Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Личные замечания






 

Эта книга, пока я ее писала, значительно изменилась и расши~
рилась. Я обнаружила, что открываю для себя новые идеи. Я поняла,
что некоторые вопросы мне хочется осветить шире и лучше объяс-
нить, но я чувствовала, что мне нужна обратная связь, чтобы сделать
это. Мне хотелось узнать, что трогает вас, что утомляет, что удивля-
ет, с чем вы согласны и с чем нет. Я часто сознавала, как трудно,
писать для молчащей и невидимой аудитории. Я хотела установить
контакт с вами.

Я знаю, что о каких-то вопросах написала много, а о других—
недостаточно. Если я сумела привлечь ваше внимание к чему-то и.
заинтересовать вас, я надеюсь, что вы напишите мне и расскажете
об этом. Каждый раз, когда я выступала как преподаватель, я узна-
вала что-нибудь новое о своей работе и о себе самой. Я хотела бы
благодаря вашим откликам и замечаниям получить такой же эффект
от этой книги.

Я писала очень простую, легко читаемую, практически полезную
книгу и не собиралась добавлять еще одно эзотерическое руководст-
во к тем, что уже стоят на библиотечных полках. Я постоянно напо-
минала себе, что хочу написать книгу о том, что я делаю, как делаю,
что я думаю о работе с детьми, а не книгу, рассчитанную на то,
чтобы просто произвести впечатление. Я хотела поделиться своими
впечатлениями с теми, кто нуждается в таком руководстве по работе
с детьми. Я знаю, что многие люди, которые работают с детьми,
преодолевают трудности, затрачивают большие усилия и нуждаются
в подтверждении правильности того, что они делают. Другие просто
нуждаются в некоторых идеях, способствующих эффективной работе
с детьми. Я надеюсь, что эта книга будет полезной.

Я хочу коснуться того, как развивались мои представления о де-
тях и работе с детьми. Я прочитала множество книг о развитии детей
и о том, что представляют собой дети. Но когда я работаю с детьми,
я привношу в свою работу и мои отношения с ними нечто большее,
чем почерпнутые из книг знания. Я упорно пытаюсь понять, что
представляет собой это «нечто», поскольку уверена: это что-то важ-
ное и включающее такую большую часть меня самой, что я больше
«не думаю» об этом. Когда я нахожусь с ребенком, будь ему четыре


__________________ Глава 12.Личные замечания ________________ 329

года или четырнадцать лет, я понимаю, что могу соответствовать его
настроению, находить верный тон и в то же время оставаться самой
собой. Я не воспринимаю ребенка как чужака. Я не могу предполо-
жить, что узнаю о нем все, но между нами устанавливается взаимо-
понимание и ребенок это чувствует.

Я ясно помню, что значит быть ребенком. Я говорю не о много-
численных воспоминаниях о конкретных эпизодах и событиях, а о
воспоминаниях о самом бытии. Я хорошо помню, что у меня были
глубоко затаенные чувства и представления, о которых я никогда
никому не рассказывала. Я знала многое. Я интересовалась жизнью.
Я философствовала. Но никто по-настоящему не знал меня с этой
стороны. Я думала о смерти и испытывала трепет от того, что жизнь
существовала до моего рождения. Мне было интересно обсуждать со
своими родителями то, как долго они будут жить и долго ли буду
жить я. Я видела в своих дедушках и бабушках мудрецов из другого
времени и мира. Поскольку родители часто рассказывали истории
из своего детства, проведенного в России, я понимала, что это место
далекое и непохожее на Кембридж в штате Массачусетс. Я восхища-
лась и удивлялась. Я помню, что когда мы уезжали из Кембриджа в
Лоуэлл (мне было около семи лет), мне хотелось в пути смотреть на
дома. Мне было интересно, что за семьи живут за светящимися ок-
нами в городах и на фермах. Я, семилетний социолог, интересо-
валась этими людьми. Кто они такие? Как они живут? Что они де-
лают?

Я вспоминаю, что когда была ребенком, у меня были чувства и
интересы, исходившие их таких глубин души, что их было невоз-
можно облечь в слова, даже если бы я этого захотела. Я никогда не
говорила о них даже своим родителям, которые любили меня и живо
мною интересовались. Я помню также, что каждый миг моих жиз-
ненных впечатлений был для меня очень важен и это чувство сохра-
нялось во мне и тогда, когда окружавшие меня взрослые говорили
мне, как себя вести. Их беспокоили деньги, еда, безопасность, но я
чувствовала, что лучше держаться того, что важно для меня, хотя это
могло показаться им глупым и нелогичным.

Возможно, эта моя способность вслушиваться в воспоминания
детства позволяет мне так видеть детей, что это вызывает их отклик.
Я представляю себе сейчас детские забавы и радости, глупости и
смех. Интересно, что когда речь идет о том, чтобы «вступить в
контакт с ребенком», мы в большинстве случаев вспоминаем о дет-
ских развлечениях. Я помню, что в детстве позволяла себе выражать
свою беспечность и это встречало одобрение. Конечно, у меня быва-
ли слезы боли, грусти, а иногда и гнева, но вскоре я почувствовала,
что выражение таких чувств причиняет боль взрослым, которых я


330 В. Оклендер. Окна в мир ребенка _________________

любила, и я научилась выражать их более осмотрительно. Я думаю,
что большинство детей получает сигналы такого рода и с какого-то
момента осторожнее проявляет отрицательные эмоции.

Я начала работать с детьми в летнем лагере, еще когда была
подростком. У меня не было никакой теоретической подготовки, но
я знала, что очень люблю детей, умела разговаривать с ними, могла
развеселить и заинтересовать их, научить петь, плавать и включаться
в разные игры. Мне нравилось слушать их и общаться с ними. Я
подумала тогда, что мне понравилось бы быть социальным работни-
ком, работающим с детьми. Уже тогда мне были ближе не те дети,
которые принадлежали к американскому («постоянно успешному»)
типу, а те, которые постоянно сталкивались с жизненными проб-
лемами. Я знала, что эти дети любили разговаривать со мной, и мне
это нравилось. Возможно, я воспринимала это таким образом пото-
му, что у меня сложилась концепция, образ типично американских
детей: преимущественно белые, англосаксонского происхождения,
стройные, спортивные, грациозные, светловолосые, очень спокой-
ные и холодные. Мои родители были евреями, эмигрировавшими из
России — эмоциональными, любящими, умными, говорливыми, ре-
волюционно настроенными. Когда я была ребенком, я иногда зави-
довала этим холодным, спокойным американцам, говорящим без ак-
цента, послушным детям, которых я знала в Массачусетсе. Я рано
вышла замуж, у меня было трое детей и я относилась к своим роди-
тельским обязанностям с той же ответственностью, увлеченностью
и интересом, как и ко всем делам в своей жизни. Я стала экспертом
по каждой фазе развития, которую проделали мои дети. Я многому
научилась, особенно в том, что касалось развития в раннем детстве
(так как я, казалось, всегда имела ребенка, находившегося в этом
периоде развития). Дети любого возраста всегда казались мне инте-
ресными и привлекательными. Я вернулась в школу, когда моему
младшему ребенку было почти три года, и стала учителем главным
образом потому, что считала эту деятельность полезной мне, матери.
Я действительно любила детей, а теперь, когда мои дети учились в
школе, я стала интересоваться обучением.

Я была «альтернативным учителем», когда этот термин еще не
был введен, и прошла через многие трудности, обусловленные
школьной системой. Моя начальница говорила мне, что я была
слишком «рекреационно ориентированной». Она знала, что я рабо-
тала с многочисленными группами детей, которые центр еврейских
общин организовывал по всей стране, и убедила меня вернуться к
такому виду работы, при которой устраивать развлечения было в по-
рядке вещей. Между тем все дети с теми или иными расстройствами
поведения каким-то образом оказывались в моем классе. После трех


__________________ Глава 12.Личные замечания ________________ 331

лет регулярного преподавания мне предложили работать в качестве
учителя по специальной образовательной программе для детей с
эмоциональными расстройствами. В течение шести лет я работала
с этими детьми (тогда я получила степень магистра в области специ-
ального обучения). Я многое узнала о детях.

Когда я готовилась к получению ученой степени в области обра-
зования, я хотела иметь возможность проводить независимые иссле-
дования, глубже изучить литературу по психотерапевтической работе
с детьми. Поскольку я была единственной из участников специаль-
ной программы, получившей грант Федерального министерства про-
свещения, мне, наконец, разрешили расходовать часть моего кредита
на получение ученой степени в той области знаний, которая, по
моему мнению, была мне нужна. К тому времени я уже четыре года
работала с детьми с теми или иными нарушениями и представляла
себе, каких знаний мне не хватает. Я знала по своему опыту, что
детей нельзя научить чтению, письму и математике, когда они испы-
тывают чувство страха. Я открыла для себя в процессе работы, что
когда я нахожу время для психотерапии и помогаю детям выразить
ранее блокированные чувства, они гораздо лучше учатся. Но я
обнаружила, что курсы по проблемам развития детей, патопсихоло-
гии и консультирования лиц с физическими недостатками, а также
семинары по специальному обучению и реабилитации лиц со сниже-
нием способности к обучению и т. д. недостаточны для того, чтобы
научиться работать в области детской психотерапии. Мне разрешили
посещать постоянно действующие университетские семинары по
программам психотерапии. Мои просьбы были удовлетворены после
значительных усилий с моей стороны.

Я прочитала много книг и статей, познакомилась с программами
различных клиник, школ и агентств. Со многими людьми, работаю-
щими в области детской психотерапии, я обсуждала, чем они зани-
маются, что конкретно они делают и что происходит при этом с
детьми. Я получила профессиональные знания в объеме полного
курса колледжа. У меня появилось время, чтобы делать то, что мне
хотелось, и я регулярно встречалась с двумя преподавателями для
обсуждения своего опыта.

Это научило меня многому, но не тому, чего я ожидала и на что
надеялась. Мне кажется, что самое ценное из того, чему я научи-
лась, я почерпнула не из различных курсов и книг. Я поняла, что
один академический подход может противоречить другому, даже
если они основываются на понимании одного и того же авторитет-
ного «эксперта». Я поняла, что все нащупывают свой путь, как и я.
Многие люди делали хорошую работу, но казалось, что ей не хватает
логической целостности.


332 В. Оклендер. Окна в мир ребенка _________________

В течение длительного времени, еще до возникновения моды на
модификацию поведения и поведенческие методики, я пользовалась
полной свободой при работе в школе с детьми, обнаруживавшими
эмоциональные нарушения, в соответствии со своими собственными
соображениями Я испробовала множество различных способов ра-
боты с детьми, чтобы помочь им повысить самооценку, бороться с
трудностями в их неупорядоченной жизни и выражать свои чувства
непосредственно, а не косвенно, через воинствующий протест или
отдаление В это время я прошла обучение в Лос Анжелесском
институте гештальттерапии, и моя работа с детьми приобрела новые
ориентиры. Я становилась все более последовательным привержен-
цем теории и практики гештальттерапии. В этот период своей жизни
я также много занималась своей собственной терапией: мне нужна
была помощь, чтобы преодолеть продолжительную болезнь, смерть
моего четырнадцатилетнего сына и вскоре после этого разрыв моего
брака. Я опять вернулась в школу с намерением получить степень
бакалавра в области консультирования по вопросам брака, семьи и
детей, получила лицензию на право практиковать, стала членом
института гештальттерапии и начала свою карьеру частнопрактикую-
щего специалиста. Весной 1978 г в Международном колледже мне
была присвоена степень доктора философии в области психологии.
Моя докторская диссертация легла в основу этой книги

Когда я думаю о своих отношениях с детьми в течение всей моей
жизни, я вспоминаю, каково это — быть ребенком, работать с детьми
в рекреационном центре, учительствовать в школе, избрать себе роль
преподавателя в классе для детей с эмоциональными расстройствами
(«детей с различными проблемами») и заниматься детской психоте-
рапией; я вспоминаю много случаев и историй, которые могла бы
рассказать, которые заставляли меня смеяться и плакать. Я думаю
о чувствах, которые испытывала, будучи с детьми, встречавшимися
мне в моей жизни, и чувствах, связанных с моим собственным
детством. Я понимаю теперь, что работать с детьми меня научили
сами дети
и память о моем собственном детстве Теперь для меня
это стало очевидно, почти элементарно Дети — самые тонкие наши
учителя Они знают, как им развиваться, как обучаться, как расши-
рять область знаний и открытий, как чувствовать, смеяться, плакать,
сердиться, понимать, что для них правильно, а что нет, в чем они
нуждаются Они знают, как любить, веселиться и наслаждаться
жизнью во всей ее полноте, работать и быть сильными и энергичны-
ми Они (как и ребенок внутри каждого из нас) просто нуждаются
в пространстве, в котором все это можно осуществить


ЛИТЕРАТУРА

1 Assagiolli, R Psychosynthesis New York Viking, 1965

2 Bettelhetm, В The Uses of Enchantment The Meaning and Importance of Fairy Tales
New York Knopf, 1976

3 Brown, G Human Teaching for Human Learning An Introduction to Confluent
Education New York Viking Press, 1971

4 Cheifetz, Dan Theater in My Head Boston, MA Little, Brown, 1971

5 De Mule, R Put Your Mother on the Ceiling New York Walker and Co, 1967

6 Dreikurs, R Music Therapy In Conflict in the Classroom The Education of Emo-
tionally Disturbed Children Long, N J, Morse, W С, and Newman, R G (Eds)
Belmont С A Wadsworth, 1965

7 D'Amico, V, Wilson F, and Maser, M Art for the Family New York The Museum
of Modem Art, 1954

8 Ennght, J В " An Introduction to Gestalt Techniques " Chapter 8 in " Gestalt Therapy
Now" Fagan, J, and Shepherd, I L (Eds) New York Harper and Row, 1971

9 Frank, F The Zen of Seeing/Drawing as Meditation New York Vintage Books, 1973

10 Gardner, R A Psychotherapeutic Approaches to the Resistant Child New York Jason
Aronson, 1975

11 Gardner, R A Therapeutic Communication with Children The Mutual Storytelling
Iechmque New York Science House, 1971

12 Gardner, R A Psychotherapy with Children of Divorce New York Jason Aronson,
1976

13 Gardner, R A The Boys and Girls' Books about Divorce New York Jason Aronson,
1970

14 Castillo, G Left Handed Teaching Lessons in Affective Education New York Praeger,
1974

15 Ginott, H Between Parent and Child New York Macmillan, 1965

16 Gordon, S Lonely in America New York Simon and Schuster, 1976

17 Holt, J Lscape from Childhood The Needs and Rights of Children New York
Ballantine, 1975

18 Jung, С G Man and His Symbols New York Dell, 1968

19 Kellog R Analizmg Children's Art Palo Alto, CA, National Press Books, 1969

20 Kempler, W Experiential Family Therapy International Journal of Group Psychother-
apy, Vol XV, No 1, Jan, 1965

21 Kempler W Principles of Gestalt Therapy The Kempler Institute (P О Box 1692,
Costa Mesa, CA 92626), 1973

22 Koch, К Wishes, Lies and Dreams leaching Children to Write Poetry New York
Vintage Books, 1970

23 Kohl, H Math, Wnting and Games in the Open Classroom New York Vintage, 1974
24 Kraft, A Are You Listening to Your Child1? New York Citation Press, 1976
25 Kramer, E Art as a Therapy for Children New York Schocken Books, 1975
26 Leonard, G The Ultimate Athlete New York Viking, 1974
27 Liepmann, L Your Child Sensory World Baltimore, MD Penguin, 1974
28 Lowenfeld, M Play in Childhood New York John Wiley, 1967
29 Male and Female under 18 Larnck, N, and Mernam E (Eds) New York Avon,
1973

30 Marcus I Costume Play Therapy In " Therapeutic use of Child Play", Schaefer С
(Ed) New York Jason Aronson, 1976

31 Mayer, M Thers a Nightmare in My Closet New York Dial, 1968
32 McCaslm N Creative Dramatics in the Classroom New York David McKay, 1968
33 Moskowitz, J A The Sorcerers Apprentice, or the Use of Magic in Child Psychother-
apy International Journal of Child Psychotherapy, Vol 2, No 2, April, 1973, pp
138—162
34 Moustakas, С Е Psychotherapy with Children New York Ballantine, 1959


 

35. Moustakas, С. E. Loneliness. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, 1961.
36 Nelson, E. Movement Games for Children of All Ages. New York: Sterling, 1975.
37. Otto, H. A. Fantasy Encounter Games. New York: Harper and Row, 1974.
38 Perls, F, Four Lectures Chapter 2 in " Gestalt Therapy Now", Fargan, J. and Shep-
herd, I L (Eds.) New York: Harper and Row, 1971.

39. Polland, B. K., and DeRoy, С Feeling inside You and Outside Too. Mfflbrae, CA:
Celestial Arts, 1975.

40. Richards, R, and Abrams, J. Let's Do Yoga. New York: Holt, Rhinenhart and Winston,
1975.

41. Rozman, D. Meditating with Children. Boulder Greek, CA: University of the Trees
Press, 1975.

42. Satir, V Conjoint Family Therapy. Palo Alto, CA: Science and Behavior Books, 1967.

43. Schildkrout, M. S., Shenker, I. R., and Sonnenblick, M. Human Figure Drawings m
Adolescence. New York' Brunner/Mazel, 1972.

44. Scott, L. В, and Thompson, J. J. Talking Time. St. Louis, MO: Webster, 1951.

45. Shorr, J. E. Go See the Movie in Your Head. New York: Popular Library, 1977.

46. Silberman C. Crisis in the Classroom. New York: Random House, 1970.

47. Singer, J. The Child's World of Make-Believe. New York: Academic Press, 1973.

48. Stacey, J., Bereau, S., and Daniels, J. And Jill Came Tumbling After: Sexism in
American Education. New York; Dell, 1974.

49. Stevens, J. Awareness' exploring, experimenting, experiencing. Moab, Utah, Real
People Press, 1971

50 Therapeutic Use of Child's Play. Schaefer, С (Ed.). New York: Jason Aronson, 1976.

51 Von Hilsheimer, G. How to Live with Your Special Child. Washington, DC: Acropolis
Boors, 1970.

52. Winnicott, D. W. Therapeutic Consultation in Child Psychiatry New York: Basic
Books, 1971.

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

КАК ЖЕ ЛЮБИТЬ РЕБЕНКА? Предисловие Л.М.Кроля.......................................... 5

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................... 1

Глава 1. ФАНТАЗИЯ..................................................................................................... 9

Глава 2. РИСУНОК И ФАНТАЗИЯ............................................................................. 28

Ваш мир в красках, формах и линиях........................................................... 28

Семейные портреты........................................................................................ 34

Куст роз........................................................................................................... 41

Каракули......................................................................................................... 46

Рисунки, изображающие гнев........................................................................ 52

Моя неделя, мой день, моя жизнь................................................................. 53

Сквигл.............................................................................................................. 54

Цвета, кривые и прямые линии, формы....................................................... 54

Групповой рисунок........................................................................................ 55

Рисунок на свободную тему........................................................................... 56

Живопись........................................................................................................ 58

Живопись с помощью пальцев...................................................................... 60

Живопись с использованием ног.................................................................. 61

Глава 3. МОЯ РАБОЧАЯ МОДЕЛЬ............................................................................ 63

Побольше идей для фантазий и рисунков.................................................... 74

Глава 4. ПОДЕЛКИ........................................................................................................ 79

Глина............................................................................................................... 79

Другие упражнения с глиной......................................................................... 88

Пластическое моделирование........................................................................ 89

Тесто................................................................................................................ 90

Вода................................................................................................................ 91

Скульптура и конструирование.................................................................... 91

Дерево и инструменты.................................................................................... 93

Коллаж............................................................................................................ 94

Картинки......................................................................................................... 96

Карты............................................................................................................... 97

Глава 5. СОЧИНЕНИЕ РАССКАЗОВ, ПОЭЗИЯ, КУКЛЫ...................................... 99

Сочинение рассказов...................................................................................... 99

Книги............................................................................................................... 105

Написание рассказов...................................................................................... 109

Поэзия............................................................................................................. 112

Глава 6. СЕНСОРНЫЙ ОПЫТ................................. '.................................................... 114

Осязание.......................................................................................................... 114

Зрение.............................................................................................................. 116

Звук.................................................................................................................. 118

Музыка............................................................................................................ 120

Вкус.................................................................................................................. 124

Запах................................................................................................................ 124

Интуиция......................................................................................................... 125

Чувства............................................................................................................ 127

Релаксация....................................................................................................... 128

Медитация....................................................................................................... 130

Движения тела................................................................................................ 131

Глава 7. РАЗЫГРЫВАНИЕ СЦЕН.............................................................................. 140

Драматургическое творчество....................................................................... 140

Осязание.......................................................................................................... 143

Зрение.............................................................................................................. 143

Слух................................................................................................................. 143

Обоняние......................................................................................................... 144

Вкус.................................................................................................................. 144

Тело.................................................................................................................. 144

Ситуация в пантомиме................................................................................... 144

Сценки............................................................................................................. 145


Импровизация с использованием текста...................................................... 145

Сновидения..................................................................................................... 149

Пустой стул..................................................................................................... 155

Полярности..................................................................................................... 162

Глава 8. ИГРОВАЯ ТЕРАПИЯ..................................................................................... 164

Песочница....................................................................................................... 171

Игры................................................................................................................ 178

Проективные тесты как терапевтическая техника....................................... 181

Глава 9. ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС............................................................... 187

Ребенок входит в терапию............................................................................. 187

Первая сессия.................................................................................................. 191

Что представляет собой мой кабинет........................................................... 197

Процесс терапии............................................................................................. 198

Сопротивление................................................................................................ 202

Завершение...................................................................................................... 205

Глава 10. ПРОБЛЕМЫ ПОВЕДЕНИЯ........................................................................ 212

Агрессия.......................................................................................................... 212

Гнев.................................................................................................................. 215

Гиперактивный ребенок.........................................................,....................... 228

Замкнутый ребенок........................................................................................ 237

Страхи............................................................................................................. 245

Специфические стрессовые ситуации или травматический опыт............... 255

Соматические симптомы................................................................................ 260

Незащищенность; назойливость; чрезмерная угодливость......................... 269

Одиночки......................................................................................................... 273

Одиночество.................................................................................................... 276

Дети, которые живут в реальности и вне ее.................................................. 279

Аутизм............................................................................................................. 282

Вина................................................................................................................. 285

Глава 11. ДРУГИЕ СООБРАЖЕНИЯ.......................................................................... 295

Группы............................................................................................................. 295

Подростки....................................................................................................... 301

Взрослые......................................................................................................... 309

Пожилые люди................................................................................................ 311

Сиблинги (братья и сестры)........................................................................... 311

Очень маленькие дети.................................................................................... 312

Семья............................................................................................................... 315

Школа, учителя и обучение........................................................................... 322

Сексизм............................................................................................................ 326

Глава 12. ЛИЧНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ............................................................................. 328

ЛИТЕРАТУРА............................................................................................... 333

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.029 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал