Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Политическая система в современной России 2 страница






Во-первых, это позволяет четко определить функции, компетенцию и ответственность каждой ветви власти, каждого государственного органа, осуществлять взаимный контроль, создать систему сдержек и противовесов, помогающую достигать единства действий в государственном управлении и поддерживать динамичное равновесие в обществе в процессе преодоления противоречий.

Во-вторых, позволяет предотвращать злоупотребления властью, установление диктатуры, тоталитаризма.

В-третьих, реализация принципа разделения властей дает возможность гармонично соединять такие противоречивые аспекты жизни общества, как власть и свобода, закон и право, государство и общество, под углом зрения самоценности личности.

Разделение властей реализуется в двух плоскостях: по горизонтали и по вертикали.

Разделение властей по вертикали представляет собой разделение властных полномочий между субъектами государственного управления различного уровня. Таким образом создаются центральные, региональные и местные органы власти.

Разделение властей по горизонтали реализуется на практике как распределение власти между тремя властными органами, «ветвями» власти, – законодательной, исполнительной и судебной.

Законодательная власть основывается на принципах конституции и верховенства права, формируется в результате выборов. В различных странах функции законодательной власти различны и по объему, и по содержанию. Но, как правило, законодательная власть вносит поправки в конституцию, определяет основы внутренней и внешней политики государства, утверждает государственный бюджет, обсуждает и принимает законы, обязательные для исполнительных органов и граждан, контролирует их исполнение.

В подавляющем большинстве стран носителем законодательной власти выступает представительный орган – парламент, который бывает двух- или однопалатным. К примеру, однопалатный парламент действует в Исландии, Люксембурге, Португалии, Греции, скандинавских государствах. В ряде стран существует двухпалатная парламентская система, при которой одна палата формируется в результате прямых выборов, а другая – на основе территориальной пропорциональности.

В нашей стране высшим законодательным органом является Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации (ст. 94 Конституции РФ). Этот орган состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы.

Исполнительная власть в различных странах еще более разнообразна. В некоторых странах (США) главой исполнительной власти является президент, одновременно занимающий пост главы государства. В других – эти функции разделены. К примеру, в Великобритании глава государства – монарх, глава исполнительной власти – премьер-министр. В государствах с республиканским устройством (Германия, Франция, Италия и др.) главой исполнительной власти является премьер-министр, а главой государства – президент.

Особенностью исполнительной власти является то, что она не только организует выполнение решений законодателей, но и сама может издавать нормативные акты или выступать с законодательной инициативой.

Исполнительную власть в нашей стране осуществляет Правительство Российской Федерации, состоящее из Председателя, его заместителей и федеральных министров.

Судебная власть стоит на страже конституционного устройства государства, законности и порядка, прав и свобод граждан. В ее систему включены организации и учреждения, независимые от других органов власти: это конституционные суды (в Австрии, Испании, Португалии, Германии, России и др.), назначение которых состоит в том, чтобы быть гарантом защиты демократической системы от чрезмерных притязаний на власть со стороны законодательной, исполнительной и в какой-то мере общественной власти.

По Конституции Российской Федерации (ст. 118) судебная власть в стране «осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства». Высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам является Верховный Суд РФ (ст. 126), а по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, – Высший Арбитражный Суд РФ (ст. 127).

Кроме органов государственной власти, властные полномочия имеют и органы общественной власти. Здесь в первую очередь нужно назвать органы местного самоуправления, которые не входят в систему государственной власти, к примеру, в Российской Федерации (ст. 12 Конституции РФ). Они призваны самостоятельно управлять муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения (ст. 132).

В обществе может сложиться такое положение, когда власти не будет – безвластие.

Безвластие – это кризисное состояние общества, государства или его отдельной административно-территориальной единицы, когда резко нарушается функционирование существующих органов власти.

