Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Религиозное измерение






Язык политики во многих странах заимствует религиозные термины. Как о священной говорят иногда о власти харизматических политических деятелей. И это не случайно.
На определенных этапах исторического развития власть в тех или иных странах имеет большое сходство с властью религиозной. Да и источником власти нередко объявляется божественное начало. В конце 50-х – начале 60-х гг. в нашей стране заговорили о «культе»[10] личности. Нередко говорят о «верных» последователях того или иного политика или политической партии. Пользуясь религиозным термином «догма», говорят о «догматическом марксизме» или просто «догматиках». Можно услышать и о «политических откровениях». Последнее означает волеизъявление божества или исходящее от него знание как абсолютный критерий политического поведения и познания. Иногда «обедней с певчими» называют крупные политические манифестации. И такой перечень заимствованных у религии терминов, в принципе, можно продолжать.

Наличие религиозных терминов в политических словарях является показательным.
В этом факте выражается сильное влияние религии на политику, стремление подчеркнуть священный характер политического общества.

Политика в большей или меньшей степени участвует в священном. В более ранний исторический период связь между политикой и священным была очевидной: обладатель политической власти объявлялся наместником Бога на Земле. Секуляризация и национализация политической власти положили конец совпадению политического и религиозного. Править стали избранники народа. Но неизбывное желание подкрепить свое политическое господство божественным авторитетом сохранилось. Не прекращаются попытки придания власти ореола священности, наделения ее чертами мистики, утверждения новых политических ритуалов и литургий. Эти и другие средства используются для внушения чувства уважения и поклонения власти.

В религиозной мысли видимое является свидетельством невидимого. В политике осуществление функций власти является выражением воли управляемых, граждан, что находит выражение в понятиях общей воли, народной воли, воли нации и т. д. Религиозное и политическое, встречаясь на философском уровне, сталкиваются с символами, к которым апеллируют их сторонники и которые определяют поведение и жизненные позиции носителей обоих идеологических направлений.

Религии сыграли важную роль в формировании государств. Чаще всего, религия выступает как естественный союзник власти, выступая с позиций сохранения существующих социальных и политических условий. Вместе с тем, религия, наоборот, может возглавлять революционные преобразования в обществе. Пример тому упоминавшаяся нами революция
в Иране.

Политика не может не считаться с религией, которая может становиться ее серьезным конкурентом. И тем не менее, она стремится заручиться поддержкой религии, обеспечивая тем самым свою легитимность. Следует сказать, что объектом религии, как и политики, является человек в обществе, и она стремится утвердить мораль и нравственность в этом обществе. И потому религия не может не иметь и политического измерения.

2.3. Возникновение и развитие политических учений

 

 

2.3.1. История политический учений

 

История политических учений насчитывает много веков. Политическое научное знание складывалось из элементов философских и социологических теорий.

Зачем нам надо знать историю политической мысли? Обращаясь к истории, мы познаем взгляды и теории великих мыслителей прошлого, опираясь на них, понимаем современные политические теории и проблемы.

Возникновение политической мысли в истории цивилизации неразрывно связано со становлением государства как особой организации власти. Человечеству потребовалось почти два тысячелетия опыта государственного управления обществом, прежде чем сложились возможности первых теоретических обобщений и выводов относительно политической жизни как особой сферы общественных отношений.

Попытки осмысления политики делались уже в глубокой древности. В истории становления и развития политической мысли можно выделить следующие этапы:

1 этап. Политические учения Древнего Востока.

2 этап. Политические учения Древней Греции и Древнего Рима.

3 этап. Политические учения Средневековья.

4 этап. Политические учения эпохи Возрождения и Просвещения.

5 этап. Политические учения Нового времени.

6 этап. Современные политические учения.

Рассмотрим эти этапы.

1. Политические учения Древнего Востока (Египет, Иран, Индия, Китай, Вавилон, Ассирия) характерны тем, что политическая мысль не выделялась в самостоятельную область знания, выражалась в мифологической форме, и господствовало понимание божественного происхождения власти.

Для древних египтян, вавилонян, индийцев боги были лучшими среди людей, вершителями земных дел, первыми законодателями и правителями.

У древних китайцев единственным проводником воли небесных сил был император. Боги наделяли его всей полнотой земной власти, давая ему для ее осуществления особые внутренние силы и способности.

Великий мыслитель Древнего Китая Конфуций (551 – 479 гг. до н. э.) признает божественное происхождение власти императора, но отказывается от божественного происхождения государства. Конфуций считал, что государство возникло из объединения семей; это большая семья, где император – строгий, но справедливый отец, а подданные – его послушные дети. Основным регулятором поведения в государстве Конфуций считал мораль, а главной целью государственной политики объявлял воспитание хороших нравов.

В IV в. до н. э. Шан Ян дал начало направлению, получившему название «легизм». Легисты, в отличие от конфуцианцев, считали нравственное воспитание людей недостаточным, и упор делали на строгие законы и суровые наказания.

2. Политические учения Древней Греции и Древнего Рима. Подлинной вершиной политической мысли Древнего Мира по праву считается философия Древней Греции.
Она изначально развивалась как идеология свободных людей. Во многих городах-полисах граждане активно участвовали в отправлении власти, легитимность власти была светской, вся Эллада была ареной ожесточенной борьбы за власть.

Основу науки о политике заложили древнегреческие философы: Сократ (470 – 399 гг. до н. э.); его ученик Платон Афинский (427 – 347 гг. до н. э.) – политические идеи его изложены в диалоге «Государство»; ученик и критик Платона Аристотель Стагирит
(384 – 322 гг. до н. э.).

Двухтысячелетняя история Древнего Рима – это огромный по своим масштабам опыт политической жизни, которая изобиловала борьбой различных политических сил, прошла через смену нескольких форм правления, перевороты, народные восстания.

Много сделали для развития политической мысли Марк Туллий Цицерон (106 – 43 гг. до н. э.), Луций Анней Сенека (ок. 4 г. до н. э. – 65 г. – философ-стоик и человек личного высокого мужества. Презирал смерть. Покончил жизнь самоубийством по требованию своего воспитанника Императора Нерона), Эпиктет (ок. 50 – ок. 140), Марк Аврелий (121 – 180). Гай Транквилл Светоний своей книгой «Жизнь двенадцати царей» положил начало традиции политических портретов.

Характерные черты политических учений этого этапа:

· постепенное освобождение политических взглядов от мифологической формы;

· обособление их как относительно самостоятельной части философии;

· анализ устройства государства, классификация его форм;

· поиск и определение наилучшей, идеальной формы правления.

Политические идеи Платона:

· государство возникло из-за многообразия материальных потребностей человека и невозможности их удовлетворения в одиночку;

· залог стабильности государства – разделение труда по склонности души;

· управлять государством должно сословие философов, специально подготовленных для этой миссии;

· сословие стражей должно защищать государство;

· землевладельцы и ремесленники – третье сословие – должны добросовестно трудиться на благо государства;

· переход из одного сословия в другой недопустим, ибо это наносит вред государству.

Аристотель, ученик и критик Платона:

· выдвинул предположение о естественном происхождении государства;

· назвал человека политическим существом;

· классифицировал формы государственного устройства по числу властвующих;

· выделял:

а) правильные формы государственного правления: монархия, аристократия, полития, при которых целью политики является общее благо;

б) неправильные формы: тирания, олигархия, демократия, где преследуются лишь собственные интересы и цели власть имущих;

· залогом стабильности государства считал наличие в обществе большого слоя средне обеспеченных граждан;

· высказывал идею верховенства закона.

Значительный вклад в развитие политической мысли в древнем Риме внес Цицерон в своих работах «О государстве» и «Законы». Он уделяет внимание разработке проблем правового равенства и государства. Согласно Цицерону, государство и право возникают не по произволу, а в соответствии со всеобщим требованием природы, включающим в том числе и веления человеческой природы. Государство, по Цицерону, основано на всеобщем разуме и справедливости, оно также является делом народа и возникает в результате согласия в вопросах права и общности интересов. Причиной образования государства является охрана собственности. В основе права лежит справедливость, первым требованием которой является не вредить другим и не покушаться на чужую собственность.

Цицерон выделяет три формы государства:

· царская власть;

· власть оптимистов (аристократии);

· народная власть (демократия).

Лучшей формой государства Цицерон считает смешанную форму, важнейшим достоинством которой является прочность государства и правовое равенство его граждан. Важным в учении Цицерона является рассмотрение гражданина как субъекта правового общения. Он также впервые выделяет «право народов», существенным принципом которого является необходимость соблюдения обязательств, налагаемых международными договорами.

Политическая мысль Древней Греции и Рима была пронизана идеей неумолимой судьбы, требующей смирения, ее рационализм был очень ограничен и присущ только небольшой элите античного общества.

В пределах Римской империи в первые столетия новой эры распространяется христианство, которое к середине IV в. становится государственной религией Рима.

Видный авторитет церкви Августин Блаженный (354 – 430) пишет трактат «О граде Божием», который содержит рассуждения о государственных и правовых учреждениях, посланных человеку свыше за грехи его. Августин верит, что на смену «граду земному» придет «град Божий», где любовь к Богу доведена до презрения человека к себе.

Учение Августина легло в основу новой идеологии католической церкви Средневековья, обосновывавшей приоритет духовной власти над властью светской.

3. Политические учения Средневековья. Средневековье характерно следующими политическими процессами:

· создание достаточно крупных, но слабо интегрированных монархий;

· распад их на раздробленные политические образования;

· расцвет сословно-представительных монархий.

Политическая мысль Средневековья также пронизана заботой о поиске основ устойчивого порядка, умеренных форм правления, требованием законопослушания.
В Средневековье власть осмысливается как осуществление Божьего промысла. Повиновение государственной власти – одно из основных требований христианской морали. В основе этого требования лежит завет Христа в лояльности и покорности властям: «Отдайте кесарю кесарево, а Богу – богово». Раннехристианские апологеты (Афиногор, Тертуллиан и др.) призывали христиан повиноваться государственной власти.

Период Средневековья включает три этапа эволюции феодального строя:

· раннефеодальный (конец V – начало XI в.);

· развитая фаза феодализма (середина XI – конец XV в.);

· позднее Средневековье (конец XV – начало XVII в.).

На протяжении всей политической истории западноевропейского Средневековья шла ожесточенная борьба между Римско-католической церковью, Папством и светскими феодалами и монархами за главенствующую роль в обществе. Соответственно и одной из центральных проблем тогдашнего политико-правового знания оказался вопрос о том, какая власть должна иметь приоритет: духовная (церковь) или светская (государство).

Особенности политических учений этого этапа:

· безраздельное господство католической церкви в духовной жизни;

· политическая наука стала отраслью богословия, догмы религии приобретают форму законов;

· социально-политическая мысль развивается усилиями религиозных деятелей;

· обоснование теологической теории политической власти.

Разносторонне одаренный и блестяще образованный монах-ученый Фома Аквинский (1226 – 1274) в своем трактате «О правлении государей» пытался соединить учение Аристотеля с христианскими догмами.

Он признает естественное происхождение государства, которое должно служить общему благу. Считает, что сущность власти составляют отношения господства и подчинения, и такой порядок – от Бога. При использовании власти допускаются злоупотребления, но если действия власти противоречат интересам церкви, то подданные имеют право на сопротивление.

4. Политические учения эпохи Возрождения и Просвещения. Характерные черты политической мысли этой эпохи:

· освобождение политической науки от теологии;

· развитие гуманистических начал в политической теории;

· анализ проблем и свобод человека, закона и государства, демократического устройства общественной жизни.

Великий флорентинец Н. Макиавелли (1469 – 1527) первым стал рассматривать политику как особую сферу научного исследования. Основной его труд – знаменитая книга «Государь», в которой Макиавелли:

· дал самодержцам исчерпывающие рекомендации по завоеванию и удержанию власти;

· впервые сформулировал идеологию централизованной монархической власти;

· считал, что народ не играет никакой роли в государстве;

· подчеркивал, что правитель сам определяет цели своей политики и добивается этих целей, используя любые средства;

· утверждал, что политика аморальна, мораль и политика не совместимы.

Макиавелли освобождает политику от принципов морали. Известно, что именем Макиавелли («макиавеллизм») называется политика, основанная на культе грубой силы, пренебрежении нормами морали. Самоуверенность, смелость и гибкость – вот от чего зависит успех политики, по мнению Макиавелли. При рассмотрении форм государственного устройства он отдает предпочтение республике, а не монархии. Единовластие необходимо при создании и реформировании государств, а республиканское правление является лучшим для поддержания государственной власти.

Рассматривая политику применительно к конкретному обществу, Макиавелли отмечает большое влияние на нее борьбы противоположных классов: простого народа и элиты, имущих и неимущих. Из соотношения борющихся в обществе сил он выводит и конкретные формы государства. Он предпочитает умеренную республику, или «смешанную форму государства», в которой сочетается демократический, аристократический и монархический элементы власти.

Родоначальниками социалистической идеологии стали Томас Мор (1478 – 1535), английский гуманист и писатель, Томмазо Кампанелла (1568 – 1639), итальянский философ и поэт. Они изображали государство без частной собственности, при распределении произведенных благ по потребности.

Английский мыслитель Томас Гоббс (1588 – 1679) развил гражданскую трактовку политики, считая, что монархия – самая лучшая форма власти. Он утверждал, что источник королевской власти – общественный договор с некоторыми ограничениями власти монарха.

Английский философ Джон Локк (1632 – 1704) правомерно считается основоположником либерализма. Он впервые четко разделил такие понятия, как личность, общество, государство, выделил законодательную и исполнительную власти.

На рубеже XVII – XVIII вв. в Европе возникло явление, которое принято называть Просвещением.

Это общекультурное движение в качестве идеала выдвигало утверждение на земле «царства разума» путем распространения знаний, искоренения невежества, всестороннего воспитания личности и пр.

В политической мысли это отразилось в виде концепций «просвещенного абсолютизма».

Немецкое просвещение было представлено работами С. Пуфендорфа, Х. Томазия,
Х. Вольфа, Г. Лессинга. Представитель итальянского Просвещения Дж. Вико считается одним из родоначальников современной социологии.

Идея просвещенного абсолютизма высказывалась в России в конце XVII в. в трактате
Ю. Крижанича «Политика». Ее поддерживал сам Петр I, обосновывал идеолог петровских реформ Ф. Прокопович, развивал В. Н. Татищев (1686 – 1750).

5. Политические учения Нового времени. Началом Нового времени традиционно считается английская революция середины XVII в.

Характерные черты политической мысли Нового времени:

· формирование либеральной политической идеологии;

· обоснование необходимости разделения политической власти;

· анализ ценностей и механизма функционирования буржуазной демократии;

· формирование концепции прав человека и гражданина.

Теория разделения властей по праву принадлежит французскому просветителю Шарлю Луи Монтескье (1689 – 1755).

Эта теория происходит из старой идеи «смешанного правления», которую разрабатывали еще Аристотель и Цицерон.

Впервые идея разделения властей нашла свое практическое воплощение в Англии в период правления Кромвеля, хотя это и произошло стихийно. Анализируя британскую политическую систему, Монтескье теоретически осмыслил ее. По его мнению, политической властью всегда злоупотребляют, злоупотребление же вытекает из природы человека. Верховенство права может быть обеспечено лишь разделением властей на законодательную, исполнительную и судебную с тем, чтобы различные власти могли взаимно сдерживать друг друга. Этот принцип возводится в конституционный принцип государства, в котором выражается не только рациональное разделение властно-управленческого труда, но и соотношение сил в обществе.

В первой половине XIX в. завершается формирование политической идеологии социализма – граф Клод Анри де Ревруа Сен-Симон (1760 – 1825), Роберт Оуэн
(1771 – 1858), Шарль Фурье (1772 – 1837).

В этот период возникают и радикально-революционные концепции. К ним, в первую очередь, надо отнести идеи Ж. Ж. Руссо (1712 – 1778), который:

· утверждал, что главное зло – частная собственность;

· первым разграничил государство и гражданское общество;

· доказывал необходимость прямого народного правления.

Вторая половина XIX в. связана с именами английского социолога Герберта Спенсера (1820 – 1903), немецкого философа Фридриха Ницше (1844 – 1900), французского философа-антрополога Жозефа Артюра де Гобино (1816 – 1882) и др.

В этот период наибольшую известность получают Карл Маркс (1818 – 1883), Фридрих Энгельс (1820 – 1895) – теоретики коммунистического общества.

Опираясь на материалистическое понимание истории, они много внимания уделяли изучению сущности политики, политической власти, характеру политической деятельности, определили пути, формы и методы прихода к власти трудящихся масс, рабочего класса.

Марксистская теория системы политических отношений включает в себя следующие положения:

1. Политические отношения, вытекающие из борьбы за власть и осуществления власти, появляются на основе общественно-экономических отношений, ими обусловлены и представляют собой политическую надстройку, с соответствующими формами общественного сознания.

2. Хотя базис первичен, а надстройка вторична, надстроечные институты тем не менее играют активную роль в социально-экономическом базисе. Политика выступает не только как отражение экономических отношений, но и как важный инструмент их формирования.

3. Государство есть продукт классовых противоречий и служит интересам экономически господствующего класса. Это положение К. Маркс обосновал в работе «Капитал», подчеркивая особую роль насилия в возникновении первого классового разделения и появления государства.

4. Экономически господствующий класс – он и политически, и идеологически господствующий класс.

5. На основании такого понимания сущности государства и классового господства марксизм создает теорию политического сознания. Исходным пунктом ее является утверждение о том, что общественное бытие людей определяет их сознание.

6. Анализ общественного положения классов, слоев и социальных групп является исходным пунктом для понимания политического поведения масс, их интересов, отдельных лидеров.

7. Политика в марксизме рассматривается лишь в конечном счете подчиненной экономике, и в то же время она имеет относительную самостоятельность и влияет на экономические отношения, убыстряя или замедляя ход экономических процессов.

Таким образом, в эпоху Возрождения и в период Нового времени сформировались следующие основные политологические доктрины:

1. Теория народного суверенитета возникла и развивалась в XVII – XIX вв. на базе теории происхождения общественного договора: согласно теории общественного договора народ суверенен, он – источник государственной власти и ее носитель.

2. Теория правового государства:

· учение о естественных правах личности, которые не зависят от государственного признания;

· необходимость гарантий прав личности;

· связь государства и его органов с законами, правом, стоящим над государством;

· связь с доктриной разделения властей.

3. Теория разделения властей:

· три власти – законодательная, исполнительная, судебная – должны осуществляться разными специфическими органами власти;

· все сферы государственной деятельности только в рамках закона;

· общедемократические принципы: закон принимается только представительной властью, исполнительная власть не может изменить законы; суд – независимый.

6. Современные политические учения. Современная политическая наука в своем развитии прошла следующие периоды.

Первый период – становление современной политической науки (конец XIX – конец 40-х гг. XX в.).

Этот период характерен исследованием проблем политической власти и ее социальных основ:

· теория заинтересованных групп (А. Бентли);

· теория элиты (правящего класса) (Г. Моска, В. Парето);

· социологическая теория государства (М. Вебер);

· теория олигархизации власти (Р. Михельс);

· психологическая теория власти (Г. Лассуэл).

Второй период – активное расширение сфер политологических исследований
(конец 40-х – вторая пол. 70-х гг.) – характерен поворотом к проблемам либерализации политической жизни, демократии, социальной политики государства:

· новая теория демократии (И. Шумпетер);

· плюралистическая теория демократии (Р. Даль);

· теория партисипаторной демократии (К. Макферсон, Дж. Вольф, Б. Барбер);

· концепция государства благосостояния, общества потребления (Дж. Катона, У. Ростоу, О. Тоффлер).

Третий период – поиск новых парадигм развития политической науки (сер. 70-х гг. – наст. время).

В этом периоде разрабатывались и развивались:

· футурологическая концепция единого мирового государства (Кларк, Сон);

· концепция постиндустриального общества (Д. Белл, Р. Арон, Дж. Гэлбрайт,
З. Бжезинский);

· концепция информационного общества (О. Тоффлер, Дж. Нейсбит, Е. Масуда);

· концепция национального интереса (Г. Моргентау);

· теория элитарной демократии;

· силовая концепция власти.

Современные политические теории и концепции можно классифицировать по следующим основаниям:

По уровню исследуемых объектов политики:

· концепции глобального или международного порядка;

· концепции общественного уровня;

· концепции политической сферы общества и политического развития;

· концепции важнейших подсистем политической системы общества;

· концепции отдельных или частных политических явлений.

По политико-идеологической направленности:

· либеральные;

· консервативные;

· социал-реформистские;

· марксистские;

· анархистские.

По специфике предмета и объекта исследования:

· политико-правовые;

· социологические;

· психологические:

· эмпирические.

В современной зарубежной политологии выделяются следующие основные школы.

1. Англо-американская – разрабатывает проблемы политической модернизации, стабильности, политических конфликтов, внешней политики (С. Липсет, К. Райт,
С. Ф. Хантингтон, Г. Моргентау, Дж. Сартари, Р. Дарендорф).

2. Французская – занимается проблемами типологии политических режимов, легитимности, партийно-политической инфраструктуры (М. Дюверже, Ж. Бурдо, М. Крозье, Р. Арон).

3. Немецкая – занимается сравнительным анализом политических систем, проблемами функционирования гражданского общества и правового государства (Г. Майер, И. Флетчер).

4. Польская – проводит исследования политической жизни общества, главных направлений демократизации политической системы (Е. Вятр, Т. Бодио, А. Боднар,
К. Опалэк, Ф. Рышка).

Классиком политического бихевиоризма считается американский ученый Г. Д. Лассуэл (1902 – 1978).

Зигмунд Фрейд (1856 – 1939) – основоположник психоаналитического подхода в политической жизни.

Классикой элитаризма стали концепции В. Паретто (1846 – 1923), Г. Моска
(1858 – 1941), Р. Михельса (1878 – 1936).

Таким образом, политическая мысль имеет многовековую историю.

 

 

2.3.2. Развитие общественно-политической мысли в России

 

Русская общественно-политическая мысль как оригинальное образование мировой политической науки в своем развитии прошла следующие этапы:

Первый этап. XI – XVII вв., что типологически соответствует эпохе Средневековья в западноевропейской культуре.

Второй этап. Конец XVII – первая четверть XIX в.

Третий этап. Вторая четверть XIX в. – октябрь 1917 г.

Четвертый этап. Октябрь 1917 г. – начало 90-х гг., коммунистический.

Характерные черты российской политической мысли:

· преобладание крайностей радикализма и консерватизма;

· односторонность, категоричность и нетерпимость радикализма и консерватизма, неприятие либерализма;

· тесная взаимосвязь политических, религиозных, нравственных, философских идей и концепций;

· своеобразие набора и содержания поставленных и решаемых вопросов;

· чрезмерная идеализация и мифизация прошлого – консерваторами, будущего – радикалами;

· недостаточная политическая и экономическая обоснованность выдвигаемых идей и путей практической реализации.

Первый этап. Основателем общественно-политической мысли на Руси считают киевского митрополита Иллариона (XI в.). В своем труде «Слово о Законе и Благодати» он обосновал включенность русской земли в общемировой процесс торжества христианства над язычеством.

Дальнейшее развитие политические идеи Древней Руси получают в летописях. Наиболее известные: Лаврентьевская (1377), Новгородская (XIV в.), Ипатьевская (XV в.), «Повесть временных лет» (1113).

Главной идеей политической мысли Руси XV в. – величие власти Московских государей. Дальнейшее развитие эта идея нашла в теории «Москва – третий Рим», разработанной монахом Филофеем в начале XVI в.

По этой теории история человечества представляется как история великих всемирных государств. Первое, Рим, погибло из-за ереси; второе, Византия, завоевано неверными – турками; третьим Римом стала Москва. Ей, до предначертанного Богом конца света, предписано быть хранительницей православия. Москва – третий Рим, «а четвертому
не быти».

Второй этап развития российской политической мысли связан с именем Петра I. Реформы Петра оформили русское феодальное государство в абсолютную монархию, положили начало преодолению промышленной, военной, культурной отсталости страны.

Феофан Прокопович (1681 – 1736) и В. Н. Татищев (1686 – 1750) отстаивали прогрессивные преобразования Петра I, защищая их от реакционных феодалов.

Одним из первых идеологов русской буржуазии был Т. Посошков (1665 – 1726).

В эпоху «просвещенного абсолютизма», связанного с правлением Екатерины II, сложились два направления в развитии политической мысли:

· идеология феодальной аристократии, стремившейся упрочить свое положение путем ограниченной монархии;

· политико-правовые идеи зарождающегося просветительства и либерализма, направленные против крепостного права.

Наиболее видным идеологом родовой аристократии был князь М. М. Щербатов
(1733 – 1790), доказывавший «химерность» равенства и новаций.

Активными проповедниками идей просветительства были С. Е. Десницкий, Н. Г. Курганов, Н. И. Новиков, А. Я. Поленов, И. А. Третьяков, Д. И. Фонвизин.

Вершиной критицизма крепостного права в России стали идеи А. Н. Радищева
(1749 – 1802).

Третий этап. Начало ему положило восстание декабристов. В этом периоде политическая мысль сконцентрирована на борьбе с феодализмом и поиске лучших (чем реальный капитализм) путей исторического развития. Основные идеи этого этапа:

· обоснование революционных планов коренного преобразования государственного строя в России;

· критика деспотизма в организации государственной власти;

· необходимость конституционной монархии, разделения властей, правового государства;

· поиск путей развития (самобытный и общеевропейский).

Важнейшими представителями идеологии либерализма в первой половине XIX в. стали Н. С. Мордвинов (1754 – 1845) и Н. Н. Сперанский (1772 – 1839).

Дальнейшее развитие общественно-политической мысли в России связано с движением декабристов. Наиболее видными идеологами декабристов были Н. М. Муравьев
(1795 – 1843) и радикал П. И. Пестель (1793 – 1826).

Этот этап характерен возникновением революционного демократизма, его слиянием с утопическим социализмом, распространением марксистских идей:

· критика не только феодального, но и буржуазного государства, отрицание всякого эксплуататорского строя;

· ненависть ко всем видам социального и политического угнетения, неравноправию, глубокая вера в светлое будущее народа;

· огромное внимание к национальному вопросу, обоснование его решения с позиции признания права наций на самоопределение.

Виднейшие представители российского революционного демократизма: А. И. Герцен (1812 – 1870), В. Г. Белинский (1811 – 1848), Н. Г. Чернышевский (1828 – 1889)

Идеи революционных демократов продолжили народники М. А. Бакунин (1814 – 1876), П. Л. Лавров (1828 – 1900), П. Н. Ткачев (1844 – 1885), Г. В. Плеханов (1856 – 1918).

Четвертый этап – коммунистический.

После революции октября 1917 г. и установления советской власти в России российская политическая наука развивалась только в одном направлении – марксизм-ленинизм. Политическая наука превратилась в наукообразный официоз, идеологическое обеспечение политики ВКП(б) – КПСС.

В рамках научного коммунизма рассматривались некоторые вопросы политической теории, но споры носили по преимуществу схоластический и ограниченный классовый характер.

С начала 90-х гг. XX в. в России начинается своеобразный ренессанс классической и неоклассической политической мысли.

Подводя итог развития политической мысли России, можно представить следующие идейно-политические течения:

1. Либерализм (идеология западничества). Сперанский М. М., Чаадаев П. Я., Станкевич Н. В., Анненков П. В.

К началу XX в. на его базе сформировались:

· классический либерализм. Чичерин В. Н.;

· социализированный либерализм. Новгородцев П. И.

2. Консерватизм (идеология славянофильства):

· реакционное славянофильство. Карамзин Н. М., Уваров С. С.,
Победоносцев К. П.;

· реформаторское славянофильство. Хомяков А. С., Данилевский Н. Я.,
Соловьев В. С.

3. Радикализм. Основы его заложили Радищев Н. А., Пестель П. И., Огарев Н. П., Герцен А. И., Белинский В. Г., Писарев Д. И., Чернышевский Н. Г. К началу XX в. на базе радикализма сложились:

· большевизм. Ленин В. И., Сталин И. В.;

· анархизм. Бакунин М. А., Ткачев П. Н., Лавров П. Л.

4. Социал-реформизм (меньшевизм). Мартов Ю. О., Плеханов Г. В.

Таков общий, далеко не полный обзор истории политической мысли. Политические проблемы продолжают существовать, жизнь порождает все новые и новые политические явления и процессы, а значит, и социальная значимость политической науки возрастает.

 

 

2.4. Политические идеологии

 

 

2.4.1. Идеология как общественное явление

 

В сфере политики решаются вопросы, которые касаются не только государства, общества в целом, но и в той или иной степени жизни каждого человека. Политические решения могут очень существенно влиять на условия, в которых протекает жизнь
каждого из нас.

Политические процессы, политическая жизнь проходят в различных формах, которые принято называть – идеологии и идейно-политические течения.

Идеология (греч. «идеология», от греч. «идея» – прообраз, идея; «логос» – слово, разум, учение) – учение об идеях.

В общем смысле идеология – это понятие, обозначающее структурную систему определенных (чаще политических, социальных или общественных) четко сформулированных положений и идей.

В более узком смысле идеология (в рамках системно-управленческого подхода) – это логическая и психологическая поведенческая основа системы политического управления, система взглядов и идей, политических программ и лозунгов, философских концепций, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, которые выражают интересы различных социальных классов, групп, обществ.

Термин «идеология» был введен в научный оборот французским мыслителем и государственным деятелем начала XIX в. А. Л. К. Дестют де Траси (1754 – 1836). Будучи последователем сенсуалистической гносеологии Дж. Локка, он ввел данный термин для обозначения учения об идеях, понимаемого им как учение об общих закономерностях происхождения идей из содержания чувственного опыта. Данное учение должно было выступать основными принципами для руководства как в науке, так и в социальной жизни. Поэтому А. Л. К. Дестют де Траси видел в идеологии систему знаний первооснов морали, политики, права.

Идеология как явление получила признание, и оказалось, что человек и общество живут в идеологическом пространстве точно так же, как и в мире политики, культуры, экономических отношений.

Идеология – это система взглядов и идей, дающая целостную трактовку общественной жизни, ее смысла, направленности, перспектив и предписывающая определенные способы решения общественных проблем.

Определяя таким образом идеологию, я должен заметить, что общепринятого определения категории идеологии нет. Более того, как отмечает А. Ю. Мельвиль[11], имеющиеся противоречат друг другу. В этом убеждают представленные в научной литературе следующие дефиниции. Идеология – это:

· процесс производства смыслов, знаков и ценностей в социальной жизни;

· совокупность идей, характерных для конкретной социальной группы или класса;

· «ложные» идеи, способствующие легитимизации господствующей системы власти;

· постоянно искажаемая коммуникация;

· формы мышления, мотивированные социальными интересами;

· тип идентификации;

· социально необходимые иллюзии;

· совпадение установок власти с преобладающим общественно-политическим дискурсом;

· деятельно-ориентированная группа убеждений и др.

Известно, что уже Наполеон Бонапарт понимал идеологию не как науку об идеях, а как некоторую совокупность идей, которые оторваны от реальной жизни, не имеют непосредственного практического применения, но способны нанести огромный вред.
Для него «идеологи – пустые мечтатели, не способные к практическим действиям, а их учения – «идеология», «опасная метафизика».

В истории политической мысли среди различных концепций идеологии четко выделяются две, самые авторитетные: К. Маркса и Карла Мангейма (Маннхема)
(1893 – 1947).

Марксистская трактовка показала, что идеология в широком смысле – это один из компонентов общественного сознания, идейная часть надстройки, которая детерминируется базисом общества прежде всего его экономическими отношениями. (Детерминировать – от нем. «детерминирен» – определять, обусловливать). Ф. Энгельс неоднократно подчеркивал, что политическое, правовое, моральное, религиозное сознание – это идеология.

В узком смысле марксистского понимания идеология трактуется как ложное, искаженное, иллюзорное сознание, которое детерминируется частными интересами господствующих классов (в первую очередь, буржуазии), а потом искажает истинную картину социальной реальности.

Классики марксизма подчеркивали, что социалистическое учение является наукой, а не идеологией. В этом они видели коренную противоположность своей социально- политической и философской доктрины как науки и различных либеральных, консервативных, религиозных и других течений общественной мысли как проявлений идеологического сознания.

Считая себя верным продолжателем марксова учения, В. И. Ленин (1870 – 1924) в своей трактовке идеологии все же существенно подвергает ее ревизии. Основываясь на марксистском положении о классовом характере общественных идей и теорий, В. И. Ленин ввел в оборот обществоведения понятие «научная идеология» и таким образом провел решающее разграничение не между наукой и идеологией, а между «научной идеологией» и «ненаучной идеологией».

По Ленину идеология может стать научной только в одном случае – если это пролетарская идеология и никакая иная. С одной стороны, Ленин признавал, что любая идеология партийна, т. е. отражает интересы одной определенной политической группы, но с другой стороны, он же писал о научной идеологии как об учении научного социализма,
т. е. марксизма. Тем самым научность идеологии у Ленина определяется не задачами познания, а напрямую связана с революционным характером пролетарской идеологии.

Развернутая либеральная трактовка идеологии принадлежит К. Мангейму, который в значительной мере отталкивался от некоторых марксистских идей, в частности о социально- классовой обусловленности идеологии и принципиальной противоположности научного и идеологического сознания.

Вклад Мангейма в понимание феномена идеологии заключается в следующем:

1. Мангейм противопоставил идеологию и утопию.

По Мангейму главное отличие между этими понятиями состоит в выполняемых ими общественных функциях. Идеология – сознание господствующих в обществе групп и классов, стремящихся сохранить существующий режим. Утопия – это сознание классов и групп, борющихся за власть в обществе; это идеи, служащие оправданием действий, которые направлены на свержение существующего общественного строя.

2. Мангейм считал несовместимость идеологии и науки.

Он ввел дополнительные понятия идеологии, отражающие данную несовместимость:

· частичное (партикулярное) понятие идеологии – идеология классов и групп;

· тотальное (всеобщее) понятие идеологии – идеология всего общества.

Современные подходы к идеологии основываются в основном на взглядах К. Маркса, К. Мангейма, В. И. Ленина и связаны с различными направлениями исследования идеологии: структурное, генетическое, функциональное, институциональное.

К основным функциям идеологии можно отнести следующие (Кугай А. И., Прошина Е. М.):

· гносеологическая – создание модели мира и определение места человека в нем;

· аксиологическая – оценка прошлого и настоящего на основе различных норм и ценностей;

· программно-целевая – формулирование цели деятельности группы, разработка программы ее достижения;

· футурологическая – моделирование развития своей группы и общества в целом;

· интегрирующая – формирование определенного подхода к тем или иным явлениям социокультурной практики общества;

· защитная – конкурентное взаимодействие с другими идеологиями;

· социально-организационная – определение принципов организации и управления жизнью общности.

Идеология и политика тесно взаимосвязаны. Это проявляется в следующем.

1. Идеология и политика универсальны.

Они охватывают различные области мысли, деятельности, поведения и могут определить их направление, цели и средства.

2. Идеология указывает политике систему идеалов и ценностей, к которой та должна стремиться.

3. Идеология и политика способны сочетаться, переплетаться друг с другом. При этом всякий дефицит политики, любая ее слабость, политический вакуум немедленно и неизбежно заменяется идеологией.

4. Идеология способна подчинить себе политику. Это происходит по внешним (угроза нападения, подготовка собственной агрессии и т. п.) или внутренним (спад в экономике, конфликты, социальная напряженность в обществе и т. п.) обстоятельствам.

Таким образом, идеология является сложным социальным явлением, имеющим объективно-субъективную природу. Идеологического вакуума в обществе быть не может, идеологию нельзя отменить без последствий для общества.

 

 

2.4.2. Политические идеологии

 

Политическая идеология – совокупность идей и взглядов и представлений определенных социальных групп, общностей на политику и политическую деятельность по достижению или использованию политической власти.

Другими словами, политическая идеология – это определенная доктрина, оправдывающая притязания той или иной группы лиц на власть и добивающаяся в соответствии с этой целью подчинения общественного мнения собственным идеям.

К основным современным политическим идеологиям относят либерализм, консерватизм, анархизм, социал-реформистскую и коммунистическую идеологии, а к идейно-политическим течениям – радикализм, фашизм, политический экстремизм, популизм, идеи альтернативных движений.

Рассмотрение современных политических идеологий начнем с либерализма.

Либерализм (от лат. «либералис» – свободный) – идеология сторонников парламентского строя и максимально возможной свободы в экономической, политической и других сферах.

Как определенное понятие, либерализм вошел в политический словарь 30 – 40 гг. XIX в., но творцами его по праву считаются Локк и Вольтер, Юм и Кант, Монтескье и А. Смит, Гете и Дидро.

На основе идей либерализма образовались политические партии, большинство из которых объединены в Либеральный интернационал, созданный в 1947 г. К 19 партиям – учредителям, принявшим «Манифест либералов», позднее присоединились еще 13 партий, так же «либералы-изгнанники» из стран Восточной Европы. В настоящее время во многих из этих стран либеральные партии действуют легально. В бывшем Советском Союзе либеральная демократическая партия была зарегистрирована в Министерстве юстиции первой (лидер – В. В. Жириновский).

В ряде стран либеральные партии являются правящими или входят в правительственные коалиции. В Европарламенте они имеют влиятельную фракцию.

Основные принципы либерализма:

1. Отдельный индивид первичнее и реальнее, чем общество и его институты, индивидуальные потребности и права важнее любых коллективных обобщенных прав и интересов.

2. Все свои законы и ценности человек создает сам.

3. Человек индивидуально свободен и ответственен перед своей свободой; в основе личной свободы и ответственности – частная собственность.

4. Государство создается на основе общего консенсуса и с единственной целью – сохранить и защитить естественные права человека.

5. Договорный характер отношений между государством и личностью. Отсюда вытекает представление о роли государства как «ночного сторожа». По мнению сторонников классического либерализма, «государства должно быть как можно меньше». Государство должно лишь поддерживать элементарный порядок и создавать условия для свободной экономической деятельности. Все основное регулирование в обществе должно происходить через механизм свободного рынка.

Основными политическими идеями либерализма являются следующие:

1. Приверженность парламентскому строю и традиционным парламентским процедурам.

2. Негативное отношение к разросшимся экономическим и социальным функциям государства.

3. Необходимость разделения властей, политический плюрализм и верховенство закона.

4. Обеспечение основных политических прав и свобод граждан, уважение достоинства человеческой личности.

5. Расширение практики плебисцитарной демократии, всенародного обсуждения законов, укрепление местного самоуправления.

6. Обоснование демократической сущности элитаризма, необходимости конкуренции элит.

7. Компромисс, консенсус в решении важнейших политических проблем.


Таким образом, для классического либерализма характерно:

· в мировоззренческой области – свобода от группировок, классовых и националистических предрассудков, космополитизм (от греческого «космополитес» – гражданин мира), гуманизм, терпимость, подчеркивание индивидуальности и самоценности личности, демократизм;

· в политической области – признание неотъемлемых прав человека, разделение законодательной и исполнительной власти, свобода выбора занятий, свобода конкуренции;

· в экономической области – требование отмены регламентации и ограничений со стороны государства, простор для частной инициативы, свободный рынок, создание условий для развертывания частного предпринимательства.

В начале XX в., особенно после того, как во время великой депрессии 30-х гг. чисто либеральные методы управления не смогли принести успеха, эта идеология выступает преимущественно в виде неолиберализма.

Неолиберализм допускает и даже предполагает постоянное вмешательство государства в экономику с целью создания и поддерживания благоприятных условий для конкуренции. Допускается государственное регулирование социальной жизни.

Консерватизм – (от лат. «консерварс» – сохранять) – идеология, ориентированная на защиту традиционных устоев общественной жизни, незыблемость ценностей, приверженность стабильности и упорядоченности, отрицание новаций.

Основы консерватизма были заложены в конце XVIII – начале XIX в. В числе его «родителей» Э. Берк, Ф. Новалис, А. Мюллер, Ж. де-Местр, Ф. Ламенне, У. Вордсворт и др.

Политический консерватизм имеет на вооружении парадоксальный лозунг: создать то, что достойно сохранению. Другими словами, в будущем восстановить прошлое.

История развития общественной мысли показала, что консервативные установки формируются и развиваются в периоды крупных и быстрых общественных перемен, резких поворотов социального развития.

Первоначальная форма консерватизма сформировалась прежде всего как реакция на перемены, вызванные Великой Французской революцией. Затем консерватизм менял несколько свои формы, принципы и идеи.

Основные принципы идеологии консерватизма можно сформулировать следующим образом:

1. Общество – это система норм, обычаев, традиций, институтов, уходящих корнями в историю.

2. Существующий институт предпочтительнее любой теоретической схемы.

3. Ориентация на государственный авторитет.

4. Пессимизм в оценке человеческой природы, скептицизм в отношении человеческого разума.

5. Неверие в возможность социального равенства между людьми.

6. Частная собственность – гарант личной свободы и социального порядка.

Основные политические идеи консерватизма:

1. Идея традиции, определяющей общественное бытие индивида.

2. Идея национального величия.

3. Идея социального неравенства и политической конкуренции.

4. Идея отказа от активного политического вмешательства в общественную жизнь.

5. Пренебрежение к парламентаризму и выборным институтам власти.

Неоконсерватизм стал направлением консервативной мысли с 70-х гг. XX в. и значительно отличается от классического консерватизма. Главное его отличие состоит в том, что неоконсерватизм – весьма динамичная и мобильная идейная система, направленная не в прошлое, а в будущее.

Неоконсерваторы восприняли многие идеи либералов, но на практике, придя к власти в ряде стран, остались на старых позициях.

Неоконсерватизм можно охарактеризовать следующими положениями:

· к развитию общества и человека могут вести только свободные рыночные отношения;

· поскольку свобода и равенство несовместимы, а социальное равенство невозможно, необходимо сосредоточиться на достижении свободы;

· необходимо сочетать демократию и власть элит, ибо классическая демократия неосуществима;

· главное право личности – право иметь собственность и свободно распоряжаться ею;

· государство должно быть сильным, но не ущемлять личные права и свободы граждан.

Анархизм (от греч. «анархия» – безвластие) – как политическая идеология провозглашает целью освобождение личности от всех форм принуждения со стороны власти и прежде всего – со стороны государства.

Анархизм как политическое течение сложилось в 40 – 70-х гг. XIX в. в Западной Европе.

В основе «классического» анархистского мировоззрения лежат следующие наиболее общие положения:

· индивидуализм;

· волюнтаризм и неверие в существование объективных законов общественного развития;

· защита мелкого собственника и мелкого землепользователя;

· тактика «прямого действия»;

· будущее принадлежит общественному устройству в виде свободной ассоциации производств, областей, коммун.

Вот то, что составляет общее у всех направлений анархизма. В чистом виде идеи анархизма не были воплощены нигде в общественной практике.

К основным разновидностям анархизма относятся следующие:

1. Анархо-индивидуализм. Он базируется на идее абсолютной свободы. Родоначальник этого течения М. Штирнер, отрицая государство, сводил социальную организацию общества к «союзу эгоистов». По мнению американских мыслителей Б. Такера и Й. Уоррена, последователей М. Штирнера, каждый человек должен иметь такую сферу активности, куда никто не имел бы права вмешиваться. В этом случае социальные отношения должны строится на основе обмена или контакта.

По мысли Б. Такера, каждая личность должна пользоваться максимальной свободой, совместимой с равной свободой для других.

2. Анархо-мютюализм (от фр. «мютюль» – взаимный). П. Ж. Прудон и его последователи считали, что каждый член общества может иметь средства производства, но жить при этом должен только своим трудом, не допуская паразитизма за счет ренты или эксплуатации человека человеком. За счет этого в обществе должен поддерживаться высокий уровень равенства между людьми. Деньги (как средство общения) перестанут существовать, их сменит взаимный натуральный обмен, а значит, исчезнет и государство.

3. Анархо-коллективизм. Сложился под влиянием идей М. А. Бакунина. По его мнению, каждая группа рабочих управляет своими средствами производства. Продукт труда делится по решению коллектива пропорционально труду каждого. Бакунин соединил путь социализма и свободы в одно целое. Известен его афоризм: «Свобода без социализма – это привилегия и несправедливость! Социализм без свободы – это рабство и скотство!»

4. Анархо-коммунизм. Берет свое начало от идей Элизе Реклю и П. А. Кропоткина.
В основе этой доктрины – вера в естественную человеческую солидарность. Будущее безгосударственное общество, по мнению Кропоткина, будет представлять собой систему свободных ассоциаций трудящихся.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.07 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал