Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Политика и экономика 4 страница






Личность – индивид, носитель конкретно-исторических общественных отношений.

Личность в политологии – человек, относительно самостоятельный, активный участник общественно-политической жизни, обладающий разумом и свободой воли, имеющий политический статус гражданина или подданного государства.

Политические права – права личности, позволяющие ему быть гражданином и участвовать в управлении государством и общественной жизни.

Политическое сознание – совокупность взглядов и идей, выражающих отношение людей к геополитической действительности.

Политическая социализация – процесс усвоения личностью политических ориентаций, опыта, норм и традиций политической культуры; процесс вхождения человека в политическую жизнь и формирование у него политических представлений и установок.

 

 

Тема 12. Политические элиты и политическое лидерство

 

Антрепренерская систем а – система рекрутирования элит, обладающая открытостью, широким кругом селектората и высокой конкурентностью отбора.

Гильдий система – система рекрутирования элит, отличающаяся закрытостью, высокой степенью отбора, небольшим кругом селектората.

Лидер политический – авторитетный член организации, группы, общества в целом, личностное влияние которого позволяет ему играть существенную роль в политических процессах и ситуациях.

Элита политическая – относительно небольшая социальная группа, концентрирующая в своих руках значительный объем политической власти, обеспечивающая интеграцию, субординацию и отражение в политических установках интересов различных слоев общества и создающая механизм воплощения политических замыслов.

 

 

Тема 13. Национальная политика

 

Национальная политика – научно обоснованная система мер, направленная на реализацию национальных интересов, на решение противоречий в сфере национальных отношений.

Национальные отношения – отношения между нациями, этническими группами, а также между нациями и государством в лице его органов.

Национальный вопрос – вопрос о причинах возникновения недоверия, вражды и конфликтов между: 1) нациями и 2) нациями и существующей системой власти, а также о формах, методах и условиях его решения в интересах мирного сожительства наций.

Нация (от лат. «нацио» – племя, народ) – этнос, исторически возникшая социально-экономическая и духовная общность людей с определенной психологией и самосознанием.

Род – группа кровных родственников, совокупность нескольких семей, ведущих происхождение от общего предка.

Этнос (от греч. «этнос» – общество, группа, народ, племя) – исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими чертами и стабильными особенностями культуры и психологии, а также осознанием своего единства и отличия от других образований.

 

 

Тема 14. Политические конфликты

 

Конфликт военный – тип политического конфликта, вооруженное столкновение как форма разрешения противоречий между противоположными сторонами (государствами, коалициями государств, социальными группами).

Конфликт политический – столкновение противоположных общественных сил, обусловленное определенными взаимоисключающими политическими интересами и целями.

Кризис конституционный – фактическое прекращение действия основного закона страны.

Кризис парламентский – расхождение решений законодательной власти с мнением большинства граждан страны или изменение соотношения сил в парламенте.

Кризис правительственный – потеря правительством авторитета, невыполнение его распоряжений местными исполнительными органами.

Кризис политический – состояние политической системы общества, выражающееся в углублении и обострении имеющихся конфликтов, в резком усилении политической напряженности.

 

 

Тема 15. Мировая политика и международные отношения

 

Внешняя политика – деятельность государства на международной арене, а также общественных и политических организаций вне национальных границ по осуществлению своих потребностей и интересов.

Международные отношения – совокупность политических, экономических, дипломатических, военных, культурных, научно-технических и других связей и взаимоотношений между народами, между государствами и объединениями государств.

Мировая политика – сфера деятельности субъектов международных отношений,
а также приемы и средства международных отношений и внешней политики.

 

 

Тема 16. Геополитика

 

Безопасность – такое состояние отношений между государствами, при котором им не угрожает опасность войны либо другое посягательство извне.

Концепция национальной безопасности Российской Федерации – система взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности.

Национальная безопасность – защищенность государства от внешних и внутренних угроз, устойчивость к неблагоприятным воздействиям извне, обеспечение таких внутренних и внешних условий существования страны, которые гарантируют возможность стабильного прогресса общества и его граждан.

Геополитика (от греч. «геос» – земля) – деятельность государства в мировой политике с учетом географического положения, климата, природных ресурсов, территории и населения.

Пространство – термин, характеризующий протяженность субъектов и систем.

Территория (от лат. «территориум < терра» – земля) – пространство земли, внутренних и прибрежных вод, включая воздушное пространство над ними, с определенными границами.

Национальные интересы России – совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, географической, экологической и других сферах.

 


2. УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

 

 

2.1. Политология как система знаний о политике

 

 

2.1.1. Предмет и содержание политологии

 

Политика затрагивает интересы всех людей, каждого человека. Перефразируя известное выражение, можно сказать, что жить в обществе и быть свободным от политики невозможно.

Великий древнегреческий философ Аристотель Стагирит (384 – 322 гг. до н. э.) сформулировал положение о том, что «…человек по природе своей есть существо политическое…», а значит, в той или иной мере оказывается вовлечен в политическую жизнь. Вопрос заключается лишь в том, насколько осознанно личность становится субъектом и объектом политики, обдуманно делает свой политический выбор при голосовании в органы государственной власти или поддается сиюминутным симпатиям, случайным факторам.

Изучение политологии может помочь молодому человеку ориентироваться в сложном и взаимосвязанном мире политической жизни.

Политология (от греч. «политика» – государственные или общественные дела и «логос» – слово, знание, наука – буквальное значение: знание о политике, политической жизни) – наука о политике, ее взаимоотношениях с человеком и обществом и о политических отношениях.

Другим словами, политическая наука изучает особую сферу жизнедеятельности людей, связанной с государственно-политической организацией общества, политическими институтами, принципами, нормами, действие которых призвано обеспечить функционирование общества, взаимоотношения между людьми, обществом и государством на основе использования политической власти.

Высокая значимость политической науки определяется первостепенной ролью политики в жизни общества. На протяжении всей истории цивилизации политика оказывала важное воздействие на судьбы стран и народов, повседневную жизнь человека.

В нашей стране в советский период политология как самостоятельная наука не изучалась и не разрабатывалась. В советском обществе общественные науки были обязаны в основном комментировать и оправдывать принимаемые партийным руководством решения, содействовать приданию демократического вида фасаду авторитарно-бюрократической системы. Самостоятельность исследований в политической области, малейшее отклонение от марксистско-ленинской идеологии не поощрялось, использование опыта западных политологов рассматривалось как преклонение перед буржуазной «псевдонаукой», отходом от классовых позиций. Все это, в конечном счете, не способствовало развитию политологии, а изучение политических отношений в обществе ограничивалось практически только дисциплиной «научный коммунизм».

Несмотря на то, что в СССР политологию официально называли буржуазной лженаукой, в 1995 г. была открыта Советская ассоциация политических наук.

Историю развития политологии как учебной дисциплины условно можно разделить на следующие периоды.

1. Философский. Возникает в Древнем мире. Продолжается до середины XIX в.

Аристотель – основатель политической науки; Цицерон, известный оратор, также много сделал для развития этой науки; Платон; Николо Макиавелли – итальянский ученый, живший во Флоренции (XVI в.), который считается основателем современной политологии, первым представил политологию как самостоятельную науку.

2. Эмпирический. Середина XIX в. – 1945 г. XX в. Начинается изучение политологии научными методами. Большое влияние не ее развитие оказала социология. Возникает движение марксизм. Политология бурно развивается. В 20 – 30 гг. XX в. центром политологии становится США. Начинается преподавание политической науки.

3. Период рефлексии. 1945 г. XX в. – продолжается до наших дней. В 1948 г. под эгидой ЮНЕСКО был созван Международный конгресс политологов, где рассматривались вопросы политической науки, был определен предмет, объект, задачи политологии. Всем странам было рекомендовано ввести эту науку для изучения в высшие учебные заведения.