Для безвластия характерно следующее:

· распад или прекращение функционирования властных структур;

· отсутствие или несоблюдение законности;

· не гарантируется личная безопасность и нормальная жизнедеятельность граждан;

· может остановиться производство, транспорт и др.

Таким образом, власть присуща всякому обществу, и общество без власти не способно функционировать. Характерной чертой политической власти является ее проникновение во все сферы общества. Обязательным условием функционирования политической власти в демократическом государстве является ее легитимность.

 

 

2.7. Государство как институт политической власти

 

 

2.7.1. Происхождение и сущность государства

 

Государство является центральным институтом политической системы и основным институтом политической власти. В государстве народ объединяет свои усилия для достижения экономических, политических и социальных целей. Государство –
это осознанная необходимость общего управления для соблюдения жизненно важных условий существования людей. Государство – это феномен человеческой мысли и человеческого труда.

Что же такое есть государство?

В политологии категория «государство» является одной из центральных, основных наряду с категориями «политика» и «власть».

Государство – основной институт политической системы общества, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения людей, общественных групп, классов, ассоциаций на основе использования политической власти.

Длительное время отсутствовало содержательное и терминологическое разграничение понятий общества и государства. Первые шаги в их разграничении сделал Н. Макиавелли, введя для обозначения государства особый термин «стато».

Основательное теоретическое разграничение гражданского общества и государства впервые провел Гегель, отдав безусловный приоритет последнему.

Традиция отождествления общества и государства сохраняется и поныне, но уже не в теоретическом, а обыденном сознании. Часто термин «государство» используется в одном смысле с такими понятиями, как страна, нация, отчизна, общество. Надо помнить, что мы рассматриваем государство как орган, как институт политической власти, в отличие от государства – страны.

В этом отношении можно выделить следующие признаки государства:

1. Наличие права.

Гражданами признается за государством исключительное право на издание законов и норм, обязательных для всего населения на всей территории страны. С помощью права государство закрепляет определенный порядок общественных отношений, порядок формирования, структуру и организацию государственного аппарата управления.

2. Суверенитет.

Суверенитет государственной власти выражается в ее верховенстве и независимости от любых властей внутри страны или других государств.

3. Отделение публичной власти от общества.

Государство – особая управляющая система, руководящая всеми сферами общественной жизни и опирающаяся на силу закона и аппарат принуждения.

4. Монополия на легальное применение силы.

5. Право на взимание налогов и сборов.

Налоги необходимы для содержания государственного управленческого аппарата и материального обеспечения деятельности государства (социальная, военная политика, внешнеполитическая деятельность и т. д.).

Кроме того, к атрибутам государства относятся:

· флаг, герб, гимн;

· территория;

· население;

· государственный аппарат – система органов функционирования и развития государства.

В развитии теоретических представлений о государстве всегда существовали и противоборствовали две линии:

· этатическая – положительное отношение к государству, признание его общественной пользы;

· антиэтатическая – государственный негативизм, отношение к государству как к социальному и нравственному злу.

Вплоть до XIX в. преобладала этатическая тенденция, связывающая цели государства с усилением государственного же могущества. Даже забота о благе подданных, торжество справедливости и гуманности обосновывалось необходимостью укрепления государственной власти. По отношению к гражданам государство наделялось исключительными правами.
Не была признана и развита идея обязанностей государства перед гражданами и идея контроля общества над государством.

Представители антиэтатической линии видели в государстве деспотическую, угнетающую силу, ограничивающую свободу и содействующую рабству.

Святой Августин считал, что земной град должен быть преодолен ради града божьего, царства небесного, в котором «пройдет неправда, упразднится всякое начальствование и власть человеческая».

Антиэтатические идеи органически присущи социализму.

Т. Мор в «Утопии» утверждал, что «все остальные правительства, которые я вижу или знаю, – это заговор богатых... чтобы можно было заставить бедняков трудиться за самую низкую плату и угнетать их как угодно».

Выдающийся французский мыслитель Сен-Симон критически оценивает государство, в котором «невежество, суеверие, лень и страсть к разорительным удовольствиям составляют удел главарей общества, а способные, бережливые, трудовые люди подчинены им и используются в качестве орудий». Приемлемым, с его точки зрения, является управление, а не политика, управление вещами, а не людьми.

Дальнейшее развитие эта линия получила у К. Маркса, который считал государство аппаратом насилия, создаваемым и используемым эксплуататорами, экономически господствующим классом для охраны и закрепления своего господства. Согласно марксистской теории «Государство есть машина для угнетения одного класса другим, машина чтобы держать в повиновении одному классу прочие угнетенные классы» (Ленин В. И.).

В принципе, мысль Маркса о том, что государство не может быть социально нейтральным, что оно всегда обслуживает и защищает определенные социальные интересы, абсолютно справедлива. Государство не может одинаково удовлетворять потребности всех социальных групп. Соответственно и сами эти группы оказывают неодинаковое воздействие на государственные решения.

Однако в марксизме была преувеличена служебная, инструментальная роль государства, которое, по Марксу, находится на службе определенного класса. Явно преувеличена роль насилия в осуществлении государственной власти и недооценены другие средства: убеждение, стимулирование, воодушевление, информирование и др.

Предельно завершенная антигосударственная позиция была сформирована анархистами, которые считали социалистическую революцию рубежом перехода к безгосударственному строю.

Науке известны различные концепции возникновения государства. Рассмотрим некоторые из них.

Теократическая концепция связывает возникновение государства с божьим установлением.

Патриархальная теория (Р. Фильмер) предполагает возникновение государственной власти как власти опекунской, отеческой в результате соединения родов в племена, племен в общности и государства.

Концепция договора (Гроций, Гоббс, Локк, Руссо) выводит государство из соглашения между правителем и подданными, заключаемого в целях обеспечения порядка и организации общественной жизни.

Российская история знает примеры подобных соглашений между населением древнерусских городов-республик и приглашаемыми на власть князьями. При нарушении соглашения и в случае недовольства населения княжеским правлением князь отстранялся от власти.

Теория завоевания объясняет возникновение государства завоеванием одних групп населения другими.

Психологическая теория видит корни государства в идее, рожденной человеческим гением.

Социально-экономическая концепция возникновения государства занимает особое место, наиболее ранняя ее разновидность – взгляды Платона, увидевшего истоки государства в разделении труда, в обособлении деятельности по руководству обществом.

По мнению Маркса, государство возникает вследствие развития производства, социальной и имущественной дифференциации, общественного разделения труда, раздела общества на классы. Но государство отомрет с исчезновением классов.

Однако история и современность не дают оптимистических оснований надеяться на отмирание государства, и суждение об отмирании государства в бесклассовом обществе можно считать лишь гипотезой.

Генезис государства в историческом плане можно рассмотреть как совокупность нескольких этапов.

I этап – античный. Он характерен следующими моментами:

· сохраняются остатки первобытной демократии (особенно военной);

· чередуются республиканские и монархические формы правления;

· существует деление населения на свободных (граждан) и несвободных (рабов);

· экономическая деятельность – удел несвободных.

Государства этого этапа имели четко выраженные две функции:

· руководство (господство, подавление) трудом порабощенных;

· регулирование отношений в сообществе свободных.

II этап – средние века. Этот этап характеризуется следующим:

· сохраняется сильная монархическая власть;

· население – собственность монарха («государевы люди»);

· государство доминирует в обществе;

· формируются предпосылки и основы государства Нового времени. В это время в научной литературе появляются понятия: владения, земли, княжества, королевства, империи и республика (от лат. «рес» – вещь, и «публика» – общественное).

