Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пространственное измерение






Территория является важнейшим элементом выработки и осуществления политики.
Без конкретно определенной и закрепленной границами территории не может существовать и государство, которое некоторые исследователи определяют не иначе, как «корпорацию с территориальной основой».

И не удивительно, что достаточно долго люди искали ответы на политические вопросы в географии. Да и само место проживания нередко имеет политическое значение: существует значительная разница в политических представлениях людей, проживающих, например, в центре мира и его политической жизни (Париж, Вашингтон, Рим, Москва и т. п.), c теми людьми, чье место жительства – периферия мира, например столица любой из слабо развитых стран.

Как же соотносятся география и политика между собой? Связь между ними не вызывает сомнения. Так, размеры страны могут исключать некоторые из форм политического режима. Например, прямая демократия просто невозможна в стране, обладающей большими территориями. Она хороша для стран с ограниченными размерами территории. Один из выдающихся европейских мыслителей Ж.-Ж. Руссо, например, полагал, что прямая демократия вполне применима для стран, имеющих размеры острова Корсика.

О связи географии и политики свидетельствует и известная теория климата. Она берет начало от Аристотеля, Гиппократа и Геродота. С учетом климата Аристотель, к примеру, определял места расположения городов. Подобные идеи встречаются в наследии Фомы Аквинского, подчеркивавшего большое значение хороших климатических условий для размещения политических сообществ.

Важное политическое значение климата отмечал Ш. Монтескье. Он выявил связь между институтами, «имеющими своими объектами свободу», и климатом, способствующим последней. Автор «О духе законов» делит народы на те, кто в условиях тепла изнеживается, превращаясь в трусливых и зависимых, и тех, кто под воздействием холода активны и приобретают особую энергию. Народы теплых стран подвержены опасности быть завоеванными, тогда как народы стран холодного климата являются народами-завоевателями.

С позиций сегодняшнего дня и знания такие представления можно оценить как односторонние и весьма упрощенные. Однако для своего времени теория климата Ш. Монтескье имела большое значение. Она, в частности, открывала новые пути анализа объективных условий существования и развития политического сообщества.

Уже в XIX в. научное сообщество хорошо осознавало политическое значение географии для политики. Крупный французский историк Ж. Мишле в 1869 г. писал: «Народ как актер истории, без географической основы кажется идущим в воздухе, как на китайской картине, где нет земли». Земля является не только «театром действия, где оказывают влияние пища, климат, но и влияют самым разным образом гнездо, птица, родина, человек»[3].

Известны также попытки объяснения истории народов на основе противопоставления морских и континентальных стран (Персия против Античного мира, Рим против варваров, Англия против империи Наполеона и т. п.). При таком подходе получается, что морские страны являют собой мирные демократии, а континентальные – авторитарные империи.
При всей привлекательности такого подхода его ограниченный характер очевиден.

Менее спорный характер носят работы французского ученого А. Зигфрида. В своем знаменитом произведении «Политическая картина Западной Франции» (1914) он противопоставляет гранитные и известняковые страны. В первых – в достатке дождевой воды, жилища рассеяны, население довольно собой, и оно голосует преимущественно за правых. В известняковых регионах, как правило, дает о себе знать нехватка воды, жилища группируются вокруг водоемов, отношения между людьми достаточно напряженные, и население голосует преимущественно за левых.

Можно полагать, что исход голосования испытывает влияние климатических условий, более широко – географии. Но география сама по себе не определяет политическую волю, лежащую в основе политической системы, которые даже в условиях одной и той же климатической и географической зоны могут существенно отличаться друг от друга.

И тем не менее, есть все основания утверждать, что география лежит в основании политики. Это проявляется по трем направлениям.

Во-первых, география определяет союзы государств. Чаще всего, соседнее государство оказывается союзником, нежели врагом. Это диктуется политическими интересами.
Так, учитывая наличие общей границы, Франция всегда стремилась иметь добрососедские отношения с Германией. Наличие протяженной совместной границы СССР и Китая тоже объективно подталкивало к союзу этих двух стран. Хотя в реальности такой союз был далеко не всегда. Наконец, именно территориальное расположение во многом предопределяет добрососедский характер отношений России и Финляндии.

Во-вторых, география может быть источником коллективных мифов, во многом предопределяющих политические позиции и политическое поведение народов и их правителей. Достаточно, например, вспомнить о мифологической конструкции времен правления во Франции генерала де Голля «Европа от Атлантики до Урала», которая как обрела новую жизнь на рубеже 80 – 90-х гг. XX в. в связи с окончанием «холодной войны» и новыми возможностями в сотрудничестве стран и народов. Эти новые возможности перемешали географические, исторические и политические оценки, казавшиеся еще за несколько лет до указанных событий незыблемыми.

В-третьих, соединение географии с политикой положило начало целому научному направлению, получившему наименование «геополитика». После Второй мировой войны эта наука из-за порочащей ее связи с политикой гитлеровского рейха и откровенно агрессивный характер, казалось, навсегда ушла из жизни. Однако в конце 70-х гг. XX в. она оказалась востребованной и сейчас переживает второе рождение.

Более подробно о влиянии пространства на политику мы поговорим в теме «Геополитика».

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал