Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Политика и экономика 5 страница






· прикладная политология как использование политологических знаний для политической практики. Это политические технологии, политическая аналитика и прогностика, политическая модернизация и др.

Рассмотрим содержательную часть прикладной политологии во втором значении.

В процессе деятельности человек стремится оптимизировать производство товаров, продуктов, услуг, да и всю свою жизнь.

Словарь С. И. Ожегова дает следующее определение технологии.

Технология (в переводе с греческого языка) – совокупность производственных процессов в определенной отрасли производства, а также научное описание способов производства.

Другими словами, технология – это практическое применение знаний и использование методов в производственной деятельности.

Роль технологии в общественных процессах – проблема давняя, и принято считать, что технология выполняла ключевую определенную роль в формировании развитых индустриальных обществ. В индустриальной социологии классификации различных типов технологии:

· классификация Блоунером четырех типов технологии: ремесла, машинного производства, сборочного конвейера и технологического процесса или автоматизации;

· классификация Вудвордом трех типов системы производства основана на степени технической сложности – мелкомасштабное и штучное, крупномасштабное и массовое производство, наконец, непрерывное производство.

Технология производства тесно связана с обществом в целом, а значит и с политической сферой. В политике действуют субъекты, и в зависимости от того, какие способы и приемы взаимодействия будут ими использованы, будет непосредственно зависеть и содержание политических процессов. Сами политические процессы есть не что иное, как результат определенных политических технологий.

Политические технологииэто совокупность целенаправленных, последовательных, заведомо эффективных приемов, способов, методов деятельности политических субъектов по достижению политических целей.

Появление политических технологий обусловлено рядом факторов.

Основные факторы, обусловливающие появление, формирование и применение политических технологий:

· потребность политических субъектов в рациональном и эффективном способе достижения целей своей политической деятельности;

· необходимость оптимизации политической деятельности;

· потребность в экономичных способах решения задач, возникающих перед субъектами политики;

· создание предпосылок для оптимизации и рационального разрешения политических конфликтов.

Политические технологии в структурном отношении представляют собой совокупность следующих компонентов:

1. Знания.

Знания, как структурный компонент политических технологий, воплощают в себе:

а) знание политической деятельности;

б) знание политических технологий;

в) знание целей, для достижения которых используются конкретные политические технологии.

2. Приемы, способы, методы изменения политических технологий.

Этот компонент политических технологий представляет собой совокупность конкретных умений и навыков совершения действий и достижения целей.

3. Ресурсы.

Это важный компонент, от которого непосредственно зависит результат, итог политических технологий. В качестве ресурсов политических технологий выступают: финансовые средства, техника, административные и информационные ресурсы и т. д.

Политические технологии можно рассматривать в двух плоскостях: теоретической и практической.

Политические технологии в теории – это политический консалтинг.

Политический консалтингэто предоставление профессиональных консультаций в политической сфере.

Политический консалтинг осуществляется специализированными фирмами или высококлассными специалистами и представляет собой набор конкретных рекомендаций по применению специфических приемов достижения целей.

Политический практикумэто использование конкретных политических технологий в политической деятельности.

Политические технологии представляют собой определенную последовательность этапов, приемов и способов, мероприятий и т. п.

Эту последовательность реализации политических технологий можно представить в следующем виде:

· уяснение цели (чего надо добиться, достичь);

· изучение обстановки, условий достижения цели;

· определение оптимальных путей достижения цели;

· подбор исполнителей (кадровое обеспечение);

· определение и формирование материального обеспечения (финансы, техника);

· определение способов, форм и методов достижения цели;

· прогнозирование продолжительности осуществления мероприятий достижения цели (время реализации политической технологии);

· составление плана-графика реализации политической технологии;

· сбор информации о ходе реализации политической технологии, формирование каналов обратной связи, внесение изменений в ход достижения цели (коррекция);

· анализ итогов реализации политической технологии;

· выводы.

Политические технологии можно типологизировать по следующим основаниям:

По конструктивности:

а) конструктивные, или светлые, политические технологии – это технологии, соответствующие имеющимся в обществе политическим традициям, политической культуре и конструктивные с точки зрения политических интересов общества;

б) деструктивные, или черные, политические технологии – это технологии, нарушающие политическую этику, противоречащие политической культуре и политическим традициям общества и запрещенные законом.

Это так называемый «черный пиар», дезинформации, сплетни, компромат, провокации, заговоры, террор и т. п.

По областям применения:

· технологии принятия политических решений;

· технологии разрешения политических конфликтов;

· технологии лоббизма;

· технологии использования СМИ;

· технологии политической рекламы;

· технологии организации и проведения выборов;

· технологии формирования имиджа (личности, лидера, партии, государства
и т. п.) и др.

Политическая деятельность – явление многогранное и сложное, зачастую непредсказуемое по итогам и результатам. Для успешной политической деятельности необходимо уметь анализировать и прогнозировать ситуацию и моделировать поведение.

Анализ (от лат. «анализис» – разложение) – мысленное или реальное расчленение объекта на элементы.

Политический анализэто метод исследование политических явлений и процессов путем их расчленения, разложения и дифференциации на элементы, составные части в целях выявления их сущностного содержания, взаимодействия и динамики.

Политический анализ является специфическим способом выработки политических рекомендаций и технологий политической деятельности.

Особенности политического анализа определяются следующими факторами и обстоятельствами:

1. Политическому анализу подвергается реальная проблема реальной ситуации.

Политический анализ призван в контексте сложившейся ситуации раскрыть причины возникновения конкретной проблемы, объяснить ее симптомы и содержание соответствующих факторов, определить динамику и перспективы развития, показать конкретные способы ее разрешения и урегулирования.

2. Политическому анализу подвергаются проблемы, которые обладают публичностью и политической значимостью.

Политическому анализу подлежат проблемы, затрагивающие деятельность институтов власти, интересы широких слоев населения, общественные ценности и верования, а также обладающие существенным значением для общества.

3. Политический анализ имеет перманентный характер (от лат. «перманентис» – непрерывный продолжающийся, постоянный).

Политический анализ имеет форму поискового познания, которая формируется по мере развития самой ситуации. Поскольку политическая ситуация является, как правило, незавершенной по времени и имеет краткосрочные последствия, то и политический анализ не всегда способен раскрыть до конца внутренние причины проблемы, а значит и предложить оптимальный вариант технологии решения проблемы. Поэтому анализ конкретной ситуации служит предпосылкой, основанием для корректировки деятельности и базой для анализа новой проблемы.

4. Политический анализ одной и той же ситуации может выявлять разные проблемы и как следствие – разные рекомендации относительно возможных технологий. Эта особенность объясняется конкурентной природой политической сферы. Ведь представители правящей и оппозиционной партий в преддверии выборов нуждаются в совершенно противоположных оценках и технологиях. Так же по-разному могут относиться к политическому кризису и представлять себе технологии его урегулирования представители органов государственного управления и общественных движений, представляющих интересы граждан, наиболее страдающих от действий этих государственных органов.

Политический анализ предполагает решение следующих задач:

· определение задействованных в ситуации субъектов, изучение каждого из них, а также выяснение характера их функционально-ролевых и психологических взаимоотношений;

· выявление расстановки политических сил в зависимости от их интересов и приверженности к политическим идеологиям;

· выявление ресурсов и потенциала политических субъектов;

· определение основных параметров окружающей среды (место политического события, его глубина и широта, социальная характеристика населения, активность электората и т. п.);

· уточнение реально сложившихся норм и регламентов деятельности, которых придерживаются субъекты;

· выяснение предпосылок и причины, влияющих на поведение политических субъектов;

· определение последствий событий прошлого и настоящего.

Политический анализ строится на целостной системе методов, используемых в политологии: структурно-функционального, системного, исторического, нормативного, бихевиорального, антропологического, социокультурного и др.

В контексте изучаемых нами проблем применяются методы, позволяющие конкретизировать зависимости и параметры конкретной деятельности субъектов. К таким методам относятся следующие:

1. Метод ивент-анализа. В этом случае политический процесс представляется в качестве некоего ряда событий – принятие законов, проведение демонстраций, акций политического протеста или одобрения, которые упорядочиваются и связываются между собой на основе той или иной логики.

2. Метод корреляционного анализа. Суть этого метода состоит в связывании и измерении связи между постоянными и переменными факторами развития той или иной ситуации.

3. Метод пат-анализа. Этот метод разведения и установления зависимости между действиями внешних (экзогенных) и внутренних (эндогенных) переменных факторов.

4. Методы контент-анализа (эмпирической социологии).

К таким методам относятся:

· интервьюирование;

· тестирование;

· опросы общественного мнения и т. д.

Технология политического анализа представляет собой совокупность следующих этапов:

1 этап – концептуализация проблемы.

Это предполагает ее формулировку, содержательную характеристику наиболее важных черт и структурных компонентов, отличий от иных проблемных ситуаций. Иногда этот этап называют этапом идентификации (от лат. «идентификаре» – отождествлять – признание тождественности, отождествление объектов, опознание).

2 этап – моделирование проблемы.

Этот этап включает выработку представлений, несколько упрощающих, но одновременно предполагающих целостное восприятие ее наиболее значимых элементов, структуры, внешнего очертания и внутреннего содержания.

3 этап – составление программы исследования проблемы.

4 этап – выбор методов анализа проблемы. Сбор и уточнение поступающей информации.

5 этап – выработка рекомендаций, советов, установок на действие, т. е. выбор технологий решения проблемы.

Таким образом, политический анализ служит для выбора, определения той или иной политической технологии решения проблем и является основой для политического прогнозирования.

Политическое прогнозирование (от греч. «прогнозис» – предсказание, суждение о чем-либо в будущем) – это научно обоснованное суждение о возможных и вероятных в будущем состояниях политической системы, политических процессов, явлений и событий на основании известных сведений об их состоянии в прошлом и настоящем.

Прогнозирование – это не угадывание будущего. В прогнозе исходят из того, что к явлениям будущего нужны вероятностный подход с учетом широкого набора возможных вариантов.

Типология политических прогнозов:

1. По проблемно-целевому критерию:

а) Поисковый прогноз – определение возможных состояний политического явления, объекта в будущем.

Поисковый прогноз, как правило, не связан с принятием политических решений, а выполняет функцию поиска проблемных узлов. Поисковые политические прогнозы часто публикуются в прессе. Выявляя основные тенденции в современном процессе, авторы прогнозов стремятся продолжить их в будущее, конструируя тем самым новые состояния политической системы.

Такие прогнозы могут иметь сценарный характер: выявляется несколько доминирующих тенденций и показывается по очереди, как будут развиваться события в случае, если каждая из них в прогнозном периоде будет превалировать.

б) Нормативный прогноз – поиск путей и сроков достижения возможных состояний политического явления, принимаемых в качестве цели.

Этот прогноз отвечает на вопрос: «Какими путями достичь желаемого?». Прогнозируется достижение желательных состояний на основе заранее заданных норм, идеалов, ценностей. Нормативное прогнозирование является предпосылкой управления, помогает выработать рекомендации по повышению уровня объективности и эффективности решений.

Если поисковый прогноз строится на определенной шкале, спектре возможностей, по которым затем устанавливается степень вероятности прогнозируемого явления, то при нормативном прогнозировании происходит такое же распределение вероятностей, но уже в обратном порядке: от заданного состояния к наблюдаемым тенденциям.

2. По критерию воздействия прогнозов на объект прогнозирования:

а) Самосбывающийся прогноз – это настолько сильное воздействие на объект, что прогноз сбывается, даже несмотря на отсутствие реальных предпосылок для этого.

Прогноз о неизбежности конфронтации может действительно подтолкнуть политические силы к конфликту, даже при наличии реальной возможности избежать конфронтации.

б) Самоопровергающиеся прогнозы – это прогнозы, имеющие цель не реализоваться на практике. Главное в этих прогнозах – показать негативные последствия одного из возможных вариантов развития политической ситуации, с тем чтобы предотвратить подобное развитие событий.

3. По временному критерию или по периоду упреждения – промежутку времени, на который рассчитан прогноз:

а) Оперативный прогноз – до одного месяца – содержит лишь детально-количественные оценки и рассчитан на перспективу, на протяжении которой не ожидается сколько-нибудь существенных изменений объекта исследования – ни качественных,
ни количественных.

б) Краткосрочный прогноз – до одного года – рассчитывает на перспективу только количественные изменения, т. е. содержит общие количественные оценки.

в) Среднесрочный прогноз – обычно до 5 лет – охватывает перспективу между кратко- и долгосрочными прогнозами с преобладанием количественных изменений над качественными.

г) Долгосрочный прогноз – от 5 до 15 – 20 лет – рассчитан на перспективу не только количественных, но и преимущественно качественных изменений, т. е. здесь преобладают качественно-количественные оценки.

д) Дальнесрочный (сверхдолгосрочный) прогноз – за пределами долгосрочных – охватывает перспективу, когда ожидаются столь значительные качественные изменения, что по существу можно говорить лишь о самых общих перспективах развития объекта.

Следует учитывать, что в политике серьезные качественные изменения могут произойти достаточно быстро (революция, переворот, экономический кризис, конституционная реформа и др.). В силу этого прогнозы лучше строить не по качественному, а по временному критерию, используя оперативное и краткосрочное прогнозирование.

Политическое прогнозирование основывается на системе методов, процедур и приемов. Российский политолог А. В. Павлов предлагает следующую типологию методов политического прогнозирования.

1. Интуитивные – методы, которые применяются тогда, когда объект прогнозирования настолько сложен (что встречается очень часто), что аналитически учесть влияние множества факторов практически невозможно.

Они включают в себя:

1) индивидуальные экспертные оценки – в эту группу входят «метод интервью», аналитические докладные записки, написание сценариев и т. д.;

2) в группу коллективных экспертных оценок входят анкетирование, методы «комиссии», «мозговые атаки» (коллективная генерация идей);

3) дельфийский метод (от названия древнегреческого г. Дельфы, известного своим оракулом) характеризуется тремя особенностями:

· анонимность экспертов;

· независимость оценок, данных каждым экспертом в отдельности;

· статистическая характеристика группового ответа.

2. Формализованные методы включают:

· системно-структурные методы – функционально-иерархическое моделирование, морфологический анализ, структурная аналогия;

· ассоциативные методы, к которым, в первую очередь, относят историко-логический анализ;

· методы опережающей информации включают методы анализа потоков публикаций (в том числе контент-анализа), оценки значимости событий и пр.

Российский политолог Ю. В. Ирхин, кроме того, выделяет следующие методы политического прогнозирования:

· метод исторических аналогий – перенос на объект прогнозирования закономерностей развития имевших место в прошлом сходных явлений и процессов;

· метод экстраполяции – определение будущих возможных состояний объекта прогнозирования на основе ретроспективного анализа его количественных характеристик и выявление тенденций их изменения;

· метод сценариев – построение логической последовательности событий, показывающей, каким именно образом будет с определенной степенью вероятности развиваться во времени тот или иной процесс или явление;

· метод построения «дерева целей» – логическое деление объекта прогнозирования на иерархически связанные между собой структурные элементы;

· метод построения сетевых графиков – нахождение «критических точек» политического развития и поиск оптимальных путей достижения поставленной цели.

На основе политического прогнозирования строится прогнозное моделирование, которое может осуществляться в следующих формах:

· словесное описание;

· графическое представление – модель в виде чертежей, кривых, графиков и пр. Используются, прежде всего, в качестве дополнений, иллюстраций к другим способам задания моделей;

· блок-схемы – распространенный способ описания политических моделей (политических систем, государственных и политических органов), используется для действующих политических субъектов;

· математическое описание – формулы и математические операции, особенно широко используется в прогнозирование электорального поведения в период избирательных кампаний.

Таким образом, можно выстроить цепочку: политический анализ – политический прогноз – политическая модель. Эта логическая схема является фундаментом, основанием для формирования политических технологий.

Понятие «модернизация» возникло в политологии в 1960-е гг. для обозначения процессов развития, происходивших в развивающихся странах. Теории модернизации основывались на методологии анализа традиционного и современного общества, разработанной М. Вебером, Ф. Теннисом и Э. Дюркгеймом, критериях социального и политического развития, сформулированных Т. Парсонсом, Л. Паем и др. В политологии исследованию процессов модернизации были посвящены работы Г. Алмонда и Л. Пая, Д. Аптера и С. Липсета, Ш. Айзенштадта и С. Хантингтона, Д. Растоу и Ф. Шмиттера.

В теории модернизации можно выделить два направления: либеральное и консервативное.

Либеральная теория модернизации рассматривала процесс модернизации как переход от традиционного к современному обществу, т. е. как своего рода процесс «вестернизации». Представители либерального направления исходили из универсальной картины общественного развития. По их мнению, все страны развиваются по единой схеме и образцу. Несмотря на многообразие культур, традиций, исторических и социальных особенностей, специфики темпов развития, во всех странах должна сформироваться примерно сложная модель социальной системы. Ее основными чертами должны стать: рыночная экономика, открытое общество, новые информационные технологии, развитые сети коммуникаций, социальная мобильность, рациональность, плюрализм, демократия, свобода. По существу данная теория провозглашала победу либеральных ценностей в мировом масштабе. Логика такого подхода кратко и афористично сформулирована американским политологом Ф. Фукуямой: это своеобразный «конец истории».

С точки зрения либерального подхода к анализу модернизации можно выделить первичную и вторичную модернизацию. Первая представляет собой опыт развития западных стран, вторая – это своего рода модернизация вдогонку, копирование опыта развитых стран странами развивающимися. Политическая модернизация изображается сторонниками этого подхода как процесс становления демократических институтов, формирования гражданского общества, конкурентной политической среды и расширения политического участия масс.

Либеральная теория модернизации подверглась критике с двух сторон: со стороны радикалов и со стороны консерваторов. Первые указывали на явный идеологический характер теории, экспансию западных ценностей и моделей, непригодных, по их мнению, для других цивилизаций, зависимый характер развития. Вторые делали акцент на внутренних противоречиях процесса модернизации, конфликте политического участия и институционализации, сохранении политической стабильности и порядка (как условиях успешного социально-экономического развития), соответствии характера и направленности процессов развития национальным и историческим особенностям развивающихся стран.

Один из наиболее заметных представителей консервативной теории модернизации С. Хантингтон отмечал, что основная проблема политической модернизации – это создание прочных и организованных институтов, способных эффективно решать наиболее важные для общества проблемы. Уровень их демократизма и открытости в это период является второстепенным вопросом.

С точки зрения процедурной теории демократизации процесс перехода к демократии – это результат взаимодействия гражданского общества и элитных групп, своеобразный итог политической деятельности наиболее важных и влиятельных политических групп.

Модели перехода к демократии. В процессе перехода к демократии различные авторы выделяют несколько этапов, или фаз. Так, в одной из первых моделей перехода к демократии, созданной Д. Растоу, период транзиции разбивается на три этапа:

· подготовительная фаза, при которой происходит поляризация интересов;

· фаза принятия решений сводится к выработке согласия относительно основных правил политической игры и политического поведения;

· фаза привыкания, в процесс которой происходит адаптация к ценностям демократии и их укрепление.

Таким образом, политология представляет собой стройную систему знаний, имеет свою методологию исследования такого сложного явления, как политика.


2.2. Сущность и содержание политики

 

 

2.2.1. Происхождение политики

 

В последнее время мир стал свидетелем колоссальных политических процессов. Получают принципиальные изменения целые политические системы стран, формы государственных структур, демократические институты. Модернизируются, образуются или распускаются международные или блоковые государственные союзы. Мир стал более безопасным и открытым к международному сотрудничеству. Преобразуется политическая карта мира.

Это все политика и результат политики. А что такое политика? Каково содержание этой категории?

В свое время русский историк В. О. Ключевский писал, что политические термины имеют свою историю, и мы неизбежно впадаем в анахронизм, если, встречая их в памятниках истории отдаленного времени, будем понимать их в современном смысле.

Это относится и пониманию категории «политика».

Давайте кратко проследим, какое значение имело понятие «политика» в истории.
В научный оборот термин «политика» ввел Аристотель. По его определению политика – это цивилизованная форма общности, которая служила достижению «общего блага» и «счастливой жизни». Такой формой Аристотель считал античный полис (город-государство).

В Древней Греции под словом «политика» понималось все, что относилось к государственной деятельности. Платон и Аристотель считали политикой управление государством. Аристотель, назвав человека политическим существом, считал правильным те формы государственного устройства (монархия, аристократия, полития), при которых целью политики является общее благо.

Если в политическом управлении небольшими городами-государствами непосредственно участвовали все граждане, то в гигантских нациях-государствах, пришедших на смену полисам, согласование разнородных интересов различных групп осуществлялось правящей элитой и опиралось на искусство достижения и умелого использования государственной власти. Не случайно уже в 1515 г. итальянский общественный деятель, политический мыслитель, ученый Николо Макиавелли
(1469 – 1527) определял политику как «совокупность средств, которые необходимы для того, чтобы прийти к власти и полезно использовать ее». Итак, политика есть обращение с властью, заданное обязательствами и зависящее от могущества властителя или народа, а также от текущих ситуаций.

Даль В. И. рассматривал политику как науку государственного управления, виды, настроения, цели государя, образ его действий, нередко скрывающий подлинные цели. Политик, по Далю, это умный, ловкий (не всегда честный) государственный деятель, умеющий наклонять дела в свою пользу, кстати молвить и вовремя смолчать.

Немецкий социолог Макс Вебер (1864 – 1920) отмечал, что политика «имеет чрезвычайно широкий смысл и охватывает все виды деятельности по самостоятельному руководству. Говорят о валютной политике банков, о дисконтной политике Имперского банка, о политике профсоюза во время забастовки; можно говорить о школьной политике городской и сельской общины, о политике управления руководящего корпорацией, наконец, даже о политике умной жены, которая стремится управлять своим мужем».

Французский энциклопедический словарь Ларусс утверждает, что политика есть искусство, доктрина о государственном управлении, а также деятельность тех, кто управляет или хочет управлять делами общества.

В Популярном политическом словаре, изданном в Москве в 1924 г., политика рассматривается как искусство управления государством и как определенное направление действий государства, партий, учреждений.

Ожегов С. И. в «Словаре русского языка» определяет политику как деятельность органов государственной власти и государственного управления, отражающую общественный строй и экономическую структуру страны.

Следует сказать, что термин «политика» является многозначным, что предполагает всякий раз уточнения значения, в котором оно употребляется. В качестве примера приведем трактовку политики В. И. Лениным:

· устройство государственной власти;

· участие в делах государства, направлении государства, определение форм, задач, содержания деятельности государства;

· отношение между классами, нациями и пр.;

· политика – это концентрированное выражение экономики.

С позиций сегодняшнего политологического знания не представляется возможным полностью принять эти и некоторые другие интерпретации политики, свойственные марксизму. В самом деле, отождествление политики с государством означает преднамеренное сужение области политики. Государство не единственный субъект политики. В ней участвуют, наряду с государством, политические партии, разного рода движения, социальные группы и т. д. И мы можем сказать, что ни классы, ни нации, ни расы не являются субъектами политики – совокупность людей, принадлежащих к любой из этих общностей, никогда не выступает совместно ради общей политической цели как единая политическая сила.

Советский философский энциклопедический словарь рассматривает политику как деятельность, связанную с отношениями между классами, нациями и другими социальными группами, ядром которых является проблема завоевания, удержания и использования государственной власти.

Приведенные определения позволяют сделать вывод, что политика это:

· участие в делах государства, определение форм, задач, содержания его деятельности;

· управленческая деятельность;

· деятельность в сфере отношений между классами, нациями, партиями и государствами;

· совокупность событий или вопросов государственной, общественной жизни;


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.021 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал