
научилась любить свое имя5), но предпочла подождать, пока не
прекратилась суета вокруг тканей, возникшая в первые моменты
Фиалковая ткань досталась мне, и я вытащила ее из уменьшившейся
груды. Выполняя упражнения, мы обертывали ткань вокруг себя или
ложились на нее, завертывались в нее, или крутили ее в танце. Нам

 
 


5 Violet —фиалка (англ)


_______________________ Глава 6 Сенсорный опыт _____ __________ 139

было предложено превратиться в разных персонажей, двигаясь под
разные мелодии, а затем танцевать свой собственный танец под
свою собственную внутреннюю музыку. Когда я посмотрела вокруг,
я увидела, что каждый был захвачен своей драмой, как и я сама. В
конце концов я легла, завернувшись в свою ткань и переживая свои
ощущения, эмоции, воспоминания, ощущая свое тело — казалось,
что всё это завернуто в мою ткань. Затем мы описывали этот опыт
в произвольной форме, которую захотели выбрать. Группа делилась
некоторыми впечатлениями о движении, о том, что представляли
собой цвета тканей, об ощущениях, появлявшихся во время движе-
ния. Я прочла стихотворение, которое сочинила:

Я хочу фиалковую ткань,
Но не спешу ее взять.

И она лежит, ожидая меня,

И я беру ее наконец,

И чувствую себя торжествующей.

Я хочу завернуться в нее,

В ней — все мои чувства:

Радость, горе, печаль, веселье,

А больше всего

Меня самой.

Я чувствую близость к маме, давшей мне имя,

Я чувствую близость к детству, которое мое имя

пережило.

Я чувствую близость к маленькой девочке,

страдавшей от боли.

Я чувствую близость к маленькой девочке, которая

смеялась и радовалась

Я чувствую близость ко всей себе теперь.



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.017 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал