Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Самоуважение; Я-концепция, Я-образ
Меня всегда немного смущают определения самооценки, пред- ставления о себе, собственный образ. Оценка касается того, как высоко мы оцениваем что-либо; представление — это мысль, поня- тие, то, что мы считаем. Образ — это репрезентация чего-либо, но не реально существующая вещь. Определения в литературе, относящей- ся к детям, неопределенны и расплывчаты, а индивидуальные Интерпретации различны. Многие авторы, не определяя, что означа-
290 В. Оклендер. Окна в мир ребенка _________________
ет «представление о себе», с готовностью обсуждают проявления отрицательного представления о собственной личности и необходим мости уточнения представления ребенка о себе.
Ребенок не рождается с отрицательными представлениями о се- бе. Все дети считают себя замечательными. То, каким образом ребе- нок будет оценивать себя спустя какое-то время в значительной сте- пени определяется «посланиями» —сигналами, которые он получает от своих родителей. Но в конечном счете ребенок сам переводит для себя эти послания. Ребенок будет отбирать для себя из своего внеш- него окружения всё, что будет подкреплять родительские послания.
Haim Ginott [15] говорит, что если ребенок придерживается мнения о себе как о глупом или безобразном, мы не можем что-то ему сказать или что-то сделать, чтобы сразу же изменить для него его образ. «Человек с устоявшимися представлениями о себе оказы- вает сопротивление при открытых попытках их изменить. Как сказал один ребенок своему отцу: «Я понимаю, что ты желаешь мне добра, папа, но я не настолько глуп, чтобы поверить, что я такой уж блес- тящий». Ginott предостерегает родителей, чтобы они не смешивали два понятия: общей похвалы и описательной похвалы. Если родите- ли говорят: «Спасибо тебе, что ты помыл машину. Мне нравится, как она теперь выглядит», ребенок переведет это послание себе таким примерно образом: «Я способен хорошо сделать дело, когда мою машины». Если же родители говорят: «Что за чудесный ребе- нок! Лучше тебя никто в целом мире не вымоет машину!», ребенок может перевести это следующим образом: «Я знаю, что я совсем уж не так великолепен, поэтому, должно быть, меня дурачат».
Не всегда просто обнаружить источник заниженной самооценки у ребенка. Иногда послания, которые он получает, очень неопреде- ленны и зыбки. Иногда ребенок украшает их, привнося в них соб- ственные фантазии. Иногда они возникают или усиливаются в результате ситуаций или событий, которые родители не контролиру- ют или о которых они не знают. И, кроме этого, отсутствие в нашем обществе уважения к ребенку как самостоятельному человеческому существу способствует снижению у ребенка чувства собственной ценности.
У большинства детей, с которыми я сталкиваюсь как психо- терапевт или работаю в классе для детей с эмоциональными рас- стройствами, отмечается низкая самооценка. Это не является для меня неожиданностью, поскольку то, каким образом мы восприни- маем и оцениваем самих себя, в значительной степени определяет и то, как мы ведем себя, преодолеваем трудности, как управляем собой.
__________________ Глава 10. Проблемы поведения ________________ 291
Дети могут даже не осознавать, что их чувства по отношению к самим себе не так уж благоприятны, хотя и понимают: что-то не в порядке. Низкая самооценка может проявляться множеством разно- образных способов: хныканьем, потребностью во что бы то ни стало добиваться своего, обязательно побеждать в играх, хвастовством, стремлением раздавать сладости, деньги или игрушки, различными способами привлечь к себе внимание (например, кривляньем, глупыми выходками, передразниванием), антисоциальным поведени- ем, постоянной потребностью критиковать себя, отгороженностью или застенчивостью, склонностью перекладывать вину на других, извинениями перед всеми, опасениями по отношению ко всему, недоверчивостью, жадностью, оборонительным поведением, перее- данием, сверхугодливостью, ощущением неспособности сделать выбор и принимать решения, неспособностью сказать «нет». Этот перечень включает почти все типы поведения, которые могут при- вести к направлению ребенка на психотерапию. Поскольку в нашем обществе ценятся быстрые и ловкие дети, неловкие и неуклюжие часто имеют низкую самооценку. Общество вообще может быть источником снижения ощущения собственной ценности. Те, кто пользуется в обществе большим уважением с точки зрения культу- ры — люди худощавые, привлекательные, богатые, белые — могут чувствовать себя не лучше, чем полные, менее привлекательные, более бедные и относящиеся к национальным и расовым меньши- нствам, но самооценка людей, которые считают себя принадлежа- щим к последним категориям, может снижаться под влиянием ценностей, принятых обществом.
В процессе терапии я имею возможность вернуть ребенку ощущение своего Я, избавить его от обыдненного представления о себе, которое возникает как следствие утраты этого ощущения. У меня есть шанс дать ребенку почувствовать свои собственные потенциальные возможности, почувствовать себя как дома в окружа- ющем мире. Я могу помочь ему преодолеть отрицательные послания и трансформировать их в положительные. Вернув себе ощущение своего Я, ребенок затем может полностью включиться в процесс исследования и открытий в своем мире.
Вот некоторые из основных рекомендаций для родителей, чтобы стимулировать развитие у ребенка чувства собственного Я.
• Слушать, признавать и принимать чувства ребенка.
• Относиться к нему с уважением. Принимать его таким, какой он есть.
• Использовать поощрения применительно к ситуации.
• Быть честным с ребенком.
202 В. Оклендер. Окна в мир ребенка _________________
• Использовать обращения, начинающиеся словом «я», предпо- чтительнее, чем начинающиеся словом «ты». «Я сойду с ума от гро- хота твоего проигрывателя» лучше, чем «Ты так шумишь!»
• Делать только конкретные замечания; не использовать выра- жения типа «Ты всегда...» или «Ты никогда...».
• Предоставить ребенку возможность брать на себя ответствен- ность, быть независимым и иметь свободу выбора. Хотя ребенок и нуждается в последовательности, правилах и контроле, ему еще более необходимо жизненное пространство, в котором он может научиться управлять своей собственной жизнью.
• Следует привлекать ребенка к решению проблем и принятию решений, касающихся его собственной жизни, уважать его чувства, потребности, желания, предложения, разумные решения.
• Предоставлять ребенку возможность экспериментировать, удовлетворять свои интересы, проявлять или не проявлять свои творческие способности.
• Помнить о принципе неповторимости: ребенок прекрасен и изумителен в своей неповторимости, даже если его уникальность сильно отличается от вашей.
• Быть для ребенка хорошим примером: быть о себе достаточно высокою мнения, действовать, исходя из своих интересов.
• Реализовать подход: ценить самого себя — это хорошо. Пре- красно испытывать чувство удовлетворения от своих достижений. Хорошо находить что-либо приятное для себя.
• Избегать назидательности, многочисленных «Ты должен бы...» и ненужных советов.
• Принимать ребенка всерьез. Считаться с его суждениями: ре- бенок сам знает, когда он голоден, а когда нет.
Если ребенок выражает негативное самоощущение, родители или психотерапевт должны проявлять осторожность и не вступать с ним в прямое противоречие. Например, если ребенок говорит: «Я так уродлив!», возможный ответ: «О нет! Ты так хорош собой!» способен только усилить его отрицательное самоощущение, а не уменьшить его, поскольку содержит послание: «Ты ошибаешься, думая, что уродлив». Изменение должно произойти во внутреннем мире ребен- ка, и этого можно достичь только через признание и принятие его негативных чувств.
В том случае, если негативные чувства открыто выражаются, они могут быть исследованы полностью. Если ребенок говорит о том, какой он негодный игрок в мяч, я прошу его рассказать подробнее о том, в чем именно проявляется его плохая игра. Обычно в этом случае в каком-то месте своего рассказа ребенок делает паузу и
__________________ Глава 10. Проблемы поведения ________________ 293
говорит: «Пожалуй, я на самом деле не такой уж плохой» или «Лад- но, я не слишком хорошо играю в мяч, но зато я неплохо плаваю. Это хороший пример, иллюстрирующий «Парадоксальную теорию изменений» Arnold Bejsser. Он пишет." «Изменения наступают тогда, когда человек приходит к тому, каков он есть, а не тогда, когда он пытается быть не тем, кем является. Изменения не происходят, если сам субъект или кто-то другой пытается вынуждать его к изме- нениям, но они наступают, если время и усилия прилагаются там, где человек находится, будучи полностью включенным в текущую ситуацию. Отвергая роль изменяющего агента, мы открываем путь к значительным и упорядоченным изменениям».
Одна семилетняя девочка, которую я наблюдала, постоянно го- ворила о своей популярности среди детей, о том, какая она хоро- шенькая, как она умеет что-нибудь лучше других и т. п., и т. д. Од- нажды я начала рассказывать ей историю, которая начиналась так: «Жила-была маленькая девочка, у которой ничего не получалось хорошо». Она прервала мой рассказ, чтобы узнать имя девочки. Я ответила, что точно не знаю, и попросила ее придумать для нее имя. Она задумалась на минуту, а потом показала на себя, живо кивая го- ловой и горько скривив рот. «Это ты?». Она много раз кивнула, уголки ее рта опустились. Это было началом работы с ее реальным самоощущением и начало изменений. Маленькие дети часто гово- рят: «У меня ничего не получается», выражая негативную само- оценку.
Дети с низкой самооценкой нуждаются во многих формах актив- ности, включая приобретение опыта анализа сходства и различия между ними и другими объектами, между животными и людьми, между фруктами и овощами. За счет осознания значимости разли- чий они могут начать по-другому оценивать себя, а также видеть других в новом свете, лучше сближаться с ними.
Осознавание своего тела — основное условие для ясного ощуще- ния своего Я. Релаксационные и дыхательные упражнения, так же к, ак и движения тела, весьма полезны. Образ тела — важный аспект самопризнания. Большинство детей с отрицательной Я-концепцией не испытывают ощущения близости со своим телом, когда что- нибудь делают. Им и вообще не нравится, как они выглядят (или то, что они думают о том, как выглядят). В этой связи я провожу специальные упражнения, включая занятия с автопортретом, наблю- дения за собой в зеркале, разговор со своим изображением в зерка- ле, рассматривание старых фотографий, новых фотографий (которые я делаю сама), очерчивания контуров тела на большом листе бумаги, путешествие в фантазиях внутрь своего тела и т. п. Иногда я рисую
294 В. Оклендер. Окна в мир ребенка _________________
ребенка на большом листе бумаги и мы обсуждаем каждую черту, каждую деталь одежды, каждую часть тела, пока я их рисую. 5 Маленькие дети обычно получают удовольствие при применении' этой техники.
Для того, чтобы помочь ребенку испытывать по отношению к самому себе более положительные чувства, мы должны вернуть его самому себе. Первый и самый существенный шаг на этом пути — это принять чувства, которые он сейчас испытывает: его опустошен- ность, отчаяние, чувство никчемности, непригодности. Если ребенок принимает эти чувства, он может прийти к новому осознаванию своих чувств, своего тела и своих возможностей. Он может позна- вать себя и свою неповторимость сам, изнутри, вместо того чтобы судить о себе на основе чужих высказываний, и испытывать чувство удовлетворенности собой: «Это хорошо —быть тем, кто ты есть».
|