Согласно резолюции ЮНЕСКО политология изучает следующие основные проблемы:

· политическая теория;

· политические институты;

· партии, группы и общественное мнение;

· международные отношения.

Таким образом, исторически политология эволюционировала от восточной и античной философской и социально-политической мысли к формированию самостоятельных политологических научных направлений и дисциплин: политическая философия, политическая наука, теория государства, политическая история, социология политики и др.

Первыми научными учреждениями, специализирующимися на исследованиях в области политической науки, стали:

· Свободная школа политической науки во Франции (ныне – Институт политических исследований Парижского университета) – 1871 г.;

· Школа политических наук в Колумбийском университете (США) – 1880 г.;

· Лондонская школа экономической и политической науки – 1895 г.:

· Американская ассоциация политической науки – 1903 г., положившая начало созданию подобных ассоциаций в других странах.

Политология, как самостоятельная наука, имеет свой объект и предмет познания. Однако сфера политических отношений значительно шире того, что можно было бы назвать чисто политическим, и охватывает все объекты политической деятельности. Поэтому политические отношения изучает не только политология, но и философия, право, социология, история. Каждая из этих наук имеет предмет в изучении данного объекта.

Объектом политологии является политика, политическая жизнь общества в самых разнообразных ее проявлениях.

Предметом политологии являются объективные закономерности возникновения и эволюции политических интересов, взглядов и теорий, закономерности становления, функционирования и изменения политической власти, политических отношений и политической деятельности, развития политического процесса.

Каково же содержание политологии как науки и учебной дисциплины?

Политология представляет собой комплексную науку, включающую следующие отрасли политического знания:

1. Политическая философия – изучает ценностные аспекты властных отношений.

2. Политическая социология – изучает влияние гражданского общества на распределение власти.

3. Теория государства и права – изучает историю и закономерности возникновения государства и права.

4. История политических учений – изучает становление политической науки, основных понятий и теорий.

5. Политическая психология – изучает субъективные мотивации политического поведения.

6. Политическая география – изучает влияние климатических, географических и природных факторов на политическую жизнь.

7. Политическая история – изучает изменение политических институтов и норм в процессе эволюции общества.

8. Политическая антропология– изучает влияние родовых качеств личности, основополагающих потребностей человека в пище, одежде, духовном развитии,
в безопасности на политическое поведение[1].

9. Военная политология – изучает военную политику и вооруженные силы как государственный институт.

Важнейшими проблемами политологии являются:

· История политических учений.

· Общая теория политики.

· Теория политических интересов и политического сознания.

· Теория политической власти и властных отношений.

· Теория политических систем.

· Теория управления социально-политическими процессами.

· Теория политической культуры.

· Теория политических международных отношений.

Категории политологии представляют собой основные, наиболее общие фундаментальные понятия, отражающие существенные стороны предмета науки. Стержневой категорией политологии является категория «политическая власть». Своеобразие политологии и заключается в том, что все социальные явления и процессы она рассматривает относительно политической власти. Без власти не может быть политики, поскольку именно власть выступает средством ее реализации.

Кроме того, политология оперирует такими основными категориями, как политика и ее виды (внешняя, внутренняя, социальная, военная и др.), государство, демократия, политический режим, политическое сознание, политическая культура, политическая система, политическая партия, личность, элита, война, национальная безопасность и др.

Говоря о категориях политологии, важно помнить следующее: каждая категория имеет свое объективное содержание, присущее только ей. И всякий, оперирующий ее категориями, должен иметь в виду именно данное содержание, знать его. В противном случае будет трудно достичь взаимопонимания людей, исследующих или изучающих политическую сферу общества.

Политология, как наука, изучает закономерности функционирования и развития политики.

К числу закономерностей политологии можно отнести:

· закономерности возникновения, функционирования и развития политических интересов, взглядов, концепций и теорий;

· закономерности становления, функционирования и изменений характера и содержания политической власти;

· закономерности функционирования и развития политического процесса (политических отношений, политической деятельности).

Конкретными законами политологии являются следующие:

· приоритет интересов и прав личности над интересами и правами государства;

· верховенство закона в политической жизни;

· приоритет общечеловеческого над классовым в политике;

· зависимость характера и содержания общественной и публичной власти от господствующих в обществе экономических отношений;

· разделение власти как условие ее оптимального функционирования;

· политический плюрализм;

· обеспечение политической стабильности и надежной безопасности и др.

Для обобщенной характеристики специфических подходов к анализу и объяснению политики нередко используется понятие парадигмы.

Парадигма (от греч. «парадигма» – пример, образец) – это специфическая, мыслительная модель, определяющие способы восприятия и интерпретации действительности.

В истории политической мысли использовались различные общие парадигмы и прежде всего теологическая (религиозная), натуралистическая, социальная, рационально-критическая.

Теологическая парадигма базируется на сверхъестественном объяснении государственной власти, видит ее истоки в Божественной воле и религиозных кодексах (Святых Писаниях, Заветах пророков и т. п.).

Натуралистическая парадигма ориентирует на рассмотрение человека как части природы и объяснение политики природной средой: географическими факторами, биологической конструкцией, врожденными психическими свойствами и т. д.

Социальная парадигма по существу совпадает с социологическим подходом и истолковывает политику через влияние на нее других сфер общества: экономики, социальной структуры, права, культуры и т. д.

Рационально-критическая парадигма ориентирует на раскрытие внутренней природы политики, ее важнейших элементов и их взаимодействие, на выявление лежащих в основе динамики политической жизни конфликтов и т. д.

Понятие парадигмы отражает связь политической мысли с типами миросозерцания, с общими философскими картинами мира, господствовавшими в те или иные исторические эпохи. Как писал М. Вебер, «не интересы (материальные и идеальные), не идеи непосредственно господствуют над поведением человека, но «картины мира», которые создавались «идеями». Они, как стрелочники, очень часто определяли пути, по которым динамика интересов продвигала дальше [человеческое] действие».

Какие же методы использует политическая наука для изучения закономерностей, глубокого и всестороннего познания ее предмета?

В принципе, это могут быть любые методы, применяемые наукой. Наиболее важные и часто используемые ею методы можно разделить на следующие группы:

Первая группа – общие методы исследования политических объектов.

Социологический метод предполагает выяснение зависимости политики от общества, влияния на политическую систему экономических отношений, социальной структуры, идеологии, политики.

Социологический метод широко представлен в марксистских трактовках политики как надстройки над экономическим базисом, как отношений между классами, нациями и государствами.

Этот метод ярко выражен в теории заинтересованных групп А. Бентли, рассматривающей политику как сферу соперничества многочисленных общественных групп, преследующих собственные интересы.

Нормативный метод предполагает выяснение значения политических явлений для общества и личности, их оценку с точки зрения общего блага, справедливости, свободы и т. п. Этот метод ориентирует на разработку идеала политического устройства и путей его практического воплощения.

Функциональный метод требует выяснения зависимости между политическими явлениями, проявляющимися в опыте, например:

· взаимосвязь между уровнем экономического развития и политическим строем;

· зависимость между урбанизацией населения и его политической зрелостью;

· связь между количеством политических партий и избирательной системой.

Структурно-функциональный метод предполагает рассмотрение политики как целостной системы, обладающей сложной структурой, каждый элемент которой имеет свое назначение и выполняет определенную функцию.

Антропологический метод требует изучения обусловленности политики не социальными факторами, а природой человека.

Психологический метод сходен с антропологическим, но требует исходить в политических исследованиях из человека как конкретного индивидуума. Этот метод ориентирует на изучение субъективных механизмов политического поведения, индивидуальных качеств, черт характера, типичных механизмов психологических мотиваций.

Деятельностный метод дает динамическую картину политики. Он рассматривает политику как процесс, имеющий следующие стадии (этапы):

· определение целей, принятие решений;

· организация масс и мобилизация ресурсов на осуществление решений;

· регулирование деятельности;

· анализ полученных результатов и постановка новых целей и задач.

Исторический метод требует изучения политических явлений в их последовательном временном развитии, выявлении связи прошлого, настоящего, будущего.

Вторая группа – общелогические методы.

Эти методы относятся не к исследованию политических объектов, а непосредственно к организации и процедуре познавательного процесса.

В данную группу методов входят анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование, мысленный эксперимент, моделирование и другие подобные методы.

Третья группа – методы эмпирических исследований.

Эти методы также прямо не отражают специфики политологии и в основном заимствованы ею из конкретной социологии, кибернетики и других наук. К ним относятся: использование статистики, анализ документов, анкетный опрос, лабораторный эксперимент, теория игр и др.

Четвертая группа – методы, использование которых в совокупности превращает науку о политике в самостоятельную научную дисциплину.

Системный метод – состоит в рассмотрении политики как целостного, сложно организованного, саморегулирующегося механизма, находящегося в непрерывном взаимодействии с окружающей средой.

Бихевиоральный метод (от англ. «бихевиор» – поведение) – исследование политических явлений через анализ поведения индивидов и групп при исполнении ими определенных политических ролей.

Свое детальное обоснование применительно к политологии бихевиоризм получил в вышедшей в 1880 г. книге Вудро Вильсона. Использование этого метода в политологии опирается на следующие предпосылки:

· политика как социальное явление носит индивидуальный характер, значит из анализа индивидуального поведения можно вывести все групповые формы политической деятельности;

· господствующими мотивами в политике являются психические по своему происхождению ориентации;

· индивиды свои психические состояния и эмоции проявляют по-разному в различных политических явлениях и процессах;

· участвуя в политике, индивиды придают ей личностно-психологический облик, что влияет на эффективность политики.

Сравнительный метод – состоит в сопоставлении однотипных политических явлений. Целью этого метода является выявление их общих черт и специфики, нахождение наиболее эффективных форм политической организации или оптимальных путей решения задач.

На основе ранее сказанного можно выделить концептуальные теоретико-практические подходы к исследованию объектов политической жизни (методологии), к которым относятся:

1. Социологическая методология предполагает выяснение зависимости политики от общества, социальной обусловленности политических явлений, в том числе влияния на политическую систему экономических отношений, социальной структуры, идеологии, культуры. В своих крайних проявлениях представлена в марксизме – тезис зависимости политической структуры от экономического базиса.

2. Бихевиоралистская пришла на смену институциональной. Особое развитие получила в США в последней трети XIX в. Претендует на максимальную научность в политологии, широко использует методы естественных наук, конкретной социологии.
Суть бихевиоралистской методологии заключается в изучении политики посредством конкретного исследования многообразного поведения отдельных личностей и групп
(но не институтов). Конституирующие начала данного подхода: 1) политика имеет личностное измерение, групповые действия людей так или иначе восходят к поведению отдельных личностей, которые и являются объектом исследования; 2) доминирующие мотивы поведения людей – психологические, они могут иметь и индивидуальную природу; 3) политические явления измеряются качественно; это открывает перед политологами возможность использования математики.

3. Нормативно-ценностная предполагает выяснение значения политических явлений для общества и личности, их оценку с точки зрения общего блага и справедливости, свободы, уважения человеческого достоинства и т. п. Этот подход ориентирует на разработку идеала политического устройства и путей его практического воплощения.
Он исходит из должного или желаемого и в соответствии с этим строит политические институты и поведение.

4. Функциональная требует изучения зависимостей между политическими явлениями, проявляющимися в опыте, например, взаимосвязей между уровнем экономического развития и политическим строем, между степенью урбанизации населения и его политической активностью, между количеством политических партий и избирательной системой.

5. Системная, применительно к политике, была впервые разработана в 50 – 60-е гг. XX в. Д. Истоном и Т. Парсонсом. Суть этого подхода состоит в рассмотрении политики как целостного, сложного организма, саморегулирующегося механизма, находящегося в непрерывном взаимодействии с окружающей средой через вход и выход системы. Политической системе принадлежит верховная власть в обществе.

6. Антропологический подход противоположен во многом социологическому.
Он требует изучения обусловленности политики не социальными факторами, а природой человека как родового существа, имеющего инвариантный набор основополагающих потребностей (в пище, одежде, жилище, безопасности, духовном развитии и т. д.).

7. Психологический подход сходен с антропологическим. Однако, в отличие от последнего, он имеет в виду не человека вообще как представителя рода, а конкретного индивидуума, что предполагает учет его родовых качеств, социального окружения, особенностей индивидуального развития. Важнейшее место здесь занимает психоанализ, основы которого разработал Зигмунд Фрейд.

8. Социально-психологический подход аналогичен психологическому, однако применительно к индивидам, в зависимости от их принадлежности к социальным группам, этносам. С его помощью исследуется психологический характер этих групп (наций, классов, малых групп, толпы и т. д.).

9. Критико-диалектический подход широко применялся в советском марксизме. Анализ политических явлений проводился в контексте выявления внутренних противоречий как источника самодвижения. Пользуются им в неомарксизме (Ю. Хабермас, Т. Адорно и др.), прибегает к нему также леволиберальная и социалистическая мысль.

10. Сравнительная методология широко распространена в современной политической науке, в которой выделяется специальная отрасль знания – сравнительная политология (например, политические мировые системы: англо-американская, европейская, континентальная, восточная и т. д.). Этот подход предполагает сопоставление однотипных политических явлений, например, политических систем, различных способов выполнения одних и тех же политических функций и т. д. с целью выявления их общих и специфических черт, нахождение наиболее эффективных форм политической организации.

Специфика политологии предполагает и ее функции в обществе.

1. Гносеологическая или теоретико-познавательная функция. Суть этой функции в адекватном отражении политической реальности, раскрытии присущих ей связей и закономерностей. Благодаря этой функции раскрываются объективные тенденции социально-политического и экономического развития, трудности и противоречия в жизни общества, даются оценки политическим ситуациям.

2. Методологическая функция. С ее помощью раскрываются общие закономерности политики, различных политических систем, создается база для развития более частных политических теорий и для других общественных наук.

3. Аналитическая функция. Позволяет давать анализ, оценку результатов деятельности государства, партий и других элементов политической организации общества.

4. Регулятивная функция. Помогает обеспечивать воздействие людей и организаций на политический процесс, их участие в политических событиях.

5. Прогностическая функция. С ее помощью осуществляется предвидение политических процессов, своевременная корректировка политики.

6. Мировоззренческая функция. Позволяет правильно оценивать соотношение общечеловеческих и классовых интересов и определять свое место в политической жизни общества.

Какое же значение имеет политология? Что она дает молодому человеку, будущему специалисту?

Политология обучает искусству владения политикой, а значит, искусству властвования, умению руководить людьми и трудовыми коллективами. Формируя политическую культуру, воспитывает у молодого человека чувство гражданина, ответственность за Отечество.

Являясь частью демократической системы образования, воспитывает гуманизм, человечность и уважение к людям. Кроме того, знание основ политической науки помогает спрогнозировать возможный результат принимаемого решения.

 

 

2.1.2. Прикладная политология

 

Прикладная политология как понятие имеет два значения:

· прикладная политология как уровень исследования общественно-политической жизни. Основными методами прикладного уровня исследования являются эмпирические методы: наблюдение, контен-анализ, опрос, игровой метод и др.;


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.023 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал