Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






На основе имиджа (М. Херманн), или собирательные образы лидера. 2 страница






В составе Российской Федерации 36 национально-государственных и национально-территориальных образования. Среди них: 21 республика, область, 1 автономная область, 4 автономных округа. Среди титульных наций есть такие, большинство людей которых проживает за пределами своего национально-территориального образования. К примеру, в Татарстане проживают 26, 6% от всей численности этноса, в Мордовии – 27, 2%, Марий Эл – 48, 3%, Чувашии – 49, 2% чувашей. Двадцать два коренных малочисленных народа своих национально-территориальных образований не имеют.

В республиках доля русских, вместе взятых, составляет 55% всего населения, в автономных округах – 61, 6%. Из многих республик и автономных округов в последние годы наблюдается отток русского населения из-за национальных конфликтов и их следствия – национальной дискриминации. Именно поэтому проблемы национальных отношений, национальной политики выдвинулись на одно из первых мест среди важнейших проблем современной России.

Отрицательным явлением в национальных отношениях и национальной политике является шовинизм.

Шовинизм (от фр. «шовинизм») – безудержное возвеличивание собственной нации, национальное чванство, пренебрежение к правам и национальным ценностям других народов, проповедь насилия, вражды в межнациональных отношениях.

Слово производно от имени литературного героя Николам Шовена, французского солдата, безумно почитавшего культ Наполеона и с пренебрежением относившегося к другим народам, особенно немцам (швабы, боши).

Для обозначения негативных явлений в национальных отношениях употребляют также термины «расизм», «апартеид», «антисемитизм».

Расизм – 1) система антинаучных концепций о физической и психической неравноцености человеческих рас; 2) противоправная практика, преследующая цель разделения народов исключительно по расовому признаку, разделение народов на «высшие» и «низшие» расы.

Апартеид (от африкаанс «апартеид» – раздельное проживание) – крайняя форма расовой дискриминации и сегрегации, при которой группы населения (представители негроидной расы) лишаются или существено ограничиваются в политических, гражданских и социально-экономических правах вплоть до изоляции и проживания в специальных резервациях, бандустанах.

Антисемитизм – одна из крайних форм шовинизма, направленная на ненависть и гонение одного, семитского народа – евреев.

Формы антисемитизма: дискриминация, сегрегация, геноцид.

Таким образом, научный анализ проблем социально-этнического развития, межнациональных отношений показывает, что они выдвинулись на одно из первых мест в политической жизни.

Это настолько сложное и противоречивое политическое явление, что ошибки в национальной политике могут привести к трагедии миллионов людей, обострить ситуацию в мире в целом, привести к национальным конфликтам.

Национальный конфликт – это крайняя форма обострения национальных отношений, столкновение двух или более наций, или противоборство этнической общности и государственной власти.

В этнополитологии существуют два подхода к анализу причин, сущности и эволюции этнополитических конфликтов:

· социологический. В его рамках причины конфликтов объясняются на основе анализа этнических параметров основных социальных групп и слоев, а также на исследовании взаимосвязи и взаимовлияния социальной стратификации общества и разделения труда с этническими характеристиками региона, переживающего этнополитическую напряженность;

· политологический. Здесь центральное место уделяется трактовке роли национальных элит в мобилизации чувств в процессе межэтнической напряженности и ее эскалации до уровня открытого конфликта; в качестве ключевого исследуется вопрос о власти, доступе к ресурсам; анализируются социально-психологические механизмы этнополитического конфликта.

При рассмотрении причин возникновения этнополитических конфликтов многие ученые отмечают, что основополагающими являются причины общецивилизационного характера, порождаемые объективным развитием человечества. Например, Э. Блек полагает, что неравномерное протекание модернизации (социальной структуры, экономики, национально-государственного устройства и др.) в этнонациональных ареалах порождает конфликты между притязаниями этнических групп, с одной стороны, и реальными возможностями государства гарантировать обеспечение прав своих граждан – с другой.
По утверждению А. Дейча, модернизация активизирует этническое сознание, благоприятствует складыванию политических устремлений к национальной автономии.