III этап – Новое время (с XVII в.). На этом этапе:

· на Востоке закреплялись монархические и имперские формы государства;

· в Европе завершился процесс образования наций, формирования общенационального рынка, языковой и культурной консолидации большинства стран;

· изживаются остатки неэкономического принуждения в труде;

· формируется личность нового типа;

· образуется общество суверенного народа – противовес государству;

· образуются централизованные государства – метрополии. К этому времени относится появление теорий о федеральном или конфедеративном устройстве государства.

IV этап – современный. Этот этап характерен:

· расширением федеративных и конфедеративных процессов;

· углублением демократических процессов;

· стабильностью государства благодаря балансу власти и общества;

· распадом государств-метрополий и образованием молодых государств
(так называемые государства третьего мира);

· распадом государственных объединений типа СССР, Югославия.

Такова история возникновения и эволюции государства.

Государство, как институт политической власти, структурно состоит из следующих основных систем:

1. Властные системы:

· органы законодательной власти;

· органы исполнительной власти;

· органы судебной власти.

2. Надзорно-контрольные органы:

· прокуратура;

· полиция, милиция;

· таможенная служба, таможенные органы;

· налоговая инспекция и налоговая полиция;

· счетная палата;

· органы надзора (экологический, лесной, рыбоохраны и т. п.).

3. Органы защиты:

· вооруженные силы;

· национальная гвардия, внутренние войска, жандармерия, карабинеры и т. п.;

· органы безопасности;

· пограничная служба, пограничные войска, пограничная стража.

Государство обладает рядом функций, основными направлениями работы. Традиционно функции государства подразделяются на внутренние и внешние.

Внутренние функции государства.

1. Политическая, которая включает:

· обеспечение политической стабильности;

· осуществление властных полномочий;

· выработка политического курса.

2. Экономическая – организация, координация и регулирование экономических процессов.

3. Правовая, которая включает:

· создание и установление правовых норм;

· обеспечение правопорядка;

· регулирование общественных отношений и поведения граждан;

· охрана общественного строя от экстремизма.

4. Организаторская, которая состоит в осуществлении следующих властных полномочий по реализации выработанной политики:

· исполнение решений;

· формирование государственного управленческого аппарата и его использование;

· контроль за исполнением законов;

· координация деятельности различных субъектов политической системы.

5. Социальная – удовлетворение жизненно важных потребностей людей (работа, жилье, здоровье, социальное обеспечение, отдых и т. д.).

6. Культурно-воспитательная – создание условий для удовлетворения культурных потребностей людей и самореализации в творчестве, а также воспитание граждан.

Внешние функции государства.

1. Внешнеполитическая, которая включает:

· сотрудничество с другими странами в экономической, политической, военной, социальной и прочих сферах;

· обеспечение участия государства в международных организациях.

2. Оборонительная – обеспечение безопасности, суверенитета и территориальной целостности страны.

Таким образом, государство – это сложный, многофункциональный организм, имеющий многовековую историю и постоянно развивающийся.

 

 

2.7.2. Типология государств

 

Методы, которыми осуществляются функции государства, применяемые при этом средства, а также характер установленных в государстве отношений позволяют типологизировать, классифицировать разные виды государств.

Современный мир отличается исключительным многообразием форм государственного устройства. Как правило, определить форму государства помогает полное его наименование, например, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Княжество Лихтенштейн, государство-город Ватикан, Федеративная Республика Германия, Исламская Республика Иран, Южно-африканская Республика, Королевство Швеция и т. д.

Политологический анализ типологии государств зависит от того, по какому критерию проводится их классификация. Впервые типологию форм государственного устройства дали Платон и Аристотель. Они дифференцировали государства в зависимости от того, кто представлял собой источник власти, кто стоял у власти. Если один человек, то монархия, которой соответствовала форма, названная тиранией. Если несколько человек возглавляли государство, то это была аристократия (олигархия). Если многие граждане – то полития (демократия).

Начиная с Ренессанса, типичным стало деление государств на монархии и республики. Такое деление сохранилось вплоть до XIX в. Не утратило оно своего значения и сегодня, хотя в наши дни центр тяжести сместился, и главным критерием классификации государств являются методы осуществления власти.

Типология государств может осуществляться по различным основаниям.

В марксизме главным критерием типологизации выступает социально-экономическая, классовая природа государства. На этой основе выделяются следующие типы государств:

· рабовладельческие;

· феодальные;

· буржуазные (капиталистические);

· социалистические;

· социалистической ориентации;

· капиталистической ориентации.

В средствах массовой информации, в коммунистической научной литературе бывшие социалистические страны Восточной Европы называли странами народной демократии.

Социальная природа государства выражается и в социальных слоях, на которые оно опирается, и которые обеспечивают ему поддержку. Так, во многих латиноамериканских государствах президент опирается на военных и гражданскую бюрократию, что дает основание говорить о военно-технократическом, военно-бюрократическом государстве.

Устоявшейся классификацией государств является их типологизации по способу организации высшей власти. Выделяются монархии и республики.

Монархии бывают:

1. Самодержавные, абсолютные. Преобладавшие в прошлом, сегодня очень редки и сохранились главным образом в Азии, в Саудовской Аравии, Катаре, Брунее, Омане и Объединенных Арабских Эмиратах и др.

2. Конституционные, ограниченные. Представляя дань традиции, монархи в них – декоративные фигуры, не обладающие значительными политическими полномочиями, но играющие важную роль в моральном плане, способствующие консолидации нации.

В реальности конституционные монархии мало чем отличаются от республик.

Разновидностью конституционной монархии являются монархии дуалистические, характерные для отсталых стран. Здесь монархи осуществляют в основном исполнительную власть, а парламенты законодательную (Иордания, Марокко, Кувейт).

Почему же монархия до сих пор сохраняется в ряде государств, если реальная власть не принадлежит монарху? Для многих стран (особенно на Европейском континенте и в Японии) институт монархии олицетворяет собой символ единства нации и незыблемости ее политической системы, так как власть монарха не зависит от игры политических сил. Традиционная сфера деятельности монарха – представительство страны за рубежом. Уровень этого представительства считается более высоким, если делегация возглавляется монархом,
а не министром иностранных дел. Кроме того, многие монархи активно участвуют в политической жизни. Например, испанский король Хуан Карлос I сумел предотвратить два путча франкистов, пытавшихся возродить диктатуру в стране. Королева Великобритании имеет большие права: она утверждает премьер-министра, одобряет различные политические назначения, поддерживает связи с «оппозицией ее Величества», может отстаивать свое мнение. Монархи обеспечивают преемственность в политическом развитии, являются охранителями традиций и политической культуры той или иной страны.

В абсолютных монархиях управление осуществляется без конституций, нередко и без парламента. При монархах иногда имеются совещательные органы, так называемые квазипарламенты, с очень ограниченными возможностями. В государствах Персидского залива монархи сумели распорядиться огромными доходами от нефти и провести коренные социально-экономические преобразования в своих странах, в результате которых эти страны стали участвовать в мировом капиталистическом рынке. К особенностям восточных монархий можно отнести властность, абсолютизм и компетентность, сыгравшие большую роль в модернизации стран.

Республики – государства, где высшие органы государственной власти формируются на выборной основе. Бывают президентские, парламентские и смешанные.

Характерные признаки президентской республики:

· президент является одновременно главой государства, премьер-министром, формирует кабинет министров и контролирует его деятельность; пост премьер-министра отсутствует;

· законодательная и исполнительная ветви власти формируются на основе двойной системы выборов и отчетливо разъединены;

· президент избирается внепарламентским методом, всеобщим голосованием;

· у правительства отсутствует прямая ответственность перед парламентом;

· у президента есть право «вето», а парламент имеет механизм импичмента;

· парламент имеет солидные полномочия по контролю за деятельностью правительства и президента, вплоть до отклонения законопроекта. Эта форма президентской республики была впервые введена в США на основе Конституции 1787 г.

Кроме США, к президентским республикам относят Бразилию, Аргентину, Мексику, Уругвай.

Для парламентской республики характерно:

· глава государства – премьер-министр, как правило, лидер победившей на выборах политической партии;

· единая система выборов;

· победившие партии формируют высший законодательный орган;

· парламент формирует правительство из числа членов победивших партий;

· правительство несет ответственность перед парламентом;

· парламент может избирать президента, который выполняет представительские функции.

Парламентские республики существуют в Италии, Германии, Швейцарии, Ирландии, Турции.

Для смешанной республики характерны следующие признаки:

· глава государства – президент, который избирается всенародно;

· имеется пост премьер-министра, премьер-министр назначается президентом по согласованию с парламентом;

· правительство формируется президентом, подотчетно ему и парламенту;

· президент имеет право «вето», может распустить парламент, а парламент имеет право на импичмент.

Смешанные республики иногда называют полупрезидентскими, к ним относятся Россия, Франция, Австрия, Исландия, Португалия.

По административно-территориальной организации государства делятся на унитарные и федеративные.

Унитарные государства –это единое цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают.

У унитарного государства существует ряд признаков, которые его характеризуют с различных аспектов.

На территории унитарного государства действует одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство. В нем функционирует единая денежная система, проводится обязательная для всех административно-территориальных единиц общая налоговая и кредитная политика.

Унитарное государство предполагает единые, общие для всей страны представительные, исполнительные и судебные органы, которые осуществляют верховное руководство соответствующими органами местного самоуправления или органами управления на местах. Например, во Франции высшим и единым законодательным органом является двухпалатный парламент, состоящий из Национального собрания и Сената. Высшая судебная власть в этой стране принадлежит Кассационному суду, а исполнительная высшая власть осуществляется президентом.

Кроме того, составные часа и унитарного государства не обладаю государственным суверенитетом. Как правило, это мононациональные государства. Но если есть представители других наций, то их проблемы решаются с помощью автономных образований (Великобритания. Испания, Финляндия).

К унитарным государствам относятся также Италия, Швеция, Япония и др.

Федеративное государство характеризуется:

· наличием внутри государства государственных образований (штат, провинция, кантон, республика и др.);

· эти образования имеют определенную самостоятельность и собственное административно-территориальное деление.

Кроме того, любая федерация должна отвечать следующим критериям:

· исключительное право федерального правительства на осуществление внешней политики;

· отсутствие права сецессии (от лат. «сецессио» – отделение, уход);

· федеральное правительство использует власть без прямого одобрения государств – членов федерации;

· отсутствие у союзного правительства права на одностороннее изменение границ государств-членов;

· союзная конституция может быть изменена только с согласия членов федерации;

· наличие двухпалатного высшего законодательного органа с равным представительством каждого члена федерации;

· разделение власти и полномочий союзного государства и государств-членов федерации.

Федерация – это добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство.

Помимо перечисленных типов государств существовали конфедерации.

Конфедерации – это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения общих интересов.

Признаки:

· конфедерация не имеет своих общих законодательных, исполнительных и судебных органов власти. Совместные конфедерации органов создаются для решения экономических, социальных, оборонительных вопросов, но не для управления конфедерацией;

· конфедерация не затрагивает гражданства тех государств, которые находятся во временном союзе;

· такого рода объединения суверенных государств не имеют единой армии, единого бюджета, единой системы налогов. Эти вопросы могут решаться едиными конфедеральными органами власти;

· конфедерация может договориться о единой денежной системе, единых таможенных правилах, а также единой межгосударственной кредитной политике на период существования;

· обычно в конфедерациях создается «прозрачная» граница, для пересечения которой не требуется специальных документов;


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.028 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал