Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Политическая система в современной России 2 страница
Во-первых, это позволяет четко определить функции, компетенцию и ответственность каждой ветви власти, каждого государственного органа, осуществлять взаимный контроль, создать систему сдержек и противовесов, помогающую достигать единства действий в государственном управлении и поддерживать динамичное равновесие в обществе в процессе преодоления противоречий. Во-вторых, позволяет предотвращать злоупотребления властью, установление диктатуры, тоталитаризма. В-третьих, реализация принципа разделения властей дает возможность гармонично соединять такие противоречивые аспекты жизни общества, как власть и свобода, закон и право, государство и общество, под углом зрения самоценности личности. Разделение властей реализуется в двух плоскостях: по горизонтали и по вертикали. Разделение властей по вертикали представляет собой разделение властных полномочий между субъектами государственного управления различного уровня. Таким образом создаются центральные, региональные и местные органы власти. Разделение властей по горизонтали реализуется на практике как распределение власти между тремя властными органами, «ветвями» власти, – законодательной, исполнительной и судебной. Законодательная власть основывается на принципах конституции и верховенства права, формируется в результате выборов. В различных странах функции законодательной власти различны и по объему, и по содержанию. Но, как правило, законодательная власть вносит поправки в конституцию, определяет основы внутренней и внешней политики государства, утверждает государственный бюджет, обсуждает и принимает законы, обязательные для исполнительных органов и граждан, контролирует их исполнение. В подавляющем большинстве стран носителем законодательной власти выступает представительный орган – парламент, который бывает двух- или однопалатным. К примеру, однопалатный парламент действует в Исландии, Люксембурге, Португалии, Греции, скандинавских государствах. В ряде стран существует двухпалатная парламентская система, при которой одна палата формируется в результате прямых выборов, а другая – на основе территориальной пропорциональности. В нашей стране высшим законодательным органом является Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации (ст. 94 Конституции РФ). Этот орган состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы. Исполнительная власть в различных странах еще более разнообразна. В некоторых странах (США) главой исполнительной власти является президент, одновременно занимающий пост главы государства. В других – эти функции разделены. К примеру, в Великобритании глава государства – монарх, глава исполнительной власти – премьер-министр. В государствах с республиканским устройством (Германия, Франция, Италия и др.) главой исполнительной власти является премьер-министр, а главой государства – президент. Особенностью исполнительной власти является то, что она не только организует выполнение решений законодателей, но и сама может издавать нормативные акты или выступать с законодательной инициативой. Исполнительную власть в нашей стране осуществляет Правительство Российской Федерации, состоящее из Председателя, его заместителей и федеральных министров. Судебная власть стоит на страже конституционного устройства государства, законности и порядка, прав и свобод граждан. В ее систему включены организации и учреждения, независимые от других органов власти: это конституционные суды (в Австрии, Испании, Португалии, Германии, России и др.), назначение которых состоит в том, чтобы быть гарантом защиты демократической системы от чрезмерных притязаний на власть со стороны законодательной, исполнительной и в какой-то мере общественной власти. По Конституции Российской Федерации (ст. 118) судебная власть в стране «осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства». Высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам является Верховный Суд РФ (ст. 126), а по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, – Высший Арбитражный Суд РФ (ст. 127). Кроме органов государственной власти, властные полномочия имеют и органы общественной власти. Здесь в первую очередь нужно назвать органы местного самоуправления, которые не входят в систему государственной власти, к примеру, в Российской Федерации (ст. 12 Конституции РФ). Они призваны самостоятельно управлять муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения (ст. 132). В обществе может сложиться такое положение, когда власти не будет – безвластие. Безвластие – это кризисное состояние общества, государства или его отдельной административно-территориальной единицы, когда резко нарушается функционирование существующих органов власти. Для безвластия характерно следующее: · распад или прекращение функционирования властных структур; · отсутствие или несоблюдение законности; · не гарантируется личная безопасность и нормальная жизнедеятельность граждан; · может остановиться производство, транспорт и др. Таким образом, власть присуща всякому обществу, и общество без власти не способно функционировать. Характерной чертой политической власти является ее проникновение во все сферы общества. Обязательным условием функционирования политической власти в демократическом государстве является ее легитимность.
2.7. Государство как институт политической власти
2.7.1. Происхождение и сущность государства
Государство является центральным институтом политической системы и основным институтом политической власти. В государстве народ объединяет свои усилия для достижения экономических, политических и социальных целей. Государство – Что же такое есть государство? В политологии категория «государство» является одной из центральных, основных наряду с категориями «политика» и «власть». Государство – основной институт политической системы общества, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения людей, общественных групп, классов, ассоциаций на основе использования политической власти. Длительное время отсутствовало содержательное и терминологическое разграничение понятий общества и государства. Первые шаги в их разграничении сделал Н. Макиавелли, введя для обозначения государства особый термин «стато». Основательное теоретическое разграничение гражданского общества и государства впервые провел Гегель, отдав безусловный приоритет последнему. Традиция отождествления общества и государства сохраняется и поныне, но уже не в теоретическом, а обыденном сознании. Часто термин «государство» используется в одном смысле с такими понятиями, как страна, нация, отчизна, общество. Надо помнить, что мы рассматриваем государство как орган, как институт политической власти, в отличие от государства – страны. В этом отношении можно выделить следующие признаки государства: 1. Наличие права. Гражданами признается за государством исключительное право на издание законов и норм, обязательных для всего населения на всей территории страны. С помощью права государство закрепляет определенный порядок общественных отношений, порядок формирования, структуру и организацию государственного аппарата управления. 2. Суверенитет. Суверенитет государственной власти выражается в ее верховенстве и независимости от любых властей внутри страны или других государств. 3. Отделение публичной власти от общества. Государство – особая управляющая система, руководящая всеми сферами общественной жизни и опирающаяся на силу закона и аппарат принуждения. 4. Монополия на легальное применение силы. 5. Право на взимание налогов и сборов. Налоги необходимы для содержания государственного управленческого аппарата и материального обеспечения деятельности государства (социальная, военная политика, внешнеполитическая деятельность и т. д.). Кроме того, к атрибутам государства относятся: · флаг, герб, гимн; · территория; · население; · государственный аппарат – система органов функционирования и развития государства. В развитии теоретических представлений о государстве всегда существовали и противоборствовали две линии: · этатическая – положительное отношение к государству, признание его общественной пользы; · антиэтатическая – государственный негативизм, отношение к государству как к социальному и нравственному злу. Вплоть до XIX в. преобладала этатическая тенденция, связывающая цели государства с усилением государственного же могущества. Даже забота о благе подданных, торжество справедливости и гуманности обосновывалось необходимостью укрепления государственной власти. По отношению к гражданам государство наделялось исключительными правами. Представители антиэтатической линии видели в государстве деспотическую, угнетающую силу, ограничивающую свободу и содействующую рабству. Святой Августин считал, что земной град должен быть преодолен ради града божьего, царства небесного, в котором «пройдет неправда, упразднится всякое начальствование и власть человеческая». Антиэтатические идеи органически присущи социализму. Т. Мор в «Утопии» утверждал, что «все остальные правительства, которые я вижу или знаю, – это заговор богатых... чтобы можно было заставить бедняков трудиться за самую низкую плату и угнетать их как угодно». Выдающийся французский мыслитель Сен-Симон критически оценивает государство, в котором «невежество, суеверие, лень и страсть к разорительным удовольствиям составляют удел главарей общества, а способные, бережливые, трудовые люди подчинены им и используются в качестве орудий». Приемлемым, с его точки зрения, является управление, а не политика, управление вещами, а не людьми. Дальнейшее развитие эта линия получила у К. Маркса, который считал государство аппаратом насилия, создаваемым и используемым эксплуататорами, экономически господствующим классом для охраны и закрепления своего господства. Согласно марксистской теории «Государство есть машина для угнетения одного класса другим, машина чтобы держать в повиновении одному классу прочие угнетенные классы» (Ленин В. И.). В принципе, мысль Маркса о том, что государство не может быть социально нейтральным, что оно всегда обслуживает и защищает определенные социальные интересы, абсолютно справедлива. Государство не может одинаково удовлетворять потребности всех социальных групп. Соответственно и сами эти группы оказывают неодинаковое воздействие на государственные решения. Однако в марксизме была преувеличена служебная, инструментальная роль государства, которое, по Марксу, находится на службе определенного класса. Явно преувеличена роль насилия в осуществлении государственной власти и недооценены другие средства: убеждение, стимулирование, воодушевление, информирование и др. Предельно завершенная антигосударственная позиция была сформирована анархистами, которые считали социалистическую революцию рубежом перехода к безгосударственному строю. Науке известны различные концепции возникновения государства. Рассмотрим некоторые из них. Теократическая концепция связывает возникновение государства с божьим установлением. Патриархальная теория (Р. Фильмер) предполагает возникновение государственной власти как власти опекунской, отеческой в результате соединения родов в племена, племен в общности и государства. Концепция договора (Гроций, Гоббс, Локк, Руссо) выводит государство из соглашения между правителем и подданными, заключаемого в целях обеспечения порядка и организации общественной жизни. Российская история знает примеры подобных соглашений между населением древнерусских городов-республик и приглашаемыми на власть князьями. При нарушении соглашения и в случае недовольства населения княжеским правлением князь отстранялся от власти. Теория завоевания объясняет возникновение государства завоеванием одних групп населения другими. Психологическая теория видит корни государства в идее, рожденной человеческим гением. Социально-экономическая концепция возникновения государства занимает особое место, наиболее ранняя ее разновидность – взгляды Платона, увидевшего истоки государства в разделении труда, в обособлении деятельности по руководству обществом. По мнению Маркса, государство возникает вследствие развития производства, социальной и имущественной дифференциации, общественного разделения труда, раздела общества на классы. Но государство отомрет с исчезновением классов. Однако история и современность не дают оптимистических оснований надеяться на отмирание государства, и суждение об отмирании государства в бесклассовом обществе можно считать лишь гипотезой. Генезис государства в историческом плане можно рассмотреть как совокупность нескольких этапов. I этап – античный. Он характерен следующими моментами: · сохраняются остатки первобытной демократии (особенно военной); · чередуются республиканские и монархические формы правления; · существует деление населения на свободных (граждан) и несвободных (рабов); · экономическая деятельность – удел несвободных. Государства этого этапа имели четко выраженные две функции: · руководство (господство, подавление) трудом порабощенных; · регулирование отношений в сообществе свободных. II этап – средние века. Этот этап характеризуется следующим: · сохраняется сильная монархическая власть; · население – собственность монарха («государевы люди»); · государство доминирует в обществе; · формируются предпосылки и основы государства Нового времени. В это время в научной литературе появляются понятия: владения, земли, княжества, королевства, империи и республика (от лат. «рес» – вещь, и «публика» – общественное). III этап – Новое время (с XVII в.). На этом этапе: · на Востоке закреплялись монархические и имперские формы государства; · в Европе завершился процесс образования наций, формирования общенационального рынка, языковой и культурной консолидации большинства стран; · изживаются остатки неэкономического принуждения в труде; · формируется личность нового типа; · образуется общество суверенного народа – противовес государству; · образуются централизованные государства – метрополии. К этому времени относится появление теорий о федеральном или конфедеративном устройстве государства. IV этап – современный. Этот этап характерен: · расширением федеративных и конфедеративных процессов; · углублением демократических процессов; · стабильностью государства благодаря балансу власти и общества; · распадом государств-метрополий и образованием молодых государств · распадом государственных объединений типа СССР, Югославия. Такова история возникновения и эволюции государства. Государство, как институт политической власти, структурно состоит из следующих основных систем: 1. Властные системы: · органы законодательной власти; · органы исполнительной власти; · органы судебной власти. 2. Надзорно-контрольные органы: · прокуратура; · полиция, милиция; · таможенная служба, таможенные органы; · налоговая инспекция и налоговая полиция; · счетная палата; · органы надзора (экологический, лесной, рыбоохраны и т. п.). 3. Органы защиты: · вооруженные силы; · национальная гвардия, внутренние войска, жандармерия, карабинеры и т. п.; · органы безопасности; · пограничная служба, пограничные войска, пограничная стража. Государство обладает рядом функций, основными направлениями работы. Традиционно функции государства подразделяются на внутренние и внешние. Внутренние функции государства. 1. Политическая, которая включает: · обеспечение политической стабильности; · осуществление властных полномочий; · выработка политического курса. 2. Экономическая – организация, координация и регулирование экономических процессов. 3. Правовая, которая включает: · создание и установление правовых норм; · обеспечение правопорядка; · регулирование общественных отношений и поведения граждан; · охрана общественного строя от экстремизма. 4. Организаторская, которая состоит в осуществлении следующих властных полномочий по реализации выработанной политики: · исполнение решений; · формирование государственного управленческого аппарата и его использование; · контроль за исполнением законов; · координация деятельности различных субъектов политической системы. 5. Социальная – удовлетворение жизненно важных потребностей людей (работа, жилье, здоровье, социальное обеспечение, отдых и т. д.). 6. Культурно-воспитательная – создание условий для удовлетворения культурных потребностей людей и самореализации в творчестве, а также воспитание граждан. Внешние функции государства. 1. Внешнеполитическая, которая включает: · сотрудничество с другими странами в экономической, политической, военной, социальной и прочих сферах; · обеспечение участия государства в международных организациях. 2. Оборонительная – обеспечение безопасности, суверенитета и территориальной целостности страны. Таким образом, государство – это сложный, многофункциональный организм, имеющий многовековую историю и постоянно развивающийся.
2.7.2. Типология государств
Методы, которыми осуществляются функции государства, применяемые при этом средства, а также характер установленных в государстве отношений позволяют типологизировать, классифицировать разные виды государств. Современный мир отличается исключительным многообразием форм государственного устройства. Как правило, определить форму государства помогает полное его наименование, например, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Княжество Лихтенштейн, государство-город Ватикан, Федеративная Республика Германия, Исламская Республика Иран, Южно-африканская Республика, Королевство Швеция и т. д. Политологический анализ типологии государств зависит от того, по какому критерию проводится их классификация. Впервые типологию форм государственного устройства дали Платон и Аристотель. Они дифференцировали государства в зависимости от того, кто представлял собой источник власти, кто стоял у власти. Если один человек, то монархия, которой соответствовала форма, названная тиранией. Если несколько человек возглавляли государство, то это была аристократия (олигархия). Если многие граждане – то полития (демократия). Начиная с Ренессанса, типичным стало деление государств на монархии и республики. Такое деление сохранилось вплоть до XIX в. Не утратило оно своего значения и сегодня, хотя в наши дни центр тяжести сместился, и главным критерием классификации государств являются методы осуществления власти. Типология государств может осуществляться по различным основаниям. В марксизме главным критерием типологизации выступает социально-экономическая, классовая природа государства. На этой основе выделяются следующие типы государств: · рабовладельческие; · феодальные; · буржуазные (капиталистические); · социалистические; · социалистической ориентации; · капиталистической ориентации. В средствах массовой информации, в коммунистической научной литературе бывшие социалистические страны Восточной Европы называли странами народной демократии. Социальная природа государства выражается и в социальных слоях, на которые оно опирается, и которые обеспечивают ему поддержку. Так, во многих латиноамериканских государствах президент опирается на военных и гражданскую бюрократию, что дает основание говорить о военно-технократическом, военно-бюрократическом государстве. Устоявшейся классификацией государств является их типологизации по способу организации высшей власти. Выделяются монархии и республики. Монархии бывают: 1. Самодержавные, абсолютные. Преобладавшие в прошлом, сегодня очень редки и сохранились главным образом в Азии, в Саудовской Аравии, Катаре, Брунее, Омане и Объединенных Арабских Эмиратах и др. 2. Конституционные, ограниченные. Представляя дань традиции, монархи в них – декоративные фигуры, не обладающие значительными политическими полномочиями, но играющие важную роль в моральном плане, способствующие консолидации нации. В реальности конституционные монархии мало чем отличаются от республик. Разновидностью конституционной монархии являются монархии дуалистические, характерные для отсталых стран. Здесь монархи осуществляют в основном исполнительную власть, а парламенты законодательную (Иордания, Марокко, Кувейт). Почему же монархия до сих пор сохраняется в ряде государств, если реальная власть не принадлежит монарху? Для многих стран (особенно на Европейском континенте и в Японии) институт монархии олицетворяет собой символ единства нации и незыблемости ее политической системы, так как власть монарха не зависит от игры политических сил. Традиционная сфера деятельности монарха – представительство страны за рубежом. Уровень этого представительства считается более высоким, если делегация возглавляется монархом, В абсолютных монархиях управление осуществляется без конституций, нередко и без парламента. При монархах иногда имеются совещательные органы, так называемые квазипарламенты, с очень ограниченными возможностями. В государствах Персидского залива монархи сумели распорядиться огромными доходами от нефти и провести коренные социально-экономические преобразования в своих странах, в результате которых эти страны стали участвовать в мировом капиталистическом рынке. К особенностям восточных монархий можно отнести властность, абсолютизм и компетентность, сыгравшие большую роль в модернизации стран. Республики – государства, где высшие органы государственной власти формируются на выборной основе. Бывают президентские, парламентские и смешанные. Характерные признаки президентской республики: · президент является одновременно главой государства, премьер-министром, формирует кабинет министров и контролирует его деятельность; пост премьер-министра отсутствует; · законодательная и исполнительная ветви власти формируются на основе двойной системы выборов и отчетливо разъединены; · президент избирается внепарламентским методом, всеобщим голосованием; · у правительства отсутствует прямая ответственность перед парламентом; · у президента есть право «вето», а парламент имеет механизм импичмента; · парламент имеет солидные полномочия по контролю за деятельностью правительства и президента, вплоть до отклонения законопроекта. Эта форма президентской республики была впервые введена в США на основе Конституции 1787 г. Кроме США, к президентским республикам относят Бразилию, Аргентину, Мексику, Уругвай. Для парламентской республики характерно: · глава государства – премьер-министр, как правило, лидер победившей на выборах политической партии; · единая система выборов; · победившие партии формируют высший законодательный орган; · парламент формирует правительство из числа членов победивших партий; · правительство несет ответственность перед парламентом; · парламент может избирать президента, который выполняет представительские функции. Парламентские республики существуют в Италии, Германии, Швейцарии, Ирландии, Турции. Для смешанной республики характерны следующие признаки: · глава государства – президент, который избирается всенародно; · имеется пост премьер-министра, премьер-министр назначается президентом по согласованию с парламентом; · правительство формируется президентом, подотчетно ему и парламенту; · президент имеет право «вето», может распустить парламент, а парламент имеет право на импичмент. Смешанные республики иногда называют полупрезидентскими, к ним относятся Россия, Франция, Австрия, Исландия, Португалия. По административно-территориальной организации государства делятся на унитарные и федеративные. Унитарные государства –это единое цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают. У унитарного государства существует ряд признаков, которые его характеризуют с различных аспектов. На территории унитарного государства действует одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство. В нем функционирует единая денежная система, проводится обязательная для всех административно-территориальных единиц общая налоговая и кредитная политика. Унитарное государство предполагает единые, общие для всей страны представительные, исполнительные и судебные органы, которые осуществляют верховное руководство соответствующими органами местного самоуправления или органами управления на местах. Например, во Франции высшим и единым законодательным органом является двухпалатный парламент, состоящий из Национального собрания и Сената. Высшая судебная власть в этой стране принадлежит Кассационному суду, а исполнительная высшая власть осуществляется президентом. Кроме того, составные часа и унитарного государства не обладаю государственным суверенитетом. Как правило, это мононациональные государства. Но если есть представители других наций, то их проблемы решаются с помощью автономных образований (Великобритания. Испания, Финляндия). К унитарным государствам относятся также Италия, Швеция, Япония и др. Федеративное государство характеризуется: · наличием внутри государства государственных образований (штат, провинция, кантон, республика и др.); · эти образования имеют определенную самостоятельность и собственное административно-территориальное деление. Кроме того, любая федерация должна отвечать следующим критериям: · исключительное право федерального правительства на осуществление внешней политики; · отсутствие права сецессии (от лат. «сецессио» – отделение, уход); · федеральное правительство использует власть без прямого одобрения государств – членов федерации; · отсутствие у союзного правительства права на одностороннее изменение границ государств-членов; · союзная конституция может быть изменена только с согласия членов федерации; · наличие двухпалатного высшего законодательного органа с равным представительством каждого члена федерации; · разделение власти и полномочий союзного государства и государств-членов федерации. Федерация – это добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство. Помимо перечисленных типов государств существовали конфедерации. Конфедерации – это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения общих интересов. Признаки: · конфедерация не имеет своих общих законодательных, исполнительных и судебных органов власти. Совместные конфедерации органов создаются для решения экономических, социальных, оборонительных вопросов, но не для управления конфедерацией; · конфедерация не затрагивает гражданства тех государств, которые находятся во временном союзе; · такого рода объединения суверенных государств не имеют единой армии, единого бюджета, единой системы налогов. Эти вопросы могут решаться едиными конфедеральными органами власти; · конфедерация может договориться о единой денежной системе, единых таможенных правилах, а также единой межгосударственной кредитной политике на период существования; · обычно в конфедерациях создается «прозрачная» граница, для пересечения которой не требуется специальных документов;
|