Рассматривая проблему детерминации этнополитических конфликтов, М. Гектер выдвигает концепцию «внутреннего колониализма», в которой обосновывает «триадную модель» возникновения этнополитической напряженности:

1. Конфликтогенную по своей природе объективную обделенность этнических периферийных групп многонационального государства в процессе его неравномерной модернизации.

2. Осознание этой обделенности членами этнической группы как образа коллективных центро-периферийных взаимоотношений угнетения.

3. Формирование этнонационализма как реакции угнетаемой общности на «внутренний колониализм» центра.

Отдельный пласт причин, порождающих этнополитические конфликты, коренится в истории этносов и их взаимодействии, сформировавшемся национальном складе ума, национальном сознании, психологии, традициях, идеологических мифах и стереотипах, транслирующихся из поколения в поколение.

Причинами формирования межнационального конфликта могут быть политические, экономические, социальные, территориальные, национально-культурные, исторические, военные, религиозные, экологические проблемы.

В качестве факторов возникновения межнационального конфликта можно считать:

· определенный уровень национального самосознания, достаточный для того, чтобы народ мог осознать ненормальность своего положения;

· скопление в обществе опасной критической массы реальных проблем и деформаций, влияющих на все стороны национального бытия;

· наличие конкретных политических сил, способных использовать в борьбе за власть два первых фактора.

Противоборствующие силы межнационального конфликта ставят перед собой в качестве основной цели – обретение политической власти, государственности, реализацию права на самоопределение. Вместе с реализацией основной цели решаются также социально-экономические, культурно-языковые, территориальные, идеологические, социально-психологические и другие проблемы.

Межнациональные конфликты, как правило, заканчиваются:

· победой одной стороны над другой (решение с позиций силы);

· взаимным поражением (компромисс);

· взаимным выигрышем (консенсус).

Межнациональные конфликты, как типы политических конфликтов, классифицируются по следующим основаниям:

По сферам проявления:

· социально-экономические;

· культурно-языковые;

· территориально-статусные;

· сепаратистские.

По целям:

· реалистические;

· нереалистические.

По объему использования военной силы:

· мирные;

· с минимальным (одноактным) использованием военной силы;

· военные.

По вертикали:

· между центром и республикой (штатом, кантоном и т. п.);

· между региональными и местными органами власти.

По горизонтали:

· между группами коренной и некоренной национальности;

· микроконфликты на личностном уровне.

В национальных отношениях важно не допускать дело до конфликта или, если он начался, разрешать его мирным путем.

Основными методами предотвращения и разрешения межнациональных конфликтовявляются:

1. «Избегание», что означает:

· игнорирование противника, отсутствие реакции на действия противоположной стороны; уход (добровольный или в силу обстоятельств) с политической арены того или иного национального лидера;

· эмиграция из государства (республики, штата) представителей отдельных этнических групп.

2. «Откладывание» – своего рода уход от противоборства с надеждой, что изменятся обстоятельства и будут созданы более благоприятные условия для разрешения конфликта.

3. Переговоры – стороны сами избирают наиболее предпочтительную процедуру. Число участников не обязательно зависит от числа втянутых в конфликт сторон.

4. Третейское разбирательство (арбитраж) – добровольная передача спора для разбирательства третьей стороне, решение которой является обязательным для конфликтующих сторон.

5. Примирение – сближение позиций и интересов противоборствующих сторон через посредника или примирительную комиссию. В этом случае создаются:

· следственные комиссии, которые устанавливают и обследуют факты, вызвавшие конфликт;

· согласительные комиссии, которые вырабатывают конкретные рекомендации сторонам по преодолению возникающих противоречий.

Таким образом, в социально-политической системе отношений важную роль играют национальные отношения. Этнические образования могут жить в мире и согласии при сбалансированной, выверенной, мудрой национальной политике, проводимой государственной властью.

 

 

2.14. Политические конфликты

 

 

2.14.1. Политические конфликты и кризисы

 

Конфликт(лат. «конфлитус» – столкновение) – столкновение двух или более разнонаправленных сил с целью реализации их интересов в условиях противодействия; это серьезное разногласие, острый спор, чреватый осложнениями и борьбой.

Конфликтами пронизана вся жизнь человека, конфликты охватывают все сферы общества. Изучением конфликтов занимается специальная отрасль науки – конфликтология. Однако в СССР изучение конфликтов, особенно социально-политических, мало занимало ученых-обществоведов. Считалось, что социалистическое общество может развиваться и развивается бесконфликтно, гармонично. На самом же деле конфликты не гасились, не разрешались, а заглушались, создавая тем самым напряженность в обществе (принцип сжатой пружины).

Между тем существует солидная школа конфликтологии, разрабатывающая многие проблемы природы социальных и политических конфликтов и кризисов.

Проблема политического конфликта стара, как мир. Древние философы, изучая общество, пытались определить источник развития. Китайские и древнегреческие философы видели источник всего сущего в противоположностях, в их взаимодействии, в борьбе противоположностей. В той или иной форме подобные мысли высказывали Анаксимандр, Сократ, Платон, Эпикур и др. Впервые попытку анализа конфликта, как социального явления, предпринял А. Смит в своей работе «Исследования о природе и причинах богатства народов» (1776). В основе конфликта, считал А. Смит, лежат деление общества на классы и экономическое соперничество, которое рассматривалось им как важнейшая движущая сила общества.

Важное значение для исследования конфликтов имело учение Гегеля о противоречиях и борьбе противоположностей.

Это учение легло в основу теории К. Маркса о причинах политических конфликтов.
В соответствии с теорией Маркса политические разногласия обусловлены социально-экономическими структурами. Общество делится на неравноправные классы, это неравенство порождает глубокий антагонизм; в свою очередь, антагонизм является основой политической борьбы. Политическая борьба есть борьба классовая.

Во времена Маркса его теория была достаточно точным описанием главных тенденций политического конфликта. Великие политические битвы XIX – начала XX в. были в основном классовыми в марксистском понимании термина «класс». Другие же факторы – расовые, религиозные, национальные – были лишь маскировкой классовых интересов и имели второстепенное значение, считали марксисты.

В современных условиях эта теория не может адекватно отражать все причины политических конфликтов, потому что:

· марксизм преувеличивает значение классового конфликта в формировании политических различий;

· марксизм дает слишком узкое определение класса (через отношение к средствам производства);

· класса, как социальной группы, каким его понимал Маркс, сегодня просто не существует.

Значительный вклад в теоретическое обоснование проблем конфликта внесли
в XIX – XX вв. социологи, что позволило выделить в теории конфликта два основных направления:

· функционализм, изучающий проблему стабильности и устойчивости (концепции Э. Дюркгейма, Т. Парсонса, Н. Смелзера);

· структурализм, объясняющий социальные процессы и изменения существованием конфликтов (концепции М. Вебера, К. Маркса, Р. Дарендорфа).

По мнению Т. Парсонса:

· каждое общество – относительно устойчивая и стабильная структура;

· каждое общество – хорошо интегрированная структура;

· каждый элемент общества имеет определенную функцию, т. е. вкладывает нечто в поддержание устойчивости системы;

· функционирование социальной системы основывается на ценностном консенсусе членов общества, обеспечивающем стабильность и интеграцию.

Морис Дюверже построил свою теорию на единстве конфликта и интеграции.
По его мнению, в любом обществе существуют как конфликт, так и интеграция, и эволюция интеграции никогда не снимет все общественные конфликты.

Льюис Козер считает, что обществу всегда присуще неравенство и психологическая неудовлетворенность его членов. Это приводит к напряженности, выливающейся в конфликт.

Ральф Дарендорф обосновал «конфликтную модель общества» Согласно этой теории конфликт вездесущ, пронизывает все сферы общества, и изменения в обществе происходят под воздействием конфликтов. Структурные изменения в обществе происходят из-за неравенства социальных позиций людей по отношению к власти, что вызывает трения, антагонизмы, конфликты.

Кеннет Боулдинг считает, что конфликт неотделим от общественной жизни. Стремление к борьбе с себе подобными, к эскалации насилия лежит в природе человека.
То есть сущность конфликта лежит в стереотипных реакциях человека. В связи с этим Боулдинг полагает, что конфликт можно преодолевать и разрешать, манипулируя ценностями, влечениями, реакциями индивидуумов, не прибегая к радикальному изменению существующего общественного строя.

Согласно общей теории конфликтов Боулдинга, общественные конфликты в соответствии с уровнем организованности сторон делятся на три больших группы: на уровне личности, группы и организации. Отсюда выводится следующая типология;

1) конфликты между личностями;

2) пограничные конфликты между изолированными в пространстве группами;

3) экологические конфликты между пересекающимися в пространстве группами;

4) конфликты между гомогенными организациями (например государствами);

5) конфликты между гетерогенными организациями (например между государством и церковью);

6) конфликты между личностью и группой (например в семье);

7) конфликты между личностью и организацией (например между гражданином и государством);

8) конфликты между группой и организацией.

Многие авторы теории конфликтов классифицируют их по интегрирующему или дезинтегрирующему характеру. В противовес этому в общей теории конфликтов А. Раппопорта выделяются три главных типа и одновременно три главных уровня конфликтов: война, игра и спор.

Война – бескомпромиссная борьба до победного конца с применением любых, в том числе насильственных, средств. Игра – разрешение конфликта на основе действий по заранее определенным правилам; результат – получение выигравшим существенных, но не жизненно важных, преимуществ. Спор – достижение согласия с другой стороной с использованием только мирных средств.

Конфликты различаются между собой:

· по сфере проявления (экономические, социальные, политические конфликты, конфликты в духовной жизни общества, межгосударственные конфликты);

· по легальности существования (открытые и латентные);

· по направленности развития (субъекты, цели);

· по типам (когнитивные и мотивационные);

· по механизму их разрешения;

· по сложности и значимости.

Когнитивные (от фр. «когнитив» – связанный с сознанием, мышлением) конфликты возникают при столкновении противоположных или противоречивых точек зрения на события, факты. Они протекают в форме дискуссий, споров, диспутов, полемики на страницах газет и журналов и т. д. Если по отношению к одной из сторон конфликта не применяются методы насилия, если дискуссия ведется цивилизованно, то обычно не возникает опасности перехода этого типа конфликтов в мотивационные конфликты, в основе которых лежат столкновения коренных интересов сторон.

В зависимости от уровня антагонизма отношения между конфликтующими сторонами могут быть двух типов:

· радикально конфликтными, если какой-либо общий интерес отсутствует;

· частично конфликтными, когда, несмотря на столкновение, стороны имеют какой-либо общий интерес.

Согласно типологии американского ученого Р. Даля, конфликты бывают.

· биполярные (двусторонние) и мультиполярные (многосторонние) – в зависимости от числа противостоящих участников конфликта;

· кумулятивные и перекрещивающиеся – в зависимости от сходства и различия состава участников конфликта;

· ведущие к поляризации и ведущие и сегментации – в зависимости от степени антагонизма участников.

Подводя итог краткого анализа концепций конфликта, можно сделать вывод, что общество сохраняется как единое целое, благодаря присущим ему внутренним конфликтам. Именно наличие конфликтов, их сложное множественное переплетение препятствует расколу общества на два враждебных лагеря, что может привести к гражданской войне.

Политический конфликт – это столкновение двух и более разнонаправленных субъектов политики в процессе достижения одной цели, обусловленное определенными взаимоисключающими политическими интересами.

Политический конфликт имеет структуру, которая включает следующие элементы:

1. Стороны политического конфликта.

Сторонами политического конфликта являются субъекты политики – личности, политические партии, государства, объединения государств, общественно-политические организации и движения.

2. Предмет политического конфликта.

В качестве предмета политического конфликта рассматриваются политические интересы и ценности, государственная власть, решения властных структур и др.

3. Конфликтные действия.

Это непосредственное конфликтное взаимодействие, осуществляемое в наступательной или оборонительной форме и проявляемое в различных видах политической борьбы (теоретическая, идеологическая, организационная, а также вооруженная борьба).

4. Условия политического конфликта.

Это та социальная среда, в которой разворачивается конфликт, ее состояние. Очевидно, что среда, в которой происходит конфликт, может его стимулировать, противодействовать его развитию или быть нейтральной.

5. Последствия конфликта.

Последствия политического конфликта могут быть позитивными или негативными. Они сказываются не только на участниках конфликта, но и на состоянии социума, на перспективах будущего взаимодействия сторон, на характере новых противоречий.

Большой интерес вызывают те конфликты, которые затрагивают основу политической системы – государство. Подобные конфликты характеризуются как политические кризисы.

Политический кризисэто состояние политической системы общества, выражающееся в углублении и обострении имеющихся конфликтов, в резком усилении политической напряженности.

Другими словами, политический кризис можно охарактеризовать как перерыв в функционировании какой-либо системы с позитивным для нее или негативным исходом.

Политические кризисы можно разделить на внешнеполитические и внутриполитические.

1. Внешнеполитические кризисы обусловлены международными противоречиями и конфликтами и затрагивают несколько государств.

2. Внутриполитические кризисы – это:

· правительственный кризис – потеря правительством авторитета, невыполнение его распоряжений местными исполнительными органами; разногласия между членами правительства, если оно коалиционное;

· парламентский кризис – расхождение решений высшего органа законодательной власти с мнением большинства граждан страны или изменение соотношения сил в парламенте;

· конституционный кризис – фактическое прекращение действия Основного закона страны;

· социально-политический (общенациональный) кризис – включает в себя все три ранее названных, затрагивает основы общественного устройства и вплотную подводит к смене власти;

· партийный кризис – кризис внутри партии, вызванный различными причинами.

Политические конфликты и кризисы соотносятся таким образом, что конфликт может быть началом кризиса и кризис может служить основанием конфликта. Конфликт по времени и протяженности может включать в себя несколько кризисов, и совокупность конфликтов может составлять содержание кризиса.

Политические кризисы и конфликты дезорганизуют, дестабилизируют обстановку, но одновременно и служат началом нового этана развития в случае их позитивного разрешения. По словам В. И. Ленина, «всякие кризисы вскрывают суть явлений или процессов, отметают прочь поверхностное, мелкое, внешнее, обнаруживают более глубокие основы происходящего».

В чем же причины конфликтов?

В качестве основной, универсальной причины конфликта можно назвать несовместимость претензий сторон при ограниченности возможностей их удовлетворения.

Причинами конфликтов также являются:

1. Вопросы власти. Люди занимают неравное положение в системе иерархий: одни управляют, командуют, другие – подчиняются. Может сложиться ситуация, когда недовольными бывают не только подчиненные (несогласие с управлением), но и управляющие (недовольство неудовлетворительным исполнением).

2. Нехватка средств к существованию. Недостаточно полное или ограниченное получение средств вызывает недовольство, протесты, забастовки, митинги и т. д., что объективно нагнетает напряженность в обществе.

3. Следствие непродуманной политики. Принятие властными структурами поспешного, неотмоделированного решения может вызвать недовольство большинства народа и способствовать возникновению конфликта.

4. Социальное неравенство.

5. Несовпадение индивидуальных и общественных интересов.

6. Различие намерений и поступков отдельных личностей, социальных групп, партий.

7. Зависть.

8. Ненависть.

9. Расовая, национальная и религиозная неприязнь и др.

Среди узловых вопросов теории конфликтов важное место принадлежит их типологии.

Известны разные классификации политических конфликтов, они строятся по различным основаниям. Например:

По субъектам.

· межгосударственный;

· межнациональный (этнический);

· межклассовый;

· между социальными группами и общественными организациями;

· между расами (расовый) и др.

По сферам отношений между конфликтующими сторонами (партийный, военный, финансовый, таможенный, правовой и др.).

По масштабности:

· мировой;

· национальный (государственный) в масштабах страны;

· региональный;

· локальный.

По уровню формирования:

· на межличностном уровне;

· на групповом уровне;

· на уровне подсистем общества или государства;

· на региональном и глобальном уровне.

Кроме того, конфликты классифицируют: по содержанию, по времени, по форме и др.

С точки зрения динамики конфликта он обычно описывается по следующей схеме:

· накопление противоречий и формирование отношений сторон;

· нарастание и эскалация подготовки;

· собственно конфликт;

· разрешение конфликта.

Первая стадия характеризуется накоплением противоречий, выяснением позиций сторон, зондированием потенциальных союзников, скрытым накоплением сил. На этой стадии – в случае выявления – наибольшая вероятность недопущения конфликта.

Вторая стадия является этапом дифференциации и постепенной поляризации сторон. Все более обостряются противоречия. Стороны перестают воспринимать аргументы друг друга. Идет активная эскалация силы, поиск и привлечение на свою сторону союзников, нейтрализация возможных союзников соперников.

Третья стадия – самый острый, самый драматичный этап – протекание конфликта.
Это собственно этап политической «развязки». На этом этапе вероятно перерастание политического конфликта в военный.

Четвертая стадия – завершение конфликта.

 

 

2.14.2. Пути разрешения политических конфликтов

 

Исследование политических конфликтов неизбежно приводит к выяснению функций конфликтов. Особенностью функций конфликтов является то, что проявляются они в последствиях, по завершению конфликта.

Функции-последствия политического конфликта:

· политические;

· экономические;

· военные;

· экологические;

· демографические.

Функции конфликта могут быть позитивными и негативными.

К позитивным можно отнести:

· функция разрядки напряженности между антагонистами. Конфликт играет роль «последнего клапана», «отводного канала» напряженности. Общественная жизнь освобождается от накопившихся страстей;

· коммуникативно-информационная и связующая функция. В ходе столкновения стороны больше узнают друг друга, могут сближаться на какой-либо общей платформе;

· стимулирующая функция. Конфликт выступает движущей силой социальных изменений;

· содействие формированию социально необходимого равновесия. Своими внутренними конфликтами общество постоянно «сшивается воедино»;

· функция переоценки и изменения прежних ценностей и норм общества.

К негативным функциям конфликта можно отнести следующие:

· угроза раскола общества;

· неблагоприятные изменения во властных отношениях;

· раскол в малоустойчивых социальных группах и международных организациях;

· неблагоприятные демографические процессы и др.

Задача управления и разрешения конфликта как раз и состоит в том, чтобы не допустить его разрастания или снизить негативные последствия.

Под управлением конфликтом обычно понимают целенаправленное воздействие на основные параметры конфликта: на конфликтную ситуацию (генерирующую конфликтогенные факторы), на предмет и субъекты конфликта, приводящее к изменению уровня конфликтности или его разрешению.

Как правило, целью управленческого воздействия на конфликт является его урегулирование или его разрешение. Следует, однако, отметить, что понятие «управление конфликтом» может рассматриваться и в аспекте провоцирования или интенсификации конфликта.

Под урегулированием обычно понимают прекращение конфликта или значительное снижение его интенсивности. При этом претензии сторон друг к другу, как правило, сохраняются, часто принимая скрытую форму, или удовлетворяются частично.

Разрешение конфликта предполагает его завершение, сопровождающееся обоюдным удовлетворением претензий.

После урегулирования или разрешения конфликта наступает постконфликтная ситуация. Постконфликтная ситуация, возникшая в результате урегулирования конфликта, как правило, менее стабильна, чем в случае его разрешения.

Рассмотрим общие принципы управления конфликтом и типы управленческих стратегий. (Отметим, что данные принципы, как и типы управленческих стратегий, относятся не только к управлению политическими конфликтами, но и практически к большинству социальных конфликтов.)

Прежде всего это институциализация конфликта – установление норм и процедур регулирования конфликта. Она включает:

· прекращение насилия;

· сокращение участников;

· принятие сторонами определенных правил разрешения конфликта;

· принятие контроля со стороны третьих лиц.

Следующим принципом можно назвать легитимацию процедуры разрешения конфликта – введение обязательных норм взаимодействия конфликтующих сторон.

Редукция конфликта, т. е. его последовательное ослабление в результате перевода на более мягкий тип противоборства, также может быть рассмотрена как принцип управления конфликтом.

Важную роль в управлении конфликтом, в эффективности управленческого воздействия на конфликт и конфликтную ситуацию играет управленческая стратегия. Среди типов управленческих стратегий выделяют:

1. Нормативную, или морально-правовую, стратегию. Разрешение конфликта происходит на административно-правовой или этической основе с применением норм права и морали, с привлечением суда, арбитража.

2. Реалистическую стратегию – она ориентирована на любые эффективные средства (насилие, шантаж, угрозы, торг и др.).

3. Интегративную – ориентирована на сотрудничество, на поиск общих целей и ценностей, которые бы могли перевести конфликт в менее конфликтную плоскость.

К эффективным методам управления конфликтом в государственно-административной сфере обычно относят:

· арбитраж должностного лица или органа, координирующего деятельность конфликтующих структур;


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.029 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал