Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Политическая система в современной России 4 страница






· следование определенным политическим традициям и идеалам, политическим и социальным стереотипам своей семьи;

· участие в практической политической жизни страны: выборы, референдумы, собрания, реализация своих политических взглядов, политических позиций, умение делать выводы и извлекать уроки из реальной политической жизни;

· межличностное общение, обмен с коллегами личным опытом и мнениями по актуальным политическим проблемам;

· самостоятельный анализ текущей политической жизни, политических явлений в стране и за рубежом, корректировка своего политического поведения в соответствии с результатами анализа.

Таким образом, политическая культура – сложное политическое образование, важное свойство личности. Проблема формирования политической культуры является очень сложным, длительным и динамичным процессом.

Политический процесс, таким образом, можно охарактеризовать как динамическую сторону политических отношений, деятельность субъектов политики по осуществлению политических решений.

Морально-нравственной основой деятельности в политике является политическая культура.

Успех в политической жизни гарантирован тем личностям, политическим элитам и политическим лидерам, которые свою деятельность сверяют с нормами политической культуры.

 

 

2.9. Политические отношения и процессы

 

 

2.9.1. Сущность политических отношений и процессов

 

Политическая жизнь сложна и многообразна. Политические субъекты находятся в постоянном движении, в действии и противодействии. Политические события наполняют ежедневную жизнь стран и затрагивают интересы миллионов людей. Политические элиты упрочивают свое положение, одни элиты сменяются другими, формируется и набирает вес молодое поколение элит. Политические партии проводят свои съезды и конференции. Государственные властные структуры видоизменяются, перестраиваются…

За всем многообразием политической жизни, кажется, невозможно выявить закономерности ее протекания, но политические действия имеют объективную причину, последовательный характер и последствия.

Выяснению закономерностей политической жизни и политического процесса посвящается наша лекция.

Политический процессэто совокупность действий субъектов политики и их взаимодействие по использованию политической власти для реализации своих политических концепций, идей и интересов.

Политический процесс – динамическая характеристика политической жизни, он раскрывает глубинные изменения политической системы, ее эволюцию во времени и пространстве.

Другими словами, политический процесс – это совокупность отношений между субъектами политики.

Политические отношениявзаимодействие субъектов политики друг с другом и с политической властью.

Политические отношения играют в обществе такую же важную роль, как и отношения экономические, социальные, духовные.

Выделяют следующие типы политических отношений:

· отношения сотрудничества, взаимодействия и политического единства (консенсус);

· отношения подчинения, господства и эксплуатации. При таком типе отношений возможны разногласия, противоречия, конфликты и даже войны. Конфронтация обусловлена непримиримостью между субъектами политического процесса, особенно в области политической идеологии.

Политические отношения бывают также горизонтальными и вертикальными. Горизонтально организованные и вертикально организованные политические отношения М. Вебер считал «идеальными типами» отношений.

Характер политического процесса зависит от преобладающего в нем характера политических отношений.

Обычно выделяют следующие виды политических процессов:

1. Базовые и периферийные.

Базовые это процессы политического участия и государственного управления (принятие решений, законотворчество, контроль за исполнением законов и решений и т. п.). Базовые политические процессы характеризуют разнообразные способы включения широких социальных слоев в отношения с государством (поддержка, требования), приемы формирования и рекрутирования элит (электоральный процесс).

Периферийные политические процессы характеризуют динамику формирования партий, групп давления, политических ассоциаций, клубов, развитие местного самоуправления, деятельность объединений избирателей.

2. По времени.

3. Явные или скрытые.

4. С различным циклом протекания.

Основываясь на вышесказанном, можно выделить стадии политического процесса или режимы его протекания. Эти стадии следующие:

Первая стадия – конституирование, становление политической системы. Становление политической системы происходит, как правило, в переломные моменты развития общества. К власти приходит элита с противоположной политической идеологией, и эта победившая элита создает качественно новые органы политической власти и политические институты; происходит процесс легитимации власти.

Конституирование не обязательно предполагает полное изменение политической системы. Это может быть политическая модернизация, обновление на существующей правовой базе без радикальных перемен.

Вторая стадия – функционирование.

Это, как правило, стабильный период развития общества и политической системы без острых политических конфликтов и кризисов. Конституированная и легитимная политическая элита уверенно удерживает в своих руках политическую власть. Конституция государства одобряется и поддерживается большинством населения.

Третья стадия – развитие.

Эта стадия характеризуется частичными изменениями в государственных органах, что позволяет повысить уровень влияния правящей элиты, ее авторитет и роль в решении вопросов общественной жизни.

На этой стадии активизируется деятельность элиты оппозиции, которая создает «теневой кабинет» и борется за влияние на народные массы, на электорат.

Четвертая стадия – разложение, упадок.

На определенном уровне политической системы происходит ее застой, стагнация. Элита оппозиции настолько набирает политический вес и влияние, что в состоянии сформировать иные, новые формы организации политической жизни. Эта иная по направленности динамики политического процесса имеет негативный характер по отношению к существующему институту власти. В результате правящая элита и связанные с нею политические институты теряют свою легитимность. Этим завершается один цикл политического процесса.

Однако политическая система в своем развитии не обязательно проходит стадию разложения и упадка вплоть до делегитимации существующей политической власти.
В некоторых случаях осуществляется процесс политической модернизации.

 

 

2.9.2. Электоральный процесс

 

В демократическом обществе основным элементом взаимоотношений гражданского общества и государства как основного института политической власти являются выборы и референдумы.

Референдум (от лат. «референдум» – то, что должно быть сообщено) – это особый вид всенародного голосования по важному вопросу, когда необходимо выявить мнение и волю всего народа.

Референдум может быть:

· конституционным – когда с его помощью утверждается Основной закон государства или вносятся поправки в Конституцию;

· законодательным – когда итоги референдума служат основой для принятия или отклонения закона, имеющего государственное значение;

· консультативным – когда необходимо выявить волю населения при решении важных государственных вопросов.

Референдумы также бывают обязательными – необходимость их проведения предусмотрена законом, и факультативными – их проведение зависит от воли правительства или населения.

Выборыэто совокупность правил и приемов, обеспечивающих участие общества в формировании государственных и муниципальных представительных органов власти, способ формирования определенного типа политической власти.

Если референдум призван выявить волю населения, избирателей, то выборы – непосредственное волеизъявление народа как источника политической власти в демократическом обществе.

В статье 3 Конституции Российской Федерации записано: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является его многонациональный народ». Народ осуществляет свою власть через систему органов государственной и муниципальной власти, он же и формирует эти органы путем выборов.

Выборы можно типологизировать по следующим основаниям:

1. По масштабу выборы бывают:

1) общегосударственные, национальные;

2) региональные;

3) муниципальные.

2. По субъекту голосования выделяют:

1) президентские;

2) парламентские;

3) правительственные;

4) выборы судей и присяжный заседателей;

5) выборы главы региона, субъекта в федеративном государстве;

6) выборы депутатов законодательного органа субъекта федерации;

7) выборы главы муниципального образования;

8) выборы депутатов законодательного органа муниципального образования;

9) выборы некоторых местных должностных лиц (шерифа, старосты, для России – органов территориального общественного самоуправления).

3. На основе принципов избирательного права:

1) всеобщие – ограниченные (цензовые);

2) равные – неравные;

3) прямые – косвенные (многостепенные);

4) с тайным – с открытым голосованием.

4. По виду выборы бывают:

1) очередные – проводятся по истечении законодательно установленного срока полномочий выборных органов, должностных лиц;

2) досрочные – проводятся в случаях досрочного прекращения полномочий органов власти, должностных лиц (в связи с роспуском парламента, отставкой депутата или должностного лица, отрешением от должности, отзыва депутата, утратой гражданства избранным лицом);

3) дополнительные – проводятся при наличии вакантного депутатского мандата, освободившегося по каким-то причинам;

4) частичные – проводятся в порядке ротации части депутатов органов власти.
В России такой вид выборов не предусмотрен, а в США состав Сената обновляются на 1/3 каждые два года;

5) повторные – проводятся в случаях, если очередные, досрочные, дополнительные выборы признаны несостоявшимися или их результаты – недействительными;

6) повторное голосование – назначается при проведении всех видов выборов, если ни один из кандидатов, включенных в избирательный бюллетень, не набрал необходимого для избрания (50% голосов + 1 голос) числа голосов. Повторное голосование иногда называют «второй тур».

В демократическом обществе место и роль выборов как политического института определяется их функциями:

1. Проявление воли народа, единственного источника политической власти.

2. Представительство общественных интересов.

3. Обеспечение рекрутирования политической элиты.

4. Легитимация власти.

5. Форма контроля за деятельностью органов власти.

6. Политическая социализация.

7. Способствуют изменению и развитию общества.

8. Дают возможность изменить политический режим.

Выборы проводятся на основе избирательного права, которое бывает активным и пассивным.

Активное избирательное право – это право выбирать.

Пассивное избирательное право – это право быть избранным.

Для выполнения своего политического и социального назначения выборы должны опираться на принципы избирательного права.

1. Всеобщность.

Сущность этого принципа в том, что все граждане, независимо от пола, расовой, религиозной, национальной, классовой и профессиональной принадлежности, языка, уровня доходов, образования и политических убеждений имеют право избирать и быть избранными в органы власти.

Действие этого принципа ограничивается рядом цензов.

Возрастной ценз ограничивает участие в выборах определенным возрастом.
В большинстве развитых стран возрастной ценз для избирателей установлен в 18 лет.
Для кандидатов возраст устанавливается несколько выше. В России депутатом Государственной Думы можно стать, достигнув возраста в 21 год, а Президентом РФ – 35. Для депутатов верхней палаты США и Японии установлен возраст в 30 лет, во Франции – 35, в Бельгии и Испании 40 лет.

Моральный ценз, как правило, лишает прав выбирать и быть избранным лиц, отбывающих наказание по приговору суда в местах лишения свободы.

Ценз недееспособности ограничивает избирательные права психически больных, чья недееспособность подтверждена судебным решением.

Ценз оседлости предполагает право допуска к участию в выборах лиц, имеющих определенный срок проживания в данной местности. Так президентом РФ может быть избран гражданин РФ, постоянно проживающий в России не менее 10 лет.

Половой ценз, как правило, не допускает участие в выборах женщины.

Имущественный ценз лишает избирательных прав лиц, не имеющих частной собственности или определенного уровня доходов. Так, в Сенат Канады может входить только лицо, владеющее недвижимой собственностью, а в Великобритании для получения права быть избранным требуется внести избирательный залог в виде довольно крупной суммы.

Образовательный ценз, как правило, ограничивает избирательные права тех, кто не знает государственного языка страны.

2. Равенство.

Это принцип равенства во всем. Каждый избиратель имеет только один голос, который осуществляется одинаково, независимо от его принадлежности тому или иному человеку. Все избирательные округа примерно равны по количеству избирателей.

Равенство кандидатов в праве на агитацию, сбор одинакового количества подписей для выдвижения, размер избирательного фонда.

3. Тайна выборов.

Сущность этого принципа заключается в том, что решение конкретного избирателя не должно быть известно никому.

Действенность этого принципа обеспечивается закрытой процедурой голосования, наличием специальных кабин для голосования, одинаковостью избирательных бюллетеней, опечатыванием урн для голосования, ответственностью организаторов выборов за нарушение тайны голосования и т. п.

4. Прямое голосование.

Сущность этого принципа – в непосредственном голосовании избирателей за конкретного кандидата.

Правда, в некоторых странах выборы являются косвенными или многостепенными. Президента США выбирает коллегия выборщиков, в Израиле, Греции, Ливане – парламент, смешанная коллегия выборщиков из депутатов парламента и депутатов парламентов субъекта федераций или областей – в Индии, Италии, Германии.

Помимо этих базовых демократических принципов избирательного права, выборы основываются на следующих принципах их организации и проведения.

1. Свобода выборов.

Этот принцип предполагает наличие у избирателей права на свободу мнения, слова и отсутствие давления при осуществлении своего конституционного права на выборы. Законодательство РФ определяет, что участие гражданина России в выборах является свободным и добровольным и никто не вправе оказывать на него воздействие с целью принудить к участию или неучастию в выборах, а также препятствовать его свободному волеизъявлению.

2. Наличие выбора, альтернативы.

Этот принцип предполагает конкурентный отбор из различных предложенных кандидатур, политических партий.

3. Обязательность и периодичность выборов.

Обязательность выборов является основным условием легитимации власти, а значит, показателем степени демократизации общества. При демократическом режиме формирование властных органов посредством выборов является обязательным условием.

Деятельность выборных органов политической власти должна быть регламентирована по времени, а значит, выборы должны проводится периодически и регулярно, в установленные законом сроки. Временные интервалы, по истечении которых проводятся выборы, определяются сроком полномочий выборных институтов власти.

Срок полномочий парламентов обычно составляет 4 – 5 лет. На такой же срок, как правило, избираются и президенты. Правда, в некоторых странах этот срок больше: Австрии, России, Финляндии, Египте, Мексике, Венесуэле – 6 лет, Франции, Италии, Турции, Казахстане, Таджикистане – 7 лет, а в Малави – пожизненно.

Важным является вопрос об ограничение числа переизбраний. В отношении депутатов парламента эта норма практически не применяется из-за коллегиальности высшего органа законодательной власти. В отношении президентов действует запрет на избрание одного и того же лица более двух раз.

В Конституции Российской Федерации в ст. 81 записано: «Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд». В США в 30 – 40-е гг. ХХ в. сложилась уникальная ситуация, когда Ф. Д. Рузвельт избирался президентом страны четыре раза подряд, после чего была принята поправка к Конституции США об ограничении президентских полномочий двумя сроками.

4. Открытость и гласность выборов.

Этот принцип предполагает обеспечение доступа избирателей к информации о кандидатах, политических партиях, избирательных органах, избирательном процессе и т. п. Информирование избирателей должно базироваться на принципах достоверности и беспристрастности, т. е. равного подхода ко всем участникам избирательного процесса.

5. Принцип справедливости выборов – как бы вытекает из ранее названного и предполагает меры по защите процесса выборов от необъективности и фальсификаций:

· организация выборов независимыми органами и наличие действенного механизма контроля над их деятельностью;

· обеспечение равных условий предвыборной борьбы для кандидатов и партий;

· проведение выборов в установленные законом и необходимые для организации агитационной работы сроки;

· обеспечение справедливого финансирования избирательного процесса;

· соблюдение объективности при определении результатов выборов;

· быстрое и эффективное рассмотрение случаев нарушений прав граждан, избирательного законодательства и жалоб на проведение выборов.

Таким образом, в демократическом обществе регулярно проводятся свободныеи альтернативные выборы при честном состязании политических сил.

Выборы, как характерная черта демократичности политического режима, проводятся по определенным правилам, процедурам и закономерностям.

Главным регулятором выборов является избирательная система.

Избирательная система – это совокупность правил организации и проведения выборов, порядок формирования органов публичной политической власти и система распределения мест в них после проведения выборов.

Основное назначение избирательной системы;

· обеспечение представительства народного волеизъявления в органах власти;

· формирование эффективно работающих органов власти;

· обеспечение перевода голосов избирателей в депутатские мандаты и властные должности.

Избирательная система включает в себя следующие компоненты:

· избиратели, или электорат;

· политические партии;

· кандидаты на выборные должности;

· наблюдатели;

· СМИ;

· государство.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.016 